Основные кандидаты на пост президента Ирана: Мухаммад Багер Галибаф и Саид Джалили

Продолжение публикации
2 июня 2013  15:35 Отправить по email
Печать

* * *

Мухаммад-Багер Галибаф

Мухаммад-Багер Галибаф родился 23 сентября 1961 в г. Мешхед в семье курда и персиянки. По национальности курд, а по вероисповеданию шиит. Мэр Тегерана с 2005 года.

Мухаммад-Багир Галибаф пошел служить в КСИР (Корпус стражей Исламской революции) в 19 лет в 1980 г. и уже в 22 года стал командиром дивизии “Наср” из провинции Хорасан. А затем служил в ВВС (тоже в составе Корпуса стражей). В 1999 был назначен начальником полиции Ирана. Будучи командующим полицией ИРИ, Калибаф перестроил и глубоко модернизировал силы полиции, создал систему экстренного реагирования (“система 110”). В 2005 г. Галибаф принял участие в президентских выборах, проиграв Махмуду Ахмадинежаду (набрал 14% голосов). В сентябре того же года Городской совет Тегерана избрал его мэром города 8 голосами из 15. До него этот пост занимал Ахмадинежад. После того, как Галибаф был избран мэром Тегерана, из города была убрана печально известная тюрьма “Евин”. На ее месте возник парк для отдыха тегеранцев. Он также создал собственный сайт (http://www.ghalibaf.ir) для общения с избирателями.

Главное жизненное кредо Галибафа: “Я не верю в популизм и одурачивание народа - мой подход всегда был логическим, научным и систематичным”. Исходя из этого, за годы своей работы на посту мера столицы Галибаф реформировал государственную службу, ввел 380 районных советов в городе и стал привлекать частный капитал для развития инфраструктуры. Он не боится инвестировать бюджетные деньги в инновации в области общественного транспорта. Также его любят за то, что на посту мэра он совмещает консерватизм и исламский взгляд на вещи с пониманием необходимости реформ. Галибаф выступает против строгой мусульманской формы одежды для женщин. Вместе с тем, когда во время второго срока Хатами в иранском хиджабе стала намечаться неприкрытая разнузданность, именно Галибаф смог вернуть женщин обратно в рамки приличия без резких движений – полиция нравов на улицах страны появились именно в его бытность шефом полиции.

Кроме этого, он часто ездит на работу на мотоцикле, и сидит за штурвалом самолета (чтобы поддержать форму), что способствует его имиджу в глазах молодежи как наиболее продвинутого кандидата.

Галибаф не совсем политик, - пишет блогер Анатолий Эль Мюрид, эксперт по Ближнему Востоку,– Он, скорее, хороший чиновник, управленец и “крепкий хозяйственник”. По его мнению, “в случае его прихода к власти основной упор исполнительная власть будет делать на решение внутренних экономических проблем, связанных с преодолением последствий продолжающейся жесткой блокады, так и ряда ошибочных, по его мнению, решений Ахмадинежада, по поводу которых весьма жестко критиковали последнего его политические противники. Внешней политикой в таком случае, вероятнее всего, будут заниматься десантированные в правительство люди Рахбара. Может быть, тот же Велаяти”.

Вместе с тем, Галибаф известен в стране своей приверженностью к жестким военно-полицейским методам подавления народного недовольства. Известно, что он, будучи на посту начальника тегеранской полиции в 2003 г., приказал открыть огонь по мирной демонстрации студентов Тегеранского университета, видеоролики которых недавно появились в интернете. Исходя из этого, правозащитники активно критикуют М. Галибафа за многочисленные нарушения гуманитарных прав. С другой стороны, некоторые в Иране тоже недовольны его противоречивым поведением и высказываниями.

Кроме сказанного, его избранию может помешать коррупционные скандалы в столице, в которых так или иначе ряд его подчиненных оказались замешанными.

Галибаф выступает как активный противник участия Рафсанджани в выборах. “Участие в президентских выборах экс-президента Ирана Акбара Хашеми Рафсанджани является угрозой демократии”, - цитирует его слова агентство Tasnim. По его мнению, “Возвращение Хашеми к власти будет величайшим шагом к угнетению иранской нации”. Он уверен в том, что участие Рафсанджани в выборах “вызовет в стране биполярную политическую напряженность в течение четырехлетнего срока”, и “приведет народ к лишениям”.

Мухаммад-Багер Галибаф в одном из своих предвыборных выступлений подверг резкой критике нынешнего главу государства Махмуда Ахмадинеджада. Галибаф осудил отрицание Холокоста (Катастрофы) европейского еврейства. “Это позволяет нашим злейшим врагам, сионистам, оправдывать репрессии в отношении палестинцев. Защита интересов народа Палестины – приоритет нашей внешней политики, отрицание Холокоста только вредит Ирану на международной арене”, - заявил он в интервью агентству Tasnim. Он подчеркнул, что, выступая против сионизма, он ничего не имеет против евреев. “Мы поддерживаем палестинцев 30 лет, но благодаря мудрости аятоллы Хомейни и аятоллы Хаменеи, никто не мог упрекнуть нас в антисемитизме. Так было, пока не подняли вопрос о Холокосте”, - сказал Галибаф.

Галибаф заявляет: “Одно время Ахмадинежад утверждал, что антииранские резолюции ООН и наложенные санкции – всего лишь клочок бумаги. Но теперь говорит, эти санкции привели нас к состоянию паралича. Все эти проблемы свидетельствуют о неразумной внешней политике руководителя правительства”.

Такая критика внешней политики предыдущего президента вызывает некоторое недоумение у любого наблюдателя. Мы в предыдущей статье о выборах президента Ирана уже сообщали о том, как глава Высшего Совета Национальной Безопасности Хосейн Нагави Хосейни, выступая против некоторых внешнеполитических инициатив неназванных кандидатов, открыто говорит, что все это не входит в полномочия президента. “Потому что восстановление отношений с США не входит в полномочия президента. Только религиозный лидер может принимать решение в этом вопросе”, заявил он.

Мы не собираемся тут проанализировать недостатки иранской Конституции и законодательства. Вместе с тем, если внешняя политика государства полностью находится в компетенциях Духовного лидера страны, тогда причем тут Ахмадинежад и его правительство? Кого собирается обманывать г-н Галибаф ? Собственный народ?

В вопросах ядерной программы Ирана Галибаф, согласно его словам, более склонен к поиску дипломатического решения, чем Ахмадинеджад. Он отметил, что переговоры – не самоцель, а средство: “Мы готовы к диалогу с Америкой. Для нас это не табу”. Галибаф также обещал защищать национальные интересы в международных отношениях, добавив, что это может произойти только через национальное единство, стабильность и безопасность.

В своем телевизионном обращении к народу Мохаммад-Багер Галибаф подверг критике экономическую ситуацию в Иране. Он заявил, что имеющиеся в стране проблемы оказывают влияние как на богатые, так и на бедные слои населения. По его мнению, экономика Ирана находится в состоянии неопределенности и нуждается в реформировании. Добавив при этом, что экономика страны излишне политизирована, он обязался восстановить экономическую стабильность в течение двух лет в случае его победы на президентских выборах. Он также заявил, что займется решением социальных вопросов, вопросов дискриминации, бедности, инфляции и безработицы.

Галибаф известен в стране еще своими скандальными заявлениями. Видимо, чтобы изменить свой скандальный имидж на глазах у электората, в своем вышеназванном заявлении он обещает, что будет действовать в рамках закона и Конституции, не занимаясь фаворитизмом или политическими дискуссиями.

Многие наблюдатели прогнозируют, что избрание Галибафа на пост президента будет означать как ставка на перемен в обществе. Вместе с тем, никто из них пока не знает предугадать, в какую именно сторону пойдут эти перемены. “В рамках избирательной кампании Галибаф позиционирует себя как представителя двух крайностей: эффективный современный делец в нем должен понравиться молодёжи, силовик - заручиться поддержкой консерваторов. Он может обеспечить неожиданный исход выборов - при условии, что ему удастся сохранить баланс между этими двумя составляющими своего имиджа”, пишет Раниях Саллум из SPIEGEL-а. В этом смысле, автор оценивает Мохаммад-Багер Галибафа как “сторонник жесткой линии и хипстер в одном лице”.

Таким образом, Галибаф предстает в качестве “кота в мешке”. Такой непрогнозируемый человек на посту президента Ирана вряд ли сможет сулить стране ясные перспективы.

Саид Джалили

Саид Джалили родился 6 сентября1965 в Мешхеде. Он доктор философии и политологии из университета имама Садека, тема докторской работы было “Парадигма Политической Мысли об Исламе в Святом Коране”. Во время ирано-иракской войны служил в Корпусе стражей Исламской революции. Был ранен в ногу. После войны занимал пост главы администрации Высшего руководителя, а позже - заместителя министра иностранных дел по странам Европы и Америки. С октября 2007 года - секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана, и, следовательно, главный ядерный посредник Ирана. Свободно говорит на английском и арабском языках.

По своим политическим убеждениям является консерватором, несмотря на то, что выдвинулся для участие на президентских выборах как независимый кандидат. В самом начале избирательного цикла ряд иранских СМИ распространяли информацию о том, что Фронт стабильности исламской революции хотел представить Джалили в качестве своего кандидата.

Главным недостатком Саида Джалили считают его небольшой опыт в управленческой сфере, хотя он известен как человек с сильной политической волей, способного принять серьезные решения. Главным его преимуществом многие считают то, что он опытный и очень авторитетный аппаратчик. Поэтому некоторые наблюдатели в Иране и за его пределами считают его одним из фаворитов президентской гонки. “Сопротивление и прогресс” - под таким лозунгом Джалили намерен оживить идеи Исламской революции 1979 года, если будет избран президентом страны. “Мы хотим иссушить корни сионистского режима, капиталистической и коммунистической систем. Мы продвигаем нашу собственную исламскую систему. Подчеркнув свою верность идеалам исламской революции 1979 года, Саид Джалили заявил, что “любой, кто станет следующим президентом Ирана, должен продолжать идти по пути исламской революции и должен использовать все имеющиеся ресурсы для достижения целей революции.

Саид Джалили уверен в том, что расширение международных отношений может значительно помочь повысить экономику страны и внутреннее производство. Судя по всему, этот момент является ключевым в его плане экономического развития страны. Далее он добавил, что усилия должны быть приложены, чтобы раскрыть потенциал людей, особенно молодежи, полностью, чтобы способствовать благосостоянию в стране, сообщает Mehrnews.

Саид Джалили обещает продолжить политику сопротивления “высокомерному” Западу. Об этом он заявил в ходе своего первого митинга в Тегеране, в котором приняли участие тысячи его сторонников. “Мы уже неоднократно заявляли, что хотим большего распространения силы ислама во всем мире и сокращения влияния высокомерных держав”, - сказал в своем выступлении на митинге Джалили.

В недавнем интервью “Файнэншл Таймс” Саид Джалили, в продолжение своей мысли о противостоянии Западу, сказал: “В случае победы на выборах, я воспользуюсь своим опытом переговоров с представителями Запада для продолжения политики противостояния требованиям западных держав”, сообщает Farsnews.

Я намерен придерживаться курса “прогресса, справедливости и сопротивления Западу”, заявил Джалили, подчеркнув при этом, что Исламская Республика преодолеет международные санкции, введенные Западом против иранской ядерной программы.

Военная мощь Ирана такова, что у наших врагов не будет ни малейшей возможности довести до конца хотя бы одну атаку на Исламскую республику. Сионистский режим сейчас находится в упадке, он ослаблен до такой степени, что потерпел поражение и в войнах с противником гораздо меньшего масштаба, чем Иран”, заявил С. Джалили.

Он Ирана уверен в том, что итоги президентских выборов в июне не повлияют на программу обогащения урана. По его словам, Иран будет продолжать свою деятельность в этой связи, не испытывая малейшего страха перед внешним давлением. В эксклюзивном интервью телеканалу Евроньюс Джалили добавил, что Тегеран за счет предоставления информации и всевозможного сотрудничества удовлетворил все запросы МАГАТЭ. Уровень сотрудничества Ирана с МАГАТЭ он расценил как беспрецедентный. Глава иранской делегации на атомных переговорах отметил, что ИРИ активно взаимодействует с МАГАТЭ в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (inosmi).

По поводу сирийского кризиса Джалили заявил, что за развязанную в Сирии войну заплатит не только сирийский народ, но и вся Европа.

С. Джалили уверен в том, что есть много проблем общего беспокойства между Ираном и другими странами, такими как латиноамериканские государства, которые должны быть исследованы.

По его мнению, Ирано-российские отношения, без всякого сомнения, в состоянии стать основным ядром, вокруг которого мог бы формироваться и наращиваться региональный потенциал противостояния американскому гегемонизму.

Несмотря на то, что некоторые сторонники отстроненнего от выборов Х. Рафсанджани выступают против кандидатуры С. Джалили, в то же время в Иране есть очень влиятельные силы, поддерживающих его на предстоящих выборах. К последним относится лидер Фронта стабильности Исламской республики аятолла Мисбах Язди, кто объединяет вокруг себя влиятельнейшие духовные лица. Недавно избирательный штаб Исфендияра Машаи – не допущенного к выборам, также поддержал его кандидатуру на предстоящих выборах. О своей поддержке С. Джалили также заявила Общеиранская коалиция преподавателей и студентов “Дождь надежды” (“Баран-э омид”).

На этом мы заканчиваем ознакомление читателей с основными кандидатами в президента Ирана, так как уверены в том, что остальные кандидаты будут выполнять роль статистов на выборах. Конечно, если мы были бы уверены в том, что выборы на самом деле пройдут честно и прозрачно, могли бы особо остановиться на кандидатуре от реформистов Реза Арефа. При объединении реформистов вокруг этого кандидата в условиях действительно демократичных выборах, его участие на выборах могло бы стать самым большим сюрпризом 11-х выборов президента Ирана. Увы, на сегодня такой уверенности у нас нет.

Исходя из этого, есть вероятность, что, скорее всего, один из тех трех кандидатов от консерваторов – А.А. Велаяти, М.Б. Галибаф и С. Джалили, о которых мы написали, может стать будущим президентом Исламской Республики Иран. Кто именно из них, скорее всего, знает только Духовный лидер Ирана.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть