Львовские парадоксы: Галичина – это не Украина

Видные львовские интеллектуалы сегодня становятся последовательными критиками версии украинского национализма в исполнении «Свободы»
29 марта 2013  23:29 Отправить по email
Печать

Политический успех украинской националистической партии «Свобода», получившей заметное представительство в Верховной Раде, и последующие парламентские инициативы активистов партии по «защите украинского языка и обычаев», вызвали парадоксальную реакцию на исторической родине «свободовцев» - Галичине.

Видные львовские интеллектуалы сегодня становятся последовательными критиками версии украинского национализма в исполнении «Свободы», выдвигая в качестве одного из противовесов идеологическим конструктам этой партии проект рождения собственно галичанской идентичности. При этом если «свободовский вариант» активно эксплуатирует образ «врагов» и направлен на отторжение какого-либо инородного влияния, галичанский, напротив, рождается через синтез исторических и национальных акторов региона – украинского, русского, польского и еврейского элементов.

Второй парадокс. Создание партией «Свобода» парламентской фракции привело к тому, что её главной электоральной базой становится вместо Львова Киев. Несмотря на то, что по сравнению со сравнительно однородно заселенным галичанским регионом украинская столица может похвастаться большим разнообразием национальной принадлежности горожан. Отсюда можно сделать вывод, что киевляне более восприимчивы к вульгарной версии украинского национализма, который проповедуют «свободовцы». В том числе, это касается представителей столичной интеллигенции, не способных, да и не желающих интеллектуально оспаривать прямолинейные посылы силы, которую многие европейские политики и аналитики причисляют к «фашистской».

Отметим, что «Свобода» - это не просто «русофобская» партия, что могло бы послужить своего рода простительной слабостью для надднепрянской интеллигенции. По сути, «свободовцы» играют против всех. Один из последних инцидентов, свидетельствующих об этом, произошёл в марте сего года в Ужгороде. Как сообщили СМИ, несколько десятков активистов «Свободы» напали на венгерских туристов, среди которых были и дети, сорвали с них кокарды с венгерской символикой, обзывая «фашистами». В интервью изданию «Неделя» лидер закарпатских «свободовцев» Олег Куцин обосновал подобные действия тем, что «Венгрия ведет антиукраинскую деятельность на территории Закарпатья, в частности, поддерживает русинский сепаратизм, устанавливает на украинской земле памятники, порочащие честь украинцев, вывешивает флаги Венгрии, лоббирует введение венгерского как второго государственного языка, пользуясь законом Колесниченко – Кивалова».

В противовес этому действуют галичане. Во-первых, они признают реалии де-факто федеративного устройства Украины на ментальном уровне. По мнению львовских интеллектуалов, украинское общество может существовать в едином пространстве, но при условии признании особенностей составляющих его региональных общин – языковых различий, восприятия и оценки исторических событий и персоналий, форм местного самоуправления. При этом они готовы видеть в Галичине тех, кого отторгают вульгарные националисты. «За счёт чего живут националистические движения, партии, инициативы в Западной Украине? С кем они борются? С русскими, с русскоязычными, с киевской властью. То есть, со всеми, кого здесь нет, - отмечает главный идеолог и модератор львовского клуба «Митуса» Владимир Павлив. - И если забрать этот образ врага, тогда мы, галичане, спросим: а с кем вы тут хотите бороться? Здесь мы как бы все свои. Думаю, тогда они очень быстро потеряют почву под ногами». Что касается местных русских, отдельно уточняет Владимир Павлив, то большинство из этих людей готовы интегрироваться в наше общество, но, из-за националистических настроений галичан или постоянного выделения их в виде так называемых «москалей» или «пятой колонны», очень сложно провести такую ​​интеграцию.

Об исторической платформе формирования современной галичанской идеи, точнее, о том, на чём она не должна строиться, рассуждает историк Василий Расевич. Он предлагает отказаться от одного из главнейших мифов украинского национализма - справедливости украинского освободительного движения как такового накануне Второй мировой войны и во время её. «Формирование дивизии СС «Галичина» в условиях, когда было чётко понятно, что нацистская Германия никогда не предусматривала места независимой Украины, свидетельствовало о близорукости и даже глупость политического руководства одной из ветвей ОУН, - пишет он в своей статье в львовском издании «Захид». - А если к этому добавить непримиримую вражду между ОУН Андрея Мельника и ОУН Степана Бандеры и критически посмотреть на неоправданно кровавую деятельность Службы Безопасности ОУН против мирных украинцев, то сразу становится понятным, что выбор этой линии исторической традицией ведёт сегодняшнюю Украину в тупик, а то и к полной дезинтеграции». Соответственно, считает Василий Расевич, галичанская идентичность не может опираться на наследие ОУН-УПА. Тем более что на этом поле уже топчется «Свобода».

Таким образом, перед львовскими интеллектуалами встают непростые задачи. В первую очередь, им необходимо сформулировать демократическую версию украинского национализма на основе мультикультурности и многонациональности. Во вторую очередь, противопоставить эту платформу вульгарному национализму, который сейчас набирает силу в Киеве, являясь основой консенсуса для ведущих оппозиционных партий. Ведь когда, держась за руки, вместе вышагивают Олег Тягнибок («Свобода»), Арсений Яценюк («Батькивщина») и Виталий Кличко («Удар») – это не просто публичный акт с пиар-составляющей, а свидетельство определённых умонастроений. В том случае, если львовские интеллектуалы справятся с этой задачей, они могут получить поддержку не только демократических сил во всей Украине, но и симпатии Польши и России.

Станислав Стремидловский - политолог, главный редактор газеты «Цена вопроса», специально для ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (7):

Владимир
Карма: 15
30.03.2013 03:38, #5543
Ну, что сказать?
У нас тут где-то
(и Стремидловский видел это!)
образовались-появились
(и я б сказал, не запылились)
Премудрые и добрые нацисты !
И где-то очень-очень
близко-близко !
Они нацистов злых преодолеют
И русским, и полякам, и евреям
лбы наконец побреют
(в оселедцы),
включив их в общность новую,
на всяку демократию готовую.
Уж так готовы,
Стремидловский говорит,
что даже русских "у неё" включить
для них, что в воду плюнуть.
Тем более, что надо думать,
те русские и сами уж готовы !

Львовяне во втором и третьем поколеньи
готовы целоваться и с евреем !
Но с этим гадом, как всегда проблемы…
Его уж не осталось.
Вот пассаж!
А что же Стремидловский наш?
Он, видно, горд своим родством
с такими
нацистами не очень дорогими.

Ну, в общем, я уж это,
ей-богу, братцы,
слышал где-то.
Что Украина - не Россия,
Галычина не Украина.
И я не я,
и хата не моя.

Ну, что за бред ?
Что за х..ня?
Алекс
Карма: 124
30.03.2013 09:45, #5545
В ответ на комментарий Владимир #5543 (30.03.2013 03:38)

Шедевр! :-)
Владимир
Карма: 15
30.03.2013 18:26, #5552
В ответ на комментарий Алекс #5545 (30.03.2013 09:45)
Алекс, я частенько теряюсь в догадках. Вот и сейчас, не вполне уверен, вы говорите слово "шедевр" с иронией, подтрунивая и/или высмеивая мое "выступление" или поддерживаете мою позицию. Хотя, будучи знаком с Вашими предыдущими постами, склоняюсь к мысли, что Вы мне единомышленник, а не критик.

Если я скажу, что у таких авторов, как Ильф и Петров, Бронислав Нушич, Гашек, Джером, Мартти Ларни есть целые страницы, вызывающие непрекращающиеся и постоянно усиливающиеся приступы хохота, то я, по сути, ничего не скажу. Но, что интересно, читая вот этот "материал" про "галычанские парадоксы", я ощущал тоже самое чувство - наростающий смех. Ну, посудите сами:

(1) - "видные львовские интеллектуалы сегодня становятся последовательными критиками ...";
(2) - "через синтез исторических и национальных акторов", значительная часть которых изведена под корень, так сказать синтез немцев ФРГ с пелазгами,
(3) - русофобия, которая "могла бы послужить своего рода простительной слабостью";
(4) - "здесь мы как бы все свои" - а это уже практически верно, за две попытки избиения своих "диссидентов" (сначала русинов, а потом "комуняк") им, похоже, действительно удалось сформировать этакое людоедское, иезуитское греко-католическое "монолитное единство", очень своеобразную ментальность, быстро распространяющуюся по Украине;
(5) - в цитате из Русевича практически каждое слово - это кадр из "Брильянтовой руки":
Владимир
Карма: 15
30.03.2013 18:46, #5553
(5.1) - "предлагает отказаться от одного из главнейших мифов украинского национализма - справедливости украинского освободительного движения как такового", это, вообще-то, чуть ли не отказ от примата непогрешимости Папы;
(5.2) - "Формирование дивизии СС «Галичина» в условиях, когда было чётко понятно, что нацистская Германия никогда не предусматривала места независимой Украины, свидетельствовало о близорукости", вот если бы предполагала эта самая нацистская Германия это самое место независимой Украины - ну, тогда другое дело!, тогда не близорукость!, - "Не в свои сани не садись" Александра Островского ;
(5.3) - "неоправданно кровавая деятельность Службы Безопасности ОУН против мирных украинцев", - к остальным можно, к титульным "неоправданно"!, но самый цимес - это вот это "неоправданные", блин, - буквально "Мимино": А!, люстра? - это уже когда уходили случайно стулом зацепил;
(6) - "демократическая версия украинского национализма" - а это уже из "Национальных особенностей": Водка-то хоть хорошая была? - А какой она еще может быть?...

И, наконец, апоХВеоз, так сказать :

(7) - "В том случае, если львовские интеллектуалы (интеллектуалы!!!) справятся с этой задачей, они могут получить поддержку не только демократических(!) сил во всей Украине, но и симпатии Польши и России." - отвечаю, - справятся – справятся !, со всеми они справятся !, Совдэпии-то уж нет – бояться больше не кого…

Владимир
Карма: 15
30.03.2013 19:01, #5554
Как отметила моя жинка - "а этот автор вовсе не дурак, он свою линию туго знает". И именно потому, что весь этот фонтан стремидловского остроумия вызвал у меня бурю горького хохота, а вовсе не из авторского самолюбования, я позволю себе разместить здесь исправленную и дополненную версию своего с позволения сказать "шедевра" :::

Ну, что сказать? У нас тут где-то
(и Стремидловский видел это!)
образовались-появились
(и я б сказал, не запылились)
Премудрые и добрые нацисты !
И где-то очень-очень, близко-близко !

Они нацистов злых преодолеют.
И русским, и полякам, и евреям
лбы наконец побреют –
в осэлэдцы
и вырвут для замены сердце, –
включив их в общность новую,
на всяку демократию готовую.

Уж так готовы, Стремидловский говорит,
что даже русских в "общность" эту заключить
для них, что в воду плюнуть.
Тем более, что надо думать,
те русские и сами уж готовы –
"Веревку брать с собой иль выдадут нам нову?"

Львовяне во втором и третьем поколеньи
готовы целоваться и с евреем !
Но с этим гадом, как всегда, проблемы…
Его уж не осталось. Вот пассаж!
А что же Стремидловский наш?
Он, видно, горд своим родством с такими
нацистами, не очень дорогими.

Ну, в общем, я уж это,
ей-богу, братцы, слышал где-то.
Что Украина - не Россия,
Галычина - не Украина.
И я - не я,
и хата не моя.

Ну, что за бред ?
Что за х..ня?
Алекс
Карма: 124
01.04.2013 09:21, #5560
В ответ на комментарий Владимир #5554 (30.03.2013 19:01)
Уважаемый Владимир!
Никакого подвоха в моём комментарии не было. Мне действительно понравилось стихотворение. :-)
Мне нравится Ваш тон комментариев: жёсткий, иногода язвительный, но всегда уникальный и дотошный.
В общем, конечно же, я почти наверняка Ваш единомышленник.
Ну, дальше нахваливить Вас не буду, дабы не дать повод другим читателям подумать, что мы тут с Вами "спелись". И теперь напропалую будем "гнуть нашу линию". А то ведь, глядишь, и Лариска обидеться может..:-))))
alexsvezh
Карма: 5
08.04.2013 20:51, #5624
Я, наоборот, подерживаю мнение автора. Надо знать специфику Украины. Если для России национализм губителен и невозможен в качестве гос.идеологии ,то для Украины "УМЕРЕННЫЙ" национализм природен и естественен. Важно, чтобы нацтонализм не был направлен против других народов и стран. Поэтому создание умеренного национализма - правильный путь. Из сегодняшней опоозиции частично умеренными можно назвать Батькивщину А.Яценюка и УДАР В.Кличка. По-крайней мере, их действия у власти не будут откровенно русофобскими, хотя небольшой русофобский "душок" у них тоже присутствует. Очень многие украиские граждане любят Украину и уважают другие страны (в том числе, Россию) и являются патриотами (что и есть умеренный национализм). Крайний национализм (он же неонацизм или неофашизм) всегда направлен против каких-то врагов, а умеренный нет.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть