18+

Израильские мифы. Вокруг «Мави Мармара»

Михаил Ошеров
29 марта 2013  21:58 Отправить по email
Напечатать

Вокруг истории с  захватом Израилем  судов турецкой "Флотилии свободы", последующим охлаждением турецко-израильских отношений и внезапными извинениями за содеянное премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху – вокруг всего этого в Израиле, в израильском обществе существует много политических мифов. Само отношение израильского общества ко всему комплексу проблем и вопросов, связанных с Сектором Газа, его блокадой, с событиями вокруг захвата турецкого судна "Мави Мармара" во многом основано на мифах.

Для начала попробуем сформулировать и задать самим себе несколько вопросов.

Насколько правильно была проведена операция против "Флотилии свободы" и судна "Мави Мармара"? Насколько  законна блокада Сектора Газа? Насколько нужна Израилю Турция? Насколько опасно для Израиля ухудшение отношений с Турцией?

В рамках правой политической мифологии, бытующей в нынешнем Израиле, ответы на эти вопросы выглядят примерно так:

"Ухудшение отношений Израиля и Турции произошло полностью по вине премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана.

Операция против "Флотилии свободы" и судна "Мави Мармара" проведена совершенно неправильно. В соответствии с нормами международного морского права судно, зашедшее в зону блокады, должно быть остановлено и препровождено в подходящий порт для досмотра. В случае отказа остановиться и проследовать в предписанный порт это судно может быть обстреляно и потоплено. Вынимать уцелевших террористов из воды намного безопаснее, чем лезть к ним в логово с «пейнтбольными пукалками».

Блокада Сектора Газа совершенно законна, так как в Газе угнездились террористы и преступники против человечности которые обстреливают ракетами мирное население Израиля.

Турция с нынешним исламистским правительством не может быть полезна Израилю ни в области международных отношений, ни как рынок сбыта высокотехнологичной продукции (в т.ч. Вооружений), ни как курорт. Турция сама чрезвычайно заинтересована в экономических связях с Израилем для продажи автомобилей Рено, сухофруктов и текстиля.

Для Израиля ухудшение отношений с Турцией совершенно не опасно. Наоборот, ухудшение отношений с Израилем и укрепление отношений Израиля с Грецией, Кипром, Болгарией, Грузией и другими недружественными Турции странами создает для Турции опасность изоляции от Европы".

Что касается вины Реджепа Тайипа Эрдогана в ухудшении отношений Израиля и Турции, то это просто неправда. Достаточно посмотреть динамику сотрудничества Израиля и Турции в 2002–2008 годах – в период после прихода к власти в Турции Эрдогана и до нападения Израиля на Сектор Газа в январе 2009 года. В эти годы росло доверие между странами, усиливалось военно-техническое и торговое сотрудничество. Такие отношения называются доверительные. Военно-техническое сотрудничество, посредничество в переговорах по Гиладу  Шалиту, взаимные визиты... Резкое ухудшение турецко-израильских отношений наступило по мере увеличения израильской агрессии по отношению к Сектору Газа. Причина ухудшения турецко-израильских отношений состоит  не в Эрдогане, но в израильской политике.

Среди важных факторов резкого ухудшения дипломатических отношений Турции и Израиля следует особо выделить унижение турецкого посла в январе 2010 года – за четыре месяца до нападения израильских коммандос на турецкое судно "Мави Мармара". Турецкий посол был приглашён на встречу с заместителем министра иностранных дел Израиля Дани Аяллоном. Израильский дипломат усадил своего турецкого визави на низкий стульчик, что в дипломатии расценивается как преднамеренное унижение. В переговорной комнате был только израильский флаг и не было турецкого. Израильскими дипломатами на встречу были заранее приглашены корреспонденты израильского телевидения. Это публичное оскорбление, сознательно нанесённое представителю Турции, было очень болезненно  расценено в самой Турции. Турецкий посол вскоре был досрочно заменён. Турция выступила с протестом по этому поводу, руководители Израиля сквозь зубы извинились. А потом грянул инцидент с "Флотилией свободы" и с судном "Мави Мармара".

Из статьи на сайте http://www.ejwiki.org:

"Флотилия была организована по инициативе турецкого комитета по правам человека и по оказанию гуманитарной помощи IHH (англ.), и организации Free Gaza Movement (англ.). Free Gaza Movement организовала с 2007 года восемь попыток прорыва блокады сектора Газы, пять конвоев были пропущены Израилем, но с операции «Литой свинец» все корабли задерживались.

28 мая 2010 года, за день до отхода флотилии, израильские официальные лица заявляли, что не пропустят без досмотра флотилию в ведущий боевые действия с Израилем сектор Газа. МИД Израиля утверждал, что прорыв блокады привел бы в дальнейшем к неконтролируемым поставкам оружия движению ХАМАС. Согласно Associated Press, израильское военное командование рассматривала вопрос о проведение саботажа в отношении флотилии, но потом отказалась от этой идеи.

Предлагалось несколько решений данного вопроса, в том числе передача гуманитарного груза в сектор Газа после досмотра пограничной службой Израиля и фильтрации запрещённых Израилем для провоза в сектор Газа по соображениям безопасности товаров (например, цемента, бумаги, ноутбуков, шоколада — по данным организации «Gisha»). Но организаторы флотилии не согласились на эти предложения. Еще 27 мая, Грета Берлин, одна из организаторов рейда, заявила, что «Целью данной миссии является не столько доставка гуманитарной помощи, сколько прорыв израильской осады 1,5 миллионов палестинцев».

Караван судов с грузом гуманитарной помощи вышел из портов Турции 29 мая 2010 года.

На борту кораблей находились, помимо прочих, депутаты Европарламента, лауреат Нобелевской премии мира 1976 года Мейрид Корриган (Северная Ирландия), два депутата германского бундестага от партии «Левые», шведский писатель Хеннинг Манкелл, бывший архиепископ грекокатолической церкви Илларион Капуччи и другие.

Правительство Израиля заявило, что не допустит нарушения флотилией морской блокады Газы.

Журналист Макс Блюменталь опубликовал статью, в которой выдвигает версию, что Израиль заранее готовился к насильственному захвату кораблей в случае сопротивления со стороны участников. По его мнению, налет был спланирован израильскими военными за неделю до событий, и лично одобрен премьер-министром Биньямином Нетаньяху и министром обороны Эхудом Бараком, а спецназовцам израильской армии была поставлена задача проведения миссии и характер операции был известен задолго до нападения.

Примерно в 4 часа утра корабли ВМС Израиля блокировали конвой. Морская охрана Израиля передала на суда флотилии официальное предупреждение:

Предупреждение было повторено несколько раз, но реакции каравана не последовало. После этого силы Армии обороны Израиля начали операцию силового захвата судов. К кораблям каравана приблизились катера ВМС Израиля, а вертолёты высадили на палубы кораблей отряды морского спецназа.

Этот  инцидент произошел в открытом море в 65км от берега сектора Газа. Израиль также признал, что турецкое судно было перехвачено в нейтральных водах.

Во время операции по захвату турецкого судна «Мави Мармара» было убито 9 пассажиров, более 30 было ранено.  На 1 июня 2010 года 45 пострадавших находились в больницах Израиля, 6 из них — раненые солдаты, остальные — пассажиры судна. 2 июня из 670 задержанных участников флотилии около 120 — граждане Малайзии, Индонезии, Бахрейна, Кувейта и Пакистана — были депортированы Израилем в Иорданию, остальные активисты освобождены и 3 июня прибыли Турцию. Вместе с ними были доставлены тела 9 погибших.

Согласно «Гардиан» со ссылкой на турецкую уголовно-медицинскую экспертизу, проводившую вскрытие, 5 из 9-ти пассажиров «Мави Мармара» были убиты выстрелами в голову или в спину, а один из них, 19-летний гражданин США Фуркан Доган, погиб от пяти пулевых ранений, включая выстрел в лицо, произведенный на расстоянии менее чем 45 см."

У пассажиров были отобраны ноутбуки, телефоны и фотоаппараты,  впоследствии несколько солдат этого элитного подразделения армии обороны Израиля были осуждены за мародёрство.

" Известие о захвате турецкого судна и гибели людей вызвало резкую негативную реакцию в Турции. Турция отозвала из Израиля своего посла и потребовала объяснений у израильского посла в Анкаре.

1 июня, выступая в парламенте страны перед депутатами правящей партии, премьер-министр Турции Тайип Эрдоган заявил, что действия Израиля заслуживают решительного осуждения и назвал их «штурмом против гуманности, вопреки международным законам и миру во всём мире». 2 июня на заседании турецкого парламента было решено пересмотреть отношения между Турцией и Израилем.

Тысячи турок вышли на акции протеста. Во время этих акций произошли беспорядки, в том числе попытка захвата консульства Израиля в Стамбуле. Израиль принял решение об эвакуации из Турции семей израильских дипломатов по соображениям безопасности

28 июня 2010 года Турция в ответ на атаку флотилии закрыла воздушное сообщение с Израилем. По официальным данным закрытие воздушного пространства Турции касается только израильских военных самолетов. Данное решение не относится коммерческим полетам".

Турция также обратилась в ООН. В рамках ООН было создано две комиссии. 23 сентября 2010 года был издан отчёт комиссии Совета ООН по правам человека. В составлении отчёта приняли участие прокурор ООН по военным преступлениям Десмон да Сильва, тринидадский судья Карл Т. Худсон-Филлипс и защитница прав женщин Мари Дайриам из Малайзии. Отчёт состоит из 56 страниц. Параллельно комиссии Совета, 2 августа 2010 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун объявил о создании международной комиссии ООН по расследованию всех обстоятельств, связанных с «нападением Израиля на флотилию судов с гуманитарным грузом для сектора Газы». 10 августа состоялось её первое заседание, которое открыл Пан Ги Мун, и в нём приняли участие представители Новой Зеландии (бывший премьер-министр Джеффри Палмер, эксперт в области международного морского права — председатель), Колумбии (уходящий с поста президента Колумбии Альваро Урибе — вице-председатель ), Израиля (Йосеф Чехановер — бывший генеральный директор МИД и юридический советник министерства обороны) и Турции (Оздем Санберк — бывший дипломат).

Согласно отчёту первой комиссии по правам человека ООН ", имеются «ясные доказательства, позволяющие обвинить» Израиль в «намеренных убийствах» и пытках, совершённых во время захвата флотилии израильскими войсками. Комиссия считает, что действия израильской армии могут рассматриваться как военные преступления, согласно статье 147 Четвёртой Женевской конвенции. Комиссия практически полностью приняла версию пассажиров «Мармары» и отвергла заявления Израиля о том, что солдаты, высадившиеся на корабле, получили огнестрельные ранения, поскольку Израиль не предоставил комиссии никаких документов о подобных ранениях по её запросу.

Согласно отчёту комиссии, израильские солдаты вели огонь по пассажирам с использованием различного вооружение, включая огнестрельное оружие с боевыми патронами. Паталогоанатомическая экспертиза комиссии пришла к заключению, что «двое из пассажиров на верхней палубе получили ранения, которые могли быть получены при стрельбе с малого расстояния, когда они лежали на полу».

Согласно отчёту, раненых избивали прикладами и ногами, в том числе по головам, и оскорбляли словесно. Несмотря на просьбы пассажиров флотилии, необходимую медицинскую помощь раненым израильтяне стали оказывать лишь спустя два часа."

Согласно отчёту комиссии Пальмера

  • " Морская блокада сектора Газа является законным средством для защиты безопасности Израиля и осуществляется на основе международного права.
  • Флотилия не была организована правительством Турции. Решение Израиля захватить корабль с такой существенной силой на большом расстоянии от зоны блокады и без предупреждения о захвате, было чрезмерным и неблагоразумным.
  • Израильские власти плохо обращались с пассажирами с момента захвата и до их депортации, включая жестокое обращение, преследование, запугивание, необоснованная конфискация имущества и отказ своевременной консульской помощи.
  • Гибель 9 человек и тяжелые ранения в результате применения силы израильской армией неприемлемы и не получили должного объяснения. В частности, Израиль не представил объяснений фактов стрельбы в спину или с близкого расстояния".

Грубо говоря, основные претензии Турции и мирового сообщества к Израилю – нападение на невооруженное судно вооруженными людьми в нейтральных, международных водах, вне израильской юрисдикции  (в момент израильского нападения судно находилось в 65 км от берега) и чрезмерное применение силы, вылившееся в убийство 9 невооруженных человек. Нападение на невооруженное судно вооруженными людьми в нейтральных, международных водах по международному морскому законодательству является пиратством – тяжелым международным преступлением. Ровно в то же время в Индийском океане происходили многочисленные нападения сомалийских пиратов на торговые суда и нефтеналивные танкеры, что вынудило мировое сообщество скорректировать международные соглашения и разрешить невоенным судам в случае пиратского нападения на них оказывать сопротивление этому насилию любыми возможными средствами.

Государство Израиль оправдывало захват судна "Мави Мармара" в международных водах морской блокадой Сектора Газа. Мировое сообщество не считает  блокаду Сектора Газа полностью законной. В Израиле также не единого мнения на этот счёт. Израильские государственные органы считают блокаду Сектора Газа и оккупацию палестинских территорий Западного берега реки Иордан законной. Часть израильской общественности считает оккупацию и блокаду незаконными.

Израиль оккупирует территории Западного берега реки Иордан и Сектора Газа с 1967 года, после победы в войне. Правовой режим военной оккупации регулируется различными международными соглашениями.

http://www.bibliotekar.ru/mezhdunarodnoe-pravo-2/145.htm:

"Военная оккупация — это временное занятие в ходе войны вооруженными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этими территориями.

Согласно нормам международного права, оккупированная территория юридически продолжает оставаться территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации. В период временного, фактического перехода власти из рук законного правительства к военным властям, занявшим территорию, эти власти обязаны обеспечить общественный порядок и жизнь населения, уважая существующие в этой стране законы. Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны устанавливает, что лица, находящиеся на оккупированной территории, имеют право на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений.

Оккупирующему государству не разрешается упразднять: на занятой территории действовавшие законы. Оно вправе только приостановить действие тех местных законов, которые не отвечают интересам безопасности его армии или оккупационной власти, а также может издавать временные административные акты, если это необходимо для поддержания общественного порядка. Издаваемые оккупирующей державой уголовно-правовые акты вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения населения на его языке.

Запрещено разрушение и уничтожение не только частной, но также общественной и государственной собственности; признается противоправным уничтожение движимого или недвижимого имущества, представляющего индивидуальную или коллективную собственность частных лиц или государства, общин либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций."

http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1452_page_176.html:

"В процессе развития вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может оккупировать полностью или частично территорию другой воюющей стороны. При этом на оккупированной территории приостанавливается эффективное функционирование органов власти оккупированного государства, а административное управление переходит к военному командованию государства, оккупировавшего определенную территорию. Однако оккупирующее государство не получает суверенных прав над оккупированными территориями и не может их аннексировать либо уступать другому государству. Юридическое положение таких территорий определяется при окончательном мирном урегулировании.

Режим военной оккупации регламентируется правилами и обычаями войны, в частности Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительны? токолами I и II к ним 1977 г."

Израиль нарушает многие положения этих международных соглашений о правовом режиме военной оккупации.

В 2005 году Израилем в одностороннем порядке была прекращена оккупация Сектора Газа и были выведены все израильские поселения. Власть в Секторе Газа была полностью передана Палестинской автономии. При этом государство Израиль сохранило за собой полный военный и пограничный контроль периметра Сектора Газа – сухопутной границы с Египтом и внешней морской границы. После выборов, проведенный в Палестинской автономии в 2006 году и победы на них движения ХАМАС в итоге переговоров между палестинскими политическими силами в 2007 году было сформировано единое правительство ФАТХа и ХАМАС, признанное международным сообществом. Важно, отметить, что это правительство было признано ООН, Европой, США, Россией, Израилем и всеми странами региона. Но через некоторое время попытка замены новым палестинским правительством старых арафатовских кадров в системе МВД – ставленников ФАТХа встретила их вооруженное сопротивление, что в итоге привело к гражданской войне в Палестине, по итогам которой власть была разделена между ФАТХом на Западном берегу реки Иордан и движением ХАМАС  в Секторе Газа.  После этих событий Израиль, сохраняющий полный контроль периметра всех оккупированных территорий, объявил о блокаде Сектора Газа.

Режим блокады – сухопутной и морской, регулируется другими международными правовыми актами. В частности режим морской блокады считается одним из способов ведения морской войны. Египетская морская блокада проливов в Красном море в свое время стала поводом для нападения Израиля на Египет в 1967 году. У правововго режима морской блокады есть несколько существенных особенностей.

http://pravouch.com/voennoe-pravo-rf/mejdunarodnoe-morskoe-pravo.html:

"Одним из распространенных способов ведения военных действий на море является военно-морская блокада — система насильственных действий военно-морских сил воюющего государства (или государств), направленная на преграждение допуска с моря к берегу, находящемуся во власти противника или им занятому. Режим морской блокады впервые был регламентирован в Декларации прав нейтральной торговли (о вооруженном нейтралитете), провозглашенной Екатериной II 28 февраля 1780 г. К этой Декларации присоединилось большинство морских государств. Основные ее положения позднее были закреплены в Парижской декларации 1856 г. о морской войне и Лондонской декларации 1909 г. о праве морской войны. В настоящее время, кроме указанных правовых актов, режим блокады регламентируется положениями Устава ООН и общими принципами современного международного права. К блокаде предъявляются требования: блокада должна быть действительной, т. е. реально препятствовать допуску к блокируемому побережью и портам противника; она должна быть публично объявлена правительством блокирующего государства, при этом необходимо указать дату начала блокады, географические районы блокируемого побережья, срок, даваемый нейтральным судам для выхода из блокируемых портов; об объявлении блокады должно быть сообщено нейтральным государствам по дипломатическим каналам; в соответствии с Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны необходимо предоставлять свободный пропуск посылок с лекарствами, предметами санитарии, продовольственными товарами, одеждой и укрепляющими средствами для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц при условии, что не будет допущено злоупотребления этим правом; стороны, ведущие гражданскую войну, не вправе осуществлять блокадные действия за пределами территориальных вод своего государства. Согласно Лондонской декларации 1909 г. район блокирующих военно-морских сил не должен охватывать все пространство отдельных морей; блокирующее государство обязано определять лишь географические районы блокируемого побережья противника".

Существенным моментом во всей этой системе международных договоров и соглашений является правосубъектность – блокаду необходимо объявлять некоему субъекту международного права. Блокаду нельзя объявлять просто территории без признания субъектности администрации этой территории.

http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/06/01/AR2010060102934.html:

"D`Amato said the document applies to a situation in which the laws of war between states are in force. He said the laws of war do not apply in the conflict between Israel and Hamas, which isn`t even a state. He said the law of the Geneva Conventions would apply.

Human rights organizations, governments and U.N. officials have criticized Israel`s enforcement of the blockade as cruel, if not necessarily illegal".

Государство Израиль не признает власть движения ХАМАС в Секторе Газа, считая его террористической организацией. Таким образом, морская блокада, объявленная государством Израиль Сектору Газа, является, по сути, незаконной. Исходя из этого, значительная часть мирового сообщества считает блокаду Сектора Газа нелегитимной, а действия Израиля по остановке парома "Мави Мармара" – соответственно,  международным преступлением. В комиссии Пальмера у сторонников израильской версии событий было большинство, поэтому комиссия Пальмера в своих выводах, принятых простым голосованием, оставила запись о законности морской блокады Сектора Газа. Но в тексте отчета комиссии Пальмера есть возражения турецкой стороны на эту тему, сформулированные в виде особого мнения члена этой комиссии от Турции.

После событий 2010 года Турция отозвала посла, заморозила многие отношения с Израилем вплоть до экономических, временно снизила ранг дипломатического представительства. Было прекращено военно-техническое сотрудничество, закупка вооружений у Израиля и совместные турецко-израильские учения, в том числе военной авиации, происходившие ранее на территории Турции. Также Турции было блокированы многие формы сотрудничества Израиля с НАТО.

Израилю были названы условия восстановления отношений: извинения за убийство граждан Турции на судне "Мави Мармара", выплата денежной компенсации и снятие блокады с Сектора Газа. Среди экономических последствий этого охлаждения отношений было прекращение отдыха израильтян в Турции и исчезновение в Израиле на праздник Рош-А-Шана сухофруктов, поставляющихся в Израиль в основном из Турции.

Государство Израиль последние три года периодически пыталось договориться с Турцией, воздействовать на Турцию напрямую и через США, найти Турции замену. В израильской прессе появились статьи о возможном признании геноцида армян – вопросе, очень болезненном для Турции. Израиль резко увеличил сотрудничество с Кипром. Грецией – странами, имеющими различные конфликты с Турцией, а также с непризнанным Курдистаном. Израильские самолеты вместо учений в Турции начали летать на совместные учения в Грецию.

Но все эти меры не помогли. Требования Турции не изменились – принесение извинений за убийство граждан Турции на судне "Мави Мармара", выплата денежных компенсаций и снятие блокады с Сектора Газа.

Официальные переговоры между Израилем и Турцией происходили осенью 2010 года и осенью 2012 года в Женеве. С израильской стороны их вел личный представитель Беньямина Нетаньяху Йосеф Чихановер.

http://www.inosmi.ru/world/20121126/202633647.html#ixzz2IgeYVhJO. 26.11.2012:

На прошлой неделе специальный посланник премьер-министра Биньямина Нетанияху Йосеф Чехановер встретился в Женеве с заместителем министра иностранных дел Турции Феридуном Синирлиоглу. Как отметил Ахмет Давутоглу, это была неформальная встреча, на которой стороны обсудили некоторые детали, касающиеся нормализации отношений. Напомним, дипломатические связи между двумя странами испортились после операции «Литой свинец», проведенной Израилем в секторе Газы в 2008 году. Окончательный разрыв отношений между сторонами произошел после инцидента 2010 года на Mavi Marmara, который пытался прорвать морскую блокаду сектора Газы.

«Мы готовы к переговорам, если израильтяне скажут, что они готовы выполнить наши условия», - сообщил Ахмет Давутоглу в интервью CNN.

По словам главы турецкого внешнеполитического ведомства, условия для переговоров остаются прежними: Израиль должен принести официальные извинения и выплатить компенсации семьям турок, погибших на судне Mavi Marmara, и снять блокаду сектора Газы.

Как сообщают турецкие источники, знакомые с ходом турецко-израильских переговоров, на сегодняшний день Иерусалим готов выполнить первые два условия Анкары, а также не исключает снятия блокады сектора Газы, о чем ранее, до операции «Облачный столп», не могло быть и речи. Как сообщают турецкие СМИ,

Иосиф Цехановер на переговорах в Женеве заявил, что израильские власти готовы извиниться перед Турцией за убийство девяти турецких граждан во время перехвата Mavi Marmara бойцами ЦАХАЛа, а также выплатить компенсации семьям погибших. В ответ на это израильская сторона ожидает, что Турция сделает все для нормализации отношений между странами, в частности, вернет своего посла в Тель-Авиве, а также израильского посла - в Анкару.

Что касается снятия блокады сектора Газы, представитель администрации Биньямина Нетаньяху, согласно сообщениям турецких источников, не стал давать конкретных обещаний, однако не исключил такой возможности. Он подчеркнул, что этот процесс требует немало времени. В любом случае, для этого израильской стороне, по словам Чехановера, необходимо будет получить от Турции гарантии того, что снятие блокады не подорвет безопасность Израиля.

Феридун Синирлиоглу, в свою очередь, подчеркнул, что в случае выполнения требований турецкой стороны, Израиль и Турция «начнут новую страницу в двухсторонних отношениях».

"Феридун Синирлиоглу (Турция) и  Йосеф Чехановер (Израиль)  будут поддерживать контакты и проведут еще одну встречу после парламентских выборов в Израиле. (то есть после 22 января 2013 года – М.О.)"

По итогам парламентских выборов в Израиле премьер-министром остался Беньямин Нетаньяху.  Возражавший против извинения перед Турцией министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман в настоящее время временно не занимает эту должность ввиду судебного процесса над ним.

Все эти годы условия Турции оставались неизменными. Израильская ивритоязычная пропаганда много писала на эту тему, звучала риторика правительства на тему неприемлемости для Израиля этих условий.

Но ради своей стратегической идеи – нападения на Иран Беньямину Нетаньяху очень нужна Турция. Заменить Турцию Израилю оказалось некем. В какой-то момент Нетаньяху  принял решение о полном принятии турецких условий.

Далее оставался только один вопрос – когда? Принести извинения Эрдогану перед выборами 2013 года было бы для Беньямина Нетаньяху политическим самоубийством. Принести извинения  после выборов, но просто так, ни с того, ни с сего (откуда простой израильской публике знать и понимать грандиозные наполеоновские планы нападения на Иран?) – тоже невозможно. Единственным удобным моментом для принесения извинений Эрдогану стал визит президента США. Пусть израильтяне думают, что только давление "старшего брата" вынудило Нетаньяху совершить этот тяжелый для него и для страны поступок – признать свою вину в убийстве в международных водах 9 мирных граждан Турции и постараться компенсировать это Турции.

Эта история так бы и осталась для простых израильтян историей о том, как их премьер-министр не хотел уронить свое честь и достоинство, но под гнётом суровых обстоятельств и давления США был вынужден ...

Но тут же по горячим следам израильское телевидение взяло интервью у советника премьер-министра Израиля по национальной безопасности Якова Амидрора, который разрушил эту идиллическую картину. В интервью израильскому телевидению он заявил: "Не было американского давления. Мы сами хотели помириться с Турцией", и что "примирение с Турцией было израильской инициативой, а не результатом американского давления. "«Не было никакого американского давления. Это была наша идея, а американцы помогли ее осуществить». Кроме того, он уточнил, что в условиях бурлящего Ближнего Востока Израиль не может себе позволить плохие отношения с Турцией. По его словам, Израиль нуждается в более тесном сотрудничестве с НАТО, чему мешал конфликт с Анкарой.

***

То есть решение о признании своей вины и принесении извинений Турции  было принято израильским руководством самостоятельно. И оно было только приурочено к визиту Барака Обамы на Ближний Восток.

В связи с этим возникает простой вопрос – почему израильское правительство не сделало это три года назад? Что поменялось с тех пор? Что мешало руководству Израиля сразу признать свою вину и не углублять конфликт между Израилем и Турцией – одним из немногих союзников Израиля в мусульманском мире и в регионе?

Израильская исключительность и вседозволенность, сформулированная во внутриизраильских политических мифах, выражающаяся в периодических актах международной агрессии и терроризма, убийства граждан других стран на территориях других стран в случае с паромом "Мави Мармара" дала осечку, натолкнувшись на жёсткое сопротивление Турции и других стран. Политические потери для руководства государства Израиль от трёхлетнего разрыва отношений с Турцией в настоящее время почти невосполнимы. Израильско-турецкие отношения уже никогда не вернуться на прежний уровень  - между двумя, прежде союзными государствами пролегла кровь турецких граждан, убитых на судне "Мави Мармара". Разбитую чашку можно склеить, но она уже не будет новой. Вся эта история с урегулированием турецко-израильских отношений спустя три года – это столкновение израильских политических мифов с окружающей реальностью и международным законодательством, международными обычаями правоприменения и дипломатии. Чем раньше государство Израиль перестанет верить в свою исключительность, чем раньше израильтяне перестанут верить в свою богоизбранность, тем раньше наступит мир и спокойствие в регионе и в самом государстве Израиль.

Михаил Ошеров

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и «Яндекс.Дзен».
Будьте всегда в курсе главных событий дня.
Новости партнёров

Комментарии читателей (1):

Radiy
Карма: 9
30.03.2013 07:07, #5544
"Согласно отчёту первой комиссии по правам человека ООН ", имеются «ясные доказательства, позволяющие обвинить» Израиль в «намеренных убийствах» и пытках, совершённых во время захвата флотилии израильскими войсками. Комиссия считает, что действия израильской армии могут рассматриваться как военные преступления, согласно статье 147 Четвёртой Женевской конвенции. Комиссия практически полностью приняла версию пассажиров «Мармары» и отвергла заявления Израиля о том, что солдаты, высадившиеся на корабле, получили огнестрельные ранения, поскольку Израиль не предоставил комиссии никаких документов о подобных ранениях по её запросу". Из выводов экспертов ООН.
Какие еще мифы можно нагнетать в российском обществе в оправдание норм Международного права Израилем?
С какой стати оккупацию сектора ГАЗА Израилем россияне должны считать законной? Моше Даян в свое время захватил изрядный кусок чужой земли, и теперь Натаньяху строит там жилища. Даже Барак Хусейн Обама возмущается наглостью Израиля, считая что именно продолжающееся строительство на оккупированных территориях вопреки резолюциям ООН и дорожной карты является первопричиной обострения БВК.
Так что не надо лить помои на Рэджеба Эрдогана и обвинять его в провокации с Флотилией Свободы. Турки хотели помочь своим братьям по крови, заблокированных в секторе ГАЗА, в рамках Международного права на солидарность против любого агрессора. Но агрессоры убили 9 турков и покалечили несколько десятков применив оружие в нейтральных водах.
RedTram
Новости net.finam.ru
Подписывайтесь на ИА REX


Образ России в СМИ Белоруссии, по Вашему мнению:
53.4% Не знаком с белорусской прессой.
Если бы сейчас состоялись выборы президента РФ, Вы проголосовали бы за Владимира Путина?
Видео партнёров