Иран: реформаторы применяют запрещённый приём

12 июня завершилась предвыборная кампания президента Ирана
13 июня 2013  12:58 Отправить по email
Печать

12 июня завершилась предвыборная кампания президента Ирана.

«Чем больше голосов получит конкретный кандидат на предстоящих президентских выборах, тем сильнее ему придется противостоять внешнему давлению», - сказал Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, сообщает в среду Mehr News Agency.

Верховный лидер выразил удовлетворение подготовкой голосования 14 июня, сказав, что люди хотят верховенства закона.

Как мы ранее уже предполагали, за несколько дней до выборов один из членов коалиции «2+1» – Г. А. Хаддад Адель отказался от участия в президентских выборах, объяснив это тем, что «наличие нескольких кандидатов от консервативного лагеря ослабит их шансы против реформаторов», сообщает в понедельник агентство IRNA. Но добавим, что другие оставшиеся консерваторы пока продолжают президентскую борьбу в полном составе. А это значит, что между ними продолжаются (судя по последним теледебатам, довольно ожесточенные) переговоры о том, кто из них должен представлять команду консерваторов. Отсутствие конкретного лидера и нежелание со стороны кандидатов-консерваторов уступать теоретическое кресло президента своему условному «единомышленнику» еще раз подтверждает нашу мысль об отсутствии единства в стане высшей элиты.

Но более примечательным, на наш взгляд, стало другое изменение в президентской гонке, о возможности которого мы писали в предыдущей статье (http://ostkraft.ru/ru/articles/732): кандидат-реформатор Мохаммад Реза Ареф отказался от борьбы в пользу кандидатуры другого кандидата-реформатора (хотя, конечно, в его отношении это определение не до конца верно; чаще его относят к умеренным консерваторам, которые близки к реформаторам) Хасана Рохани.

Через свой официальный сайт Ареф заявил, что его это решение связано с соответствующим предложением со стороны экс-президента М. Хатами, лидера реформаторов: «в знак уважения к личности М. Хатами и его опыту на посту президента, я отказываюсь от дальнейшего участия от борьбы за пост президента», - заявил он.

Сразу после этого многие оппозиционные и реформаторские деятели и группы также заявили о своей поддержке кандидатуры Рохани, сообщил в среду реформаторский новостной портал Nooruz.

Бывший президент Ирана М. Хатами 11 июня через свой личный сайт заявил о своей поддержке Х. Рохани и призвал «всех реформаторов – сторонников изменений в стране» голосовать за его кандидатуру.

Известно, что Ассоциация священнослужителей Combatant и некоторые другие влиятельные религиозные организации поддерживают в президентской гонке Рохани.

Женское общество Исламской Республики Иран объявило о своей поддержке Хасана Рохани в предстоящей президентской гонке, сообщил ранее сайт Aftab News. Примечательно, что Захра Мостафави - дочь покойного лидера Ирана имама Хомейни, является генеральным секретарем Женского общества Исламской Республики Иран. В официальном заявлении от имени Общества она отметила: «Рохани – наиболее подходящий кандидат в этой сложной ситуации, благодаря его достижениям в дипломатической деятельности и курсу по установлению хороших отношений с различными фракциями и политическими группами».

Отстраненный от участия на выборах экс-президент Х. Рафсанджани 11 июня в ходе своей встречи со студентами заявил, что Х. Рохани решил участвовать на выборах «по моему совету». Далее он так же призвал всех своих сторонников голосовать за Х. Рохани.

Влиятельный депутат Али Мотахари сказал, что «никто не может предугадать, кто выиграет на выборах, но шансы Рохани на выход во второй тур выборов очень высоки».

По последнему опросу издания Аср-е Иран (перс. Иранское время) из 39 000 опрошенных читателей 75% собираются проголосовать за Х. Рохани. За следующего за ним по результатам опроса М. Б. Галибафа собираются проголосовать 7% читателей, а за С. Джалили – 6%. В то же время отметим, что опрос Fars News, в котором приняли участие свыше 22 000 респондентов, показал, что предварительно лидируют М.Б. Галибаф и С. Джалили, которые и выйдут во второй тур выборов.

Такая всесторонняя поддержка со стороны влиятельных политиков и общественно-политических деятелей, с одной стороны, вполне может поменять исход выборов, так как вопреки всем ожиданиям высшего духовенства, кандидат-реформатор станет президентом. Т.е. может исполниться и другой наш прогноз: мы вновь можем стать свидетелями победы «темной лошадки» в президентской гонке, как это было при избрании двух предыдущих президентов ИРИ. С другой стороны, при обнаружении фактов потасовки в ходе выборов реформаторы могут стать во главе народного протеста.

Интригующим в этом плане, стала информация, «просочившаяся» на днях в агентство Fars News, о том, что Рохани может быть дисквалифицирован из президентской гонки. Основополагающей причиной называлось то, что он якобы «раскрыл в ходе теледебатов конфиденциальную информацию, касающуюся ядерной программы Ирана». Но также сообщалось, что причиной могли стать антиправительственные лозунги, которые скандировали его сторонник (в том числе, и «смерть, смерть диктатору!»). Но впоследствии эта информация была опровергнута со стороны официальных органов в правительственных структурах.

После прошедшей акции протеста на похоронах оппозиционного аятоллы Дж. Тахери в Исфахане, власти запретили траурные мероприятия в его честь в Тегеране и Куме. Как сообщил оппозиционный сайт Kaleme, единственное траурное мероприятие теперь пройдет в г. Наджафабад (в провинции Исфахан).

Хасан Рохани родился 12 ноября 1948 года в г. Сорхех провинции (остана) Семнан. По национальности – перс. Окончил юридический факультет Тегеранского университета и в 1972 году получил степень доктора в университете Глазго (Великобритания).

За годы Исламской Республики он был несколько раз избран депутатом Меджлиса. Во время войны с Ираком был членом Высшего Оборонного Совета. В период президентства Рафсанджани и Хатами в течение 16 лет работал на посту руководителя Высшего Совета Национальной безопасности и на этом посту вел переговоры об иранской ядерной программе с европейскими государствами. Был членом Совета экспертов с 1999 года, членом Совета целесообразности – с 1991. С 1992 года является главой Центра стратегических исследований. Женат, имеет двоих сыновей и двух дочерей. Владеет арабским и английским языками.

Х. Рохани заявляет, что вступить в президентскую гонку его побудило желание урегулировать экономические проблемы страны. Во внутренней политике он обещает в случае своего избрания повысить зарплаты рабочих на 40% пропорционально росту инфляции, сообщает в понедельник агентство ILNA. По его словам, нынешнее положение дел в экономике является результатом экономических, культурных, социальных и политических проблем.

Согласно «Пресс-папье», Хасан Рохани является одним из самых антитурецки настроенных политиков Ирана. Для него Азербайджан, по сути, является логическим продолжением Турции. Настрой Рухани по отношению к Баку настолько радикален, что он не постеснялся выступить с антиазербайджанским заявлением во время президентской кампании, рискнув потерять поддержку со стороны иранского тюркоязычного населения. Так, 1 июня 2013 года в интервью одному из иранских сайтов Рохани заявил: «Не будет преувеличением сказать, что Азербайджан сегодня представляет для национальной безопасности Ирана серьезную угрозу».

Но, на наш взгляд, главной интригой нынешних выборов является вовсе не эти рокировки. В своей предыдущей статье на тему иранских выборов мы уже писали о «многонациональном составе населения Ирана, что, по сути, является ничем иным, как миной замедленного действия под государственным строем этого государства. Сегодня даже иранские политики сами не скрывают, что страну ожидает большие потрясения в плане обострения межнациональных отношений, которые могут завершиться расчленением Ирана, отделением от него некоторых национальных областей (Азербайджана, Курдистана, Белуджистана, Хузистана и пр.)». Мы и сегодня уверены в том, что независимо от того, с какой целью выступают с таким заявлением некоторые кандидаты, возможные раскачивания в области межнациональных отношений, на наш взгляд, вполне могут обернуться достаточно плачевными последствиями для Ирана, так как «сам факт обсуждения межнациональных отношений в высших кругах политиков является хоть и не прямым, но хотя бы косвенным доказательством провала одной из основополагающих концепций Исламской революции, согласно которой в Иране «нет наций, а существует мусульманская умма». А это является достаточно тревожным сигналом для дальнейшей судьбы всего нынешнего государственного устройства Ирана».

То, что после отказа от участия в президентской гонке М. Арефа его единомышленник Х. Рохани взял его эти слова на вооружение, доказывает, что реформаторы идут ва-банк, применяя «запрещенный прием». Так, во время своего выступления в провинции Курдистан Хасан Рохани сказал, что все народы, проживающие в Иране, должны иметь равные гражданские права. «Я не ставлю различий между статьями 3,15, 19 и 22 конституции Ирана», - добавил Рохани. По его мнению, иранский народ - единый народ, и тот, кто ставит различия между курдами, тюрками, лурами, белуджами, туркменами, арабами и персами, тот сам не иранец.

Вслед за ним независимый кандидат Мохсен Резаи пошел еще дальше и заявил: «В кабинете министров Ирана будут работать министры, представляющие все национальные и этнические меньшинства, проживающие в Иране, в частности курдская интеллигенция», сообщает в понедельник иранское информационное агентство ISNA. Между этническими меньшинствами не должно быть разногласий, сказал Резаи. «Между курдами и другими этническими меньшинствами нет никаких различий. В стране не должно быть, чтобы поддерживались одни меньшинства и игнорировались другие», - отметил он.

По его словам, чтобы поднять благосостояние народа, наряду с тем, что работу должны выполнять специалисты и профессионалы, необходимо также обеспечить интересы религиозных и национальных меньшинств, сказал кандидат в президенты.

«Если я буду избран президентом, то выполню статьи 15 и 19 конституции Ирана, предусматривающие получение образования на своих родных языках всеми национальными меньшинствами. Меня не беспокоит, что национальные меньшинства будут учиться на своих родных языках», - подчеркнул Резаи.

Второй тревожный, на наш взгляд, момент завершающего этапа предвыборной гонки связан с недавним заявлением представителя армии Ирана. Командующий иранской базой ПВО «Хатам аль-Анбия», бригадный генерал Фарзад Исмаили, призвал военных не вмешиваться в ход президентских выборов в стране, сообщает в воскресенье информационное агентство İSNA. Он также призвал военных не присоединяться к политическим группам. «Военные должны быть осторожны, чтобы не нарушить 40-ю статью Уголовного кодекса Вооруженных сил. Данная статья запрещает присоединяться к политическим группам и вступать в политические трения. Если военные будут вступать в политические трения, безопасность страны будет нарушена», - сказал Исмаили.

Исмаили также запретил военным пропагандировать голосовать за какого-либо кандидата в своих семьях и среди населения. «Если будут голосовать за какого-либо кандидата, то этот голос будет считаться голосом, данным Исламской Республикой. Поэтому каждый сам должен избирать достойного кандидата», - добавил Исмаили.

Конституция Ирана хоть и запрещает военным вмешиваться в политику, но по сообщению некоторых международных СМИ, в ходе предыдущих нескольких выборов все же были случаи, когда военные теми и или иными способами вмешивались в ход выборов.

Тогда о чем конкретно говорит данное заявление? Не предупреждает ли армия руководство Ирана, что, мол, она не достанет для него горячие каштаны из огня? Не напоминает ли это действия турецких военных, которые в ходе недавних событий в некоторых областях Турции плотным кордоном стояли между манифестантами и полицейскими, чтобы последние силовыми методами не подавили протесты? Ответ на эти вопросы мы узнаем уже после 14 июня 2013 года.

P.S. Отметим еще один факт, который является далеко не простой символикой. Все оставшиеся шесть кандидатов, так или иначе (в качестве бойцов, командиров или официальных лиц), являются участниками Ирано-иракской войны. Можно констатировать постепенную смену поколений в иранской элите, когда первое поколение руководителей ИРИ уходят за кулисы политической сцены страны, и их место занимают лидеры второго поколения, прошедшие через все годы войны и вышедшие из нее победителями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть