России нужна партия нового типа

Для реализации программы Евразийской интеграции необходима партия нового типа.
15 февраля 2013  16:08 Отправить по email
Печать

Сегодня, анализируя развитие евразийских интеграционных процессов, мы можем воочию наблюдать необходимость, и даже неизбежность самой тесной и непосредственной связи политической идеологии и политической практики, и то, как без этого постоянного синтеза идей и практики рассыпаются и затухают важнейшие системные проекты и инициативы. Наблюдать, как ключевые идеи евразийской интеграции и целые идеологические конструкции неизбежно теряют свою энергию и рассыпаются, растворяются в частностях без своевременного практического их воплощения. Таким же точно образом и уже начавшиеся было реальные изменения в политической практике также затухают, теряют свою энергию, без своевременной корреляции и проверки, инициации идеями, идеологическими конструкциями и нормами. Мы можем наблюдать, как евразийская интеграционная политика, являющаяся сегодня важнейшей политикой для России и других постсоветских образований периодически тормозится, прерывается, рассыпается и затухает, поскольку, как известно, политика как таковая, возможна только как постоянный синтез идеи и практики.

Всюду, в самых разных областях этой евразийской политики, — от информационной сферы до международных отношений, от политики национальной памяти до планов реиндустриализации, от борьбы с коррупцией до политики национальной безопасности — мы видим постоянно эти «раскачивающиеся весы». Сердюков балансирует между определениями крупнейшего афериста нашего времени и эффективного менеджера, Сталин между определениями кровавого тирана и спасителя державы, наш ведущий интеграционный партнер партнёр Александр Лукашенко между образами патриота-почвенника и колхозника-самодура, Казахстан колеблется между статусом инициатора евразийского проекта и борьбой с «русской оккупацией», а «сирийская политика» России — между поддержкой законного правительства и переговорами с проамериканскими и просаудовскими террористическими организациями.

Иными словами, сегодня на всем евразийском политическом и информационном пространстве мы наблюдаем различные комбинации этих совершенно разнонаправленных векторов, взаимную их нейтрализацию и соответственно, — топтание на месте, бесконечное раскачивание, декларирование самых благих и самых решительных намерений в любом вопросе, с последующим их погружением в частности и в дальнейшее небытие.

Таким образом, на примере этих своеобразных «раскачивающихся весов» мы можем наблюдать ни что иное, как отсутствие ясного, работающего, эффективного механизма синтеза политических идей и реальных политических практик, бесперебойная работа которого только и может обеспечить такое же системное воспроизводство и развитие евразийской политики как таковой, политики, как системной долгосрочной целенаправленной деятельности по воплощению идей в реальность.

Как мы знаем из политической истории, таким механизмом может быть политическая организация, или, — политическая партия. И эти сегодняшние «весы» со своими бесконечными колебаниями убедительно демонстрируют нам как раз отсутствие такого эффективного механизма реализации перспективной евразийской политики.

В политическом поле постсоветских стран ситуация характеризуется, с одной стороны, полной недееспособностью официальных действующих партий, не способных представить ни системных перспективных идей, ни механизмов их реализации, и, с другой стороны — нарастанием «запроса снизу» на такую эффективную перспективную евразийскую политику. На всем постсоветском пространстве сегодня можно наблюдать заметное оживление на «интеграционном направлении». В течение последних одного-двух лет на информационном и общественно-политическом поле России, Украины, других ведущих постсоветских стран, появились как отдельные яркие лидеры общественного мнения, журналисты, представители общественности, политики, так и группы, объединения, некоторые СМИ, занимающие сегодня последовательные, активные интеграционные позиции.

При этом необходимо отметить, что ещё несколько лет назад о такой активности пророссийских, и точнее — просоюзных, интеграционных и имперских по сути сил, например на той же Украине, не приходилось и мечтать, — все эти люди были маргинализованы на системном уровне, низведены до положения неких изгоев, системно подавлялись или игнорировались. То же самое, кстати, можно сказать и о России, где носители каких-то иных взглядов и традиций, отличных от господствующего примитивного либерализма и «западничества», также системно подавлялись, и также начали поднимать голову буквально в последние 1–2 года.

Таким образом, в направлении заявленной Евразийской интеграции ситуация сегодня постепенно меняется, и меняется в лучшую с точки зрения задач этой интеграции сторону, но, что крайне важно подчеркнуть — меняется только и исключительно на уровне частных, низовых, локальных инициатив и движений, на уровне активности различных сообществ и граждан на всём евразийском пространстве, рассматривающих данную интеграцию как свой личный приоритет и свою стратегическую цель.

Все что находится на более высоких уровнях, ближе к государственным механизмам и программам, партиям и бюрократическим структурам, по-прежнему либо безразлично к данным интеграционным процессам и инициативам, либо, наоборот, сознательно их игнорирует и даже подавляет. На макроуровне, и в политической, и в информационной сфере, всё, что касается интеграционной политики, пока по-прежнему в основном ограничивается пустыми декларациями, а то и прямым саботажем. Причём, так ситуация складывается практически во всех «странах» постсоветского пространства, например, в крупнейших странах — в России и на Украине.

При этом все формально прогосударственные и могущественные постсоветские партии, например, «Единая Россия» и «Партия Регионов», убедительно, день за днём, демонстрируют системную неспособность ни к серьёзной идеологической работе, ни к последовательному организационному партстроительству, ни вообще к планомерной политической деятельности, если политикой считать, конечно, не межэлитные договорённости по поводу собственности, а эффективный синтез идей и реальных проектов для реализации поставленных стратегических целей.

Таким образом, сегодня, в масштабах всего постсоветского мира, мы можем наблюдать, как общественные процессы, развивающиеся снизу, на локальном общественном уровне, постепенно всё больше опережают и замещают собой те процессы, которые считаются политическими официально. Политика, как процесс эффективного, реального синтеза идей и практик, постепенно смещается в данную общественную сферу, где люди свободно объединяются вокруг ключевых для них идей и приоритетов, создают сообщества, формируют конкретные проекты и программы, и начинают заниматься их реализацией.

Именно эта низовая естественная и абсолютно предметная и конкретная общественная активность на основе общих идей и ценностей, и является сегодня реальной и действительной политикой. И именно такая политика сегодня и формируется, к счастью, и зачастую — вопреки воле «руководства» на пространстве евразийской интеграции, и по поводу этой интеграции, и с целью этой интеграции.

Сегодня очевидно, что официальные политические структуры, формально занимающие политическое постсоветское пространство, созданные при старых условиях и старых, по сути, колониальных постсоветских режимах, сегодня на наших глазах стремительно проседают и рассыпаются. Только очень наивный человек сегодня может полагать, что эти партии, во-первых, являются таковыми, то есть являются политическими организациями в реальности, а не по названию, и во-вторых, что на них можно опереться при проведении в жизнь как заявленных интеграционных программ на постсоветском пространстве, так и вообще любых серьёзных и политических по сути процессов. Остается только надеяться, что инициаторы интеграции не являются такими легковерными людьми.

Таким образом, можно сказать, что ни в России, ни на Украине, ни вообще на постсоветском пространстве сегодня попросту нет реальных и эффективных политических партий. При этом, как можно убедиться, движение снизу, например, движение, направленное на евразийскую интеграцию, на борьбу с коррупцией, информационная активность в интернете, и в целом общественная низовая активность, развивается и расширяется параллельно с кризисом партий и постепенно замещает эти партии, занимая освобождающееся от псевдопартий пространство политического.

И также очевидно, что новые, реальные политические организации, политические партии, могут и будут формироваться именно на этом освобождающемся политическом пространстве, вместо рассыпающихся на наших глазах псевдополитических фиктивных конструкций. Поэтому, единственным шансом на успешное партийное строительство на этом освобождающемся пространстве является шанс на системное освоение, абсорбирование, включение в работу этой освобождающейся и развивающейся на наших глазах общественной энергии, энергии и инициатив нового типа, направленных в частности на выработку и достижение целей системной евразийской интеграции.

Проще говоря, вслед за классиком, и сегодня мы вполне можем повторить тезис о том, что сегодня, для реализации задач евразийской интеграции, нужна, необходима партия нового типа, не старая псевдоэлитарная клубная бюрократическая структура, лишённая всякой внутренней энергии и интенций к развитию, а та новая интегрирующая сила, которая сможет на системном уровне впитать в себя огромное количество нарождающихся сегодня новых инициатив, групп и движений интеграционной направленности.

О том, какой должна быть эта партия, видимо, пока на системном уровне говорить преждевременно, но основные её контуры можно обозначить уже сегодня. Об этом, например, можно судить, отталкиваясь от тех реальных системных дефицитов и лакун, которые существуют в деятельности нынешних формальных псевдопартий. Необходимость заполнения данных очевидных провалов и определяет те перспективные ключевые направления, по которым и должна строиться деятельность такой партии нового типа.

Вкратце и предварительно эти ключевые перспективные направления партийного строительства на евразийском пространстве можно обозначить следующим образом:

1. По масштабу своей деятельности данная перспективная партия должна быть межнациональной, евразийской, а не узко национальной, т.е. выдвигать именно перспективные общие цели, и распространять свою деятельность на все интегрируемое пространство, имея в виду развивающуюся интеграцию не как пустую декларацию, а как свою реальную цель. Таких партий, прямо выдвигающих в качестве своей системной цели евразийскую интеграцию и создание нового союзного государственного или межгосударственного мощного образования, сегодня нет, и именно такие, интеграционные, межнациональные партии нужны сегодня для подлинного движения вперед.

Бюрократические препоны вроде различного законодательства в разных странах, вполне преодолимы, т.к. возможно развитие, на первоначальном этапе, в формате общественного движения, или регистрация национальных отделений партии как отдельных организаций в каждой стране, с формально самостоятельным статусом, но де-факто при этом являющихся национальными отделениями единой по сути организации;

2. Эта партия должна быть идеологической и интеллектуальной организацией по преимуществу, т.е. она должна преодолеть тот явный дефицит идеологий, перспективного планирования и целеполагания, дефицит интеллектуальной составляющей в целом, который является основной характеристикой любой из ныне действующих партий. Как имитационные структуры по определению, нынешние партии не понимают идеологической работы и боятся ее. Подобия идей используются как ширма для их тотального отсутствия, для компилляции предвыборных речей и буклетов, не более того. Даже на деидеологизированном сегодня Западе любая крупная партия является, прежде всего, фабрикой идей и проектов, она оснащена интеллектуальными и исследовательскими центрами и институтами, она выпускает журналы и альманахи, проводит конференции, реализует свои исследовательские, аналитические и образовательные программы. Удельный политический вес настоящей и перспективной партии находится в прямой зависимости от количества и качества идеологической и интеллектуальной продукции, которую она производит.

Поэтому совершенно очевидно, что никакая перспективная партия невозможна сегодня на евразийском пространстве без внятного Образа Будущего, без перспективного видения, без стратегии развития и конечно, без развитой системы интеллектуального производства, продуцирования смыслов и идей, которое только и может быть основой деятельности современной партии;

3. Партия как интегрирующая и координирующая платформа для самых разных и широких общественных движений профсоюзной и интеграционной направленности. Опора на широкие слои общественности как социальная основа современной партии. Как показывает практика, современная партия может быть построена только по сетевому принципу, с опорой на самостоятельные инициативы и энергию самых широких и разных слоев общественности, различных социальных групп, свободно объединяющихся вокруг общих идей и принципов, в нашем случае — вокруг идеи о необходимости и неизбежности новой евразийской интеграции.

При нынешнем уровне развития общественных и информационных коммуникаций, а также — при нынешнем уровне экономического и политического развития отдельных людей, социальных групп и сообществ, просто невозможно добиться объединения людей в какие-либо устойчивые политические структуры на основе жесткой социальной и политической иерархии.

Перспективным методом работы здесь является опора на собственную энергию, самостоятельную активность различных социальных групп и сообществ, осуществляемую исходя из собственных интересов этих людей. Партия, таким образом, может успешно развиваться лишь как координирующая и объединяющая структура, как база для общих коллективных инициатив, впитывающая и развивающая энергию этих сообществ разного уровня, снабжающая их организационным и интеллектуальным инструментарием, предлагающая им различные перспективы и стратегии развития, вполне самостоятельные, но совпадающие при этом с идеями и стратегиями развития партии. Только такая взаимная координация различных сообществ и объединяющих их партийных структур является сегодня действительно эффективным способом партийного строительства.

4. Освоение новых методик общественной, интеллектуальной, коммуникативной и информационной деятельности. Как ни странно, последние достижения в сфере общественных коммуникаций часто остаются вне поля внимания действующих на постсоветском пространстве партий, остающихся по сути архаичными формально-бюрократическими неповоротливыми структурами. Те методики работы, которые давно и активно применяются западными корпоративными, политическими и международными структурами, например, в ходе реализации тех же «ненасильственных революций», почти никаким образом не изучаются, не анализируются, и не применяются постсоветскими политическими партиями. За последнее десятилетие даже крупные коммерческие структуры, корпорации, работающие на постсоветском пространстве, стали активно использовать эти ненасильственные гибкие технологии системного и институционального контроля и координации политической ситуации в крупных городах и регионах, где локализуются системные интересы этих игроков. Партии, и вообще политически структуры СНГ в лучшем случае доходят лишь до проклятий в адрес коварных «оранжевых технологий», что также говорит об общем уровне организации работы этих структур.

5. Создание долгосрочных информационных и политических инструментов работы: обращает на себя внимание и то, что у крупных политических структур постсоветского пространства фактически нет своих сильных и общезначимых, профессиональных СМИ, сайтов, дискуссионных площадок, значимых интернет-ресурсов, интеллектуальных и исследовательских программ и проектов (о чем было упомянуто выше). Все подобные начинания неизбежно становятся бюрократическими и архаическими эрзац-проектами, неинтересными никому, кроме своих создателей. Несомненно, это происходит также в силу тех причин, по которым постсоветские партии функционируют вне всякой связи с живыми общественными процессами, без опоры на них, как межэлитарные бюрократические и бизнес-клубы. Разумеется, без создания подобных системных информационных и иных инструментов никакая эффективная работа с широкой общественностью невозможна. Поэтому, партии нового типа не обойтись без решения и этой системной задачи.

Конечно, детальное описание и планирование структур и методов работы подобной партии нового типа, способной вырабатывать и решать масштабные задачи на евразийском пространстве не является задачей данного текста. Здесь были лишь в общих чертах обозначены основные предпосылки необходимости и даже неизбежности создания такой партии в самое ближайшее время, а также — основные структурные черты и контуры, по которым такая партия может быть построена. То, что данная задача будет ставиться и решаться самое ближайшее время, нет никаких сомнений, т.к., как было показано выше, само развитие общественной и политической ситуации на постсоветском пространстве выносит данный вопрос в самую ближайшую повестку дня.

Предпосылки для такого строительства формируются буквально на наших глазах, и возможно, и в России, и на Украине, уже сегодня можно обозначить ряд партийных и общественных структур, которые могут послужить некими опорными точками для такого строительства. Но то, что это строительство неизбежно, и оно на первоначальном общественном уровне уже идет, нет никаких сомнений, хотя бы потому, что те задачи, которые уже публично озвучены, вброшены в публичное пространство ключевых постсоветских стран, — задачи по сути формирования нового мощного государства, новых элит, и нового человеческого материала под эти задачи, — эти задачи принципиально не решаемы, и даже не понимаемы, наличными политическими структурами постсоветского мира.

Иван Фомин

Статья также опубликована на сайте Однако

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

liachenko
Карма: 5
15.02.2013 20:06, #5042
ЕСТЬ ТАКАЯ ПАРТИЯ....
Журнал "смешной" партии: Не все верим в бога но в церковь захаживаем и свечки покупаем..еще бы думали http://www.casocialism.com/2013/02/blog-post_3.htm />
ВАК
Карма: 47
16.02.2013 09:35, #5055
Говоря об Украине и России, автор отмечает, что "носители каких-то иных взглядов и традиций, отличных от господствующего примитивного либерализма и «западничества» ... начали поднимать голову буквально в последние 1–2 года". Это явление имеет место также и в других странах мира. Оно обусловлено естественным процессом смены парциальных социокультурных поколений. Рациональным осмыслением этого процесса в настоящее время не занимается ни одна из существующих партий - человек, ради блага которого создаются партии, остается для них "черным ящиком". Если партия нового типа будет следовать прежним образцам, то и результат ее деятельности предопределен. О качествах парциального поколения см. http://cksi.ru/list-of-articles/64-din-samoismen12 и др. статьи сайта.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть