Модернизация вооружённых сил России

ИА REX публикует очередную статью эксперта по вопросам национальной безопасности, обороны и международным военным конфликтам Сергея Канчукова
Сергей Канчуков
6 февраля 2013  18:45 Отправить по email
Печать

Из материалов в доклад Изборского клуба «Военная реформа как составная часть концепции безопасности РФ»

СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИИ

В России все последние двадцать лет идет реформа армии, особенно активно, в  период после 2008 года, когда приступили к созданию нового облика армии. Как написано в Большой советской энциклопедии, реформа (франц. réforme, от лат. reformo — преобразовываю)  - это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. Оценку реформы армии, к сожалению, в нашем случае окончательно может дать только война, несмотря на то, что и эксперты и руководители государства оценивают ее результаты, но они порою абсолютно противоположны. Продолжать реформу армии, которая длится не один десяток лет, ни экономически, ни политически не совсем корректно и не выгодно для государства и его руководителей. Значит нужно искать другие пути, позволяющие решить тот комплекс вопросов, который не был решен по различным причинам.

В связи с этим и предлагается провести в армии модернизацию, на основе ее нового строительства. Ведь модернизация (от греч. moderne — новейший) — это усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества  (Экономический словарь). Модернизация позволит учесть все итоги и новые вызовы, и преобразовать армию в том ключе, в котором она способна выполнить свои задачи по защите страны от внешней и внутренней угрозы.

Модернизацию армии можно расценивать и как ее строительство, которое всегда основывается на внутренней и внешней потребности для полноценного существования государства. К внутренним потребностям можно отнести потребность государства в защите своего суверенитета и территориальной целостности. К внешним потребностям, особенно характерным в последнее время для США, в потребности защиты своих геополитических интересов, посредством проецирования военной силы и ее применения в тех точках мира, где они проявляются, включая в это понятие и потребность в защите личности.

Модернизация армии связана с политикой государства на определенных этапах его развития, и одновременно зависит от политической воли ее руководителя. При рассмотрении, поверхностно, основных этапов модернизации (строительства) российской армии, можно выделить несколько этапов, основанных, как на внешних, так и на внутренних потребностях государства.

Так, при Петре I, возникла потребность «прорубить окно в Европу» и в ходе первой модернизации, впервые полностью была реорганизована военная организация государства, по своей сути связанная со строительством новой армии, предназначенной для выполнения внешних функций, защиты государства от внешней агрессии и утверждения России, как одного из мировых лидеров. В ходе последующего развития государства, на различных этапах проводилась только ее модернизация, обусловленная техническими и технологическими изменениями и изменениями геополитических и геоэкономических интересов страны. Недостаточное внимание к проблемам обороноспособности страны привели в этот период, как к блестящим победам А. Суворова и М. Кутузова, так и к поражениям, связанным, как с Крымской войной, так и с войной с Японией, что косвенно послужило и дальнейшему развалу страны.

Вторая модернизация Российской армии пришлась на период Революции 1917 года, когда молодому государству потребовалось защищаться и создавать 23 февраля 1918 года свои Вооруженные силы для защиты завоеваний революции, территориальной целостности и уничтожения интервентов, то есть, для выполнения снова внешних и внутренних функций по защите страны. В последующие годы, уже при защите СССР структура армии преобразовывалась в соответствии с возникающими угрозами и в соответствии с развитием научно-технического прогресса, как непосредственно страны, так и с использованием международного передового опыта. В этот период наиболее полно проявились преимущества армии, основанные на других подходах к ее строительству, существованию, воспитанию и заботе в целом об обороноспособности страны. Этот задел позволил выстоять и в годы Великой Отечественной войне, и преодолеть угрозу развязывания ядерной войны, и выстоять при развале самого государства, выполняя задачи по нейтрализации угрозы распространения терроризма и сепаратизма внутри страны, одновременно противостоять и внешней агрессии.

В 2008 году, несмотря на относительно положительные результаты участия Вооруженных сил России в принуждении Грузии к миру, непосредственные исполнители руководившие армией не пошли по пути очередной модернизации армии, а приступили к ее реформированию. Как уже упоминалось выше, итоги этой реформы можно будет проверить только в ходе боевых действий, но поверхностный анализ говорит, что реформа удалась, но результаты реформы прямо противоположны первоначальным требованиям, поставленным руководством страны. Армия с трудом способна решать внутренние проблемы безопасности государства и полностью не соответствует тем современным требованиям ведения боевых действий, которые выдвигают внешние угрозы.

В современных условиях, когда России угрожают не только внутренние угрозы, связанные с распространением радикального ислама и возникновением на ее территории очагов напряжения, а и внешние, связанные с экономическим кризисом, с необходимостью переустройства существующей мировой системы с однополярной на многополярную, с угрозой перерастания существующего кризиса в Сирии, и развитием общего кризиса на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, связанных с геополитическими интересами Америки и планируемым выводом войск США и коалиции из Афганистана, в Вооруженных силах России назрела необходимость в срочном проведении третьей модернизации Российской армии.

Третья модернизация Российской армии должна быть направлена на способность страны и армии отразить внешнюю угрозу развязывания вооруженного конфликта или крупномасштабной войны одним или коалицией государств, в отличие от предыдущей реформы, направленной на решение сугубо внутренних угроз. 

ХАРАКТЕР БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Наиболее качественно характер будущей войны продемонстрирован США в вооруженных конфликтах в Югославии, Ираке, Ливии. Здесь, ограниченным составом сил и средств вооруженных сил, преимущественно авиацией и силами специальных операций, достигались политические, и военные цели компаний в довольно сжатые по времени сроки. Это связанно не только с применением новых и новейших технологий и вооружений, а и с достаточно глубокой проработкой всех вопросов в теоретическом, научном, и практическом плане, и с внедрением в ход вооруженной борьбы новых форм и способов, нового оружия,  задолго до непосредственного применения вооруженных сил. К такому оружию относится организационное и информационное оружие, психологические и кибероперации, введение экономических и политических санкций как для руководителей государств, подвергающихся агрессии, так и для элиты и простых граждан, что выражается в нарушении самого существования государства и государственной машины управления, без непосредственного воздействия на территорию и население средствами вооруженной борьбы.

И только после достижения поставленных целей, и выполнения определенных замыслом задач, в ход борьбы вступают вооруженные силы, использующие в своем арсенале все передовые наработки вооружения, средств разведки, связи, обычного и высокоточного оружия. В ходе этого этапа вооруженной борьбы на первое место выходит разведка всех видов, позволяющая не только знать основы организации и тактики действий противника, предугадывать решения командования противостоящих группировок, а и позволяющая достоверно и довольно своевременно вскрывать все планы обороны.

В ходе непосредственно вооруженной борьбы, применяются и новые формы воздействия на армию и население противника, связанные и с широким применением новых форм, выраженных в применении частных военных компаний, которые не только осуществляют качественное боевое и тыловое обеспечение группировок войск, а и контроль захваченной территории, позволяя не отвлекать на эти цели значительные силы действующей армии.

В современных вооруженных конфликтах, одной из особенностей, является отдача приоритета разведке, системам управления, и высокоточному оружию, базирующемуся на различных носителях. На этой основе в США разработана и внедрена на всех уровнях военной организации сетецентрическая концепция ведения боевых действий, позволившая решить вопросы различного воздействия на войска противника, в том числе и огневое поражение в реальном масштабе времени, без его затрат на принятие решения и только потом, на последующее поражение. Отличие данного подхода, от подхода «реформаторов от армии» в России, заключается в том, что в США не пошли одним путем, организационным, а оставив в структурах армии основу ее боевой мощи, дивизии, пошли двумя путями, заключающимися в реорганизации системы управления, путем укрупнения штабов и усиления (модернизации) средств связи, и внедрением на всех уровнях достижений науки и техники, создав автоматизированные системы управления войсками на всех уровнях.

Другой особенностью, является особенность ведения бесконтактных боевых действий, на основе концепции сбережения человеческого ресурса, как наиболее ценного в условиях современной войны. В связи с этим, на первом этапе преимущество отдавалось боевой ударной авиации, в том числе, после завоевания господства в воздухе и стратегической авиации, применяющей обычные высокоточные боеприпасы. На втором, в условиях отсутствия противодействия в воздушной сфере и противодействия систем ПВО противника, приоритеты отданы беспилотной разведывательно-ударной авиации.  

Третья особенность, заключается в том, что, несмотря, на наличие достаточного количества наземных военных баз, ранее не в полной мере отвечающих новым требованиям ведения войны,  и позволяющим за основу базирования авиации, прежде всего США, брать авианосные ударные группы, сосредотачивающиеся в определенном месте для решения поставленных задач, в современных условиях, проведение данного сосредоточения заблаговременно, позволяет вскрывать агрессивные планы, и принимать защищающейся стороне, адекватные защитные меры. Но уже сейчас США предпринимают в направлении сокрытия своих истинных намерений определенные меры, направленные на заблаговременное оборудование на суше достаточного количества, в том числе и авиационных баз, позволяющих создавать на их основе значительные по численности и боевым возможностям группировки, как воздушных, так и наземных сил. Особо наглядно это просматривается в Афганистане, где США уже созданы несколько десятков таких баз, позволяющих развернуть многотысячную группировку войск за считанные дни и часы, в отличие от ранее затрачиваемого времени в несколько месяцев. Это и есть мобильность, как один из направлений модернизации армии США.

Четвертой особенностью ведения современных войн является особенность растягивания во времени самого фактора агрессии, самого факта начала боевых действий, стирания грани между миром и войной, путем широкомасштабного привлечения, на первых этапах, специально созданных и постоянно модернизируемых сил специальных операций. ССО создают в избранных странах, путем привлечения различных сил, основанных на этнических, межконфессиональных противоречиях, зоны нестабильности и зоны вооруженных конфликтов, предназначенные для раскола страны изнутри и снижения ее сопротивления. И только потом, в ходе развязанных вооруженных конфликтов приступают к непосредственному уничтожению системы государственного управления, системы инфраструктуры и жизнеобеспечения, дезорганизации системы военного управления и дезорганизации тыла.

Пятой особенностью ведения современных войн, несмотря на декларирование возможного применения ядерного и химического оружия, является особенность применения только обычного и высокоточного оружия в совокупности с применением ограниченного контингента сухопутной группировки войск, имеющей на вооружении достаточное количество тяжелого вооружения (танки, БМП, полевая артиллерия, вертолеты огневой поддержки) при авиационной поддержке силами флота и высокоточном дальнобойном оружии. Здесь значительно возрастает значение материально-технического обеспечения действующих войск, потребляющих огромное количество боеприпасов. Так по опыту  Ирака, только одной  батальонной тактической группе на сутки требовалось более 500 тонн различных боеприпасов.

Особенностью проведения контртеррористических операций по локализации распространения терроризма и экстремизма на территории страны, может быть ведение борьбы на разобщенных территориях страны, разнесенных на несколько тысяч километров друг от друга, сращивания террористов и боевиков, в том числе и пришедших из-за рубежа с местными экстремистскими группировками, использование возможности ведения скрытого сопротивления и проведения диверсий под прикрытием гражданского населения, уклонения от открытого противостояния с армией и спецслужбами. Основным побудительным мотивом в данных условиях может выступать безработица, неурегулированность социальных отношений, значительное, неограниченное финансирование из-за рубежа.

Таким образом, характер будущей войны основан на многообразии форм и способов развязывания вооруженного конфликта, бесконтактном ведении боевых действий, маневренном характере современного боя, с охватом всего театра ведения боевых действий, с приоритетом системам разведки, управления и систем вооружения, использующих преимущества в получении, обработке и реализации полученных данных в реальном масштабе времени с применением для уничтожения высокоточных боеприпасов большой дальности.   

СПОСОБЫ РАЗВЯЗЫВАНИЯ ВОЙН И ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТОВ

В ходе подготовки и создания условий для развязывания вооруженного конфликта или крупномасштабной войны, в современном мире используются различные способы и различные по назначению, применяемые силы и средства, способы, задачи, цели, формы операций для достижения намеченного результата.

Целями проведения психологических операций могут быть цели дестабилизации обстановки внутри страны путем поддержания различными способами экстремистских группировок, декларируемые борьбой за демократию, права и свободы человека, борьбой с коррупцией, терроризмом и проявлением других, возможно более важных и значимых для обороняющейся стороны духовных и моральных ценностей, противоречащих демократии и интересам инициаторов операций.  

Целями проведения организационных операций могут быть распространение среди государственных управленческих структур коррупции, стяжательства, нарушения утвержденных в обществе моральных норм поведения, разложение на этой основе элит государства, в том числе и военной элиты, разделение по классам, путем подкупа, шантажа, снижения воли к сопротивлению.

Целями проведения информационных операций, могут быть операции направленные на дискредитацию веры в правящий класс общества, в дискредитацию идеологии и веры, обвинение с предоставлением реальной информации о коррупции, предательстве государственных интересов и их распространение через различные средства информации, обвинение в этом виновных и приобщение к этому невинных, истинных патриотов. Обвинение в тоталитаризме правящего класса, в распространении диктатуры и нарушении прав человека.

Средствами реализации психологических, организационных, информационных операций и киберопераций могут быть различные неподконтрольные государству СМИ, в том числе и спутниковые каналы телевидения, средства печатной продукции, интернет, средства мобильной связи, и другие способы воздействия. 

 Основными целями проведения специальной операции, могут быть задачи, поставленные по распространению вооруженного противостояния на все большей территории государства, с охватом все более значительных масс граждан, привлекаемых к противоправной деятельности. Одновременно возможно осуществление дополнительной подготовки боевиков в лагерях, как на территории страны, так и за ее пределами. Планирование и проведение диверсий, террористических актов, нацеленных на уничтожение инфраструктуры и систем жизнеобеспечения страны, проведение терактов и диверсий против вооруженных сил и силовых структур, срыв перегруппировки и сосредоточения войск, проведения мобилизации вооруженных сил и промышленности.

Цели же непосредственно военной операции, в отношении России, могут быть реализованы только после того, как будет достигнута возможность нейтрализовать ядерный потенциал или свести вероятность его ответного применения к минимуму. За основу противником будет браться вариант его полной нейтрализации, путем возможной передачи контроля над СЯС России третьим странам, или вывод систем управления СЯС из строя, или недопущение передачи сигналов управления на стартовые позиции, или уничтожение и вывод из строя средств запуска в ходе предыдущей специальной операции.

С учетом нейтрализации систем СЯС первоочередными задачами в ходе начального этапа вооруженного конфликта или войны, как показывает отработанный  ранее опыт, будут задачи завоевания господства в воздухе путем нанесения поражения системам ПВО и ВВС на всей территории страны подвергшейся агрессии.

В дальнейшем, воздействию и дезорганизации могут быть подвержены системы жизнеобеспечения, транспортная инфраструктура, узлы и коммуникации связи, объекты энергетики, базы, склады с продовольствием, ГСМ, объекты промышленности и ВПК, объекты теплоснабжения, особенно при развязывании боевых действий в зимний период.

Таким образом, без применения наземной группировки войск, силами авиации, применяющей высокоточное оружие и действиями сил специальных операций, при поддержке экстремистских и сепаратистских групп внутри страны, агрессор в самое короткое время в состоянии дезорганизовать систему государственного и военного управления, создать панику среди населения, нарушить систему жизнеобеспечения, затем систему мобилизационной готовности экономики и дезорганизовать армию.

Это способ выполнения поставленной задачи. Но здесь важно, что стратегически предусматривает противник и только тогда, что будет составлять тактику его действий.

МОДЕРНИЗАЦИЯ АРМИИ РОССИИ

Модернизация армии требует ускоренного движения только потому, что в ходе реформы, проводившейся четыре года, цели и задачи, поставленные перед ее началом, полностью расходятся с ее истинными итогами. Стратегическая цель модернизации – восстановление могущества государства и его вооруженных сил и недопущение развязывания войны или вооруженных конфликтов с втягиванием в них России.

Главная причина необходимости модернизации в том, что в ходе реформы был практически уничтожен офицерский корпус вооруженных сил, на котором лежит важнейшая ответственность за судьбу своего народа и созданного им государства. И здесь нужно понимать, что офицерский корпус в будущем, в модернизированной армии не может быть вне идеологии и вне политики, о чем нам успешно доказывает Китай на своем примере. В противном случае все может повториться, и офицерский корпус может не справиться со своей обязанностью – защитой страны, как это произошло при развале СССР.

Второе, в ходе реформы практически полностью была разрушена та оставшаяся часть советской военной науки, которая в свое время не смогла вскрыть характер, способы, средства и методы ведения новых вооруженных конфликтов и войн, разразившихся во второй половине XX века между СССР и США, даже без применения вооруженной борьбы, определявшей до этого ход и исход всякой войны.

И третье, это то, что перед Россией стоит ее историческая задача, установление в мире действительно справедливого мирового порядка, основой достижения этой задачи и являются ее Вооруженные силы, способные защитить и нанести поражение любому агрессору.

Мы предлагаем проведение модернизации Российской армии путем внедрения  стратегии  Концепции «РАЗВЕДКА И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ».

Всякая теория только тогда становится наукой, когда она правильно обобщает прошлый опыт, который не служит для созерцания, а является указателем пути в будущее. Мы не можем модернизировать вооруженные силы, основываясь не на базе достижений военной науки, а на базе взглядов того или иного министра обороны или начальника Генерального штаба, что и происходило до настоящего времени.

В связи с этим, стратегия – это первично, и она обеспечивает тактику силами, средствами, уровнем подготовки командного состава и войск, правильным выбором сосредоточения основных усилий и так далее, только после этого тактика оказывается в состоянии решить свои задачи.

Поэтому, стратегия – это те действия главнокомандующего, которые создают благоприятные условия для проведения сражения (создание вооруженных сил, образование коалиции союзников, маневрирование армией на стратегических направлениях, создание достаточной группировки для сражения, определение времени начала сражения, способов разгрома противника и др.). Если стратегия несостоятельна, то никакая совершенная тактика исправить положение не может.

Суть большой (военно-политической) стратегии Концепции «Разведка и системы вооружения»  в том, что она построена на цели защиты страны от внешней агрессии, путем защиты геополитических и геостратегических интересов России во всем мире, непосредственно территории и всего населения страны, и включает:

  1. Определение противника, его целей и возможностей (способов, методов и средств достижения этих целей), то есть характера его действий на различных этапах.
  2. Определение своих целей и возможностей (средств, способов и методов достижения этих целей), по адекватному реагированию на возникающие вызовы и угрозы.
  3. Организация разведки и контрразведки по выявлению возможностей противника (средств, способов и методов достижения им намеченных целей, возможностей существующих и перспективных образцов оружия) с определением возможных союзников и противников при создании коалиций государств агрессоров.
  4. Определение средств, способов, методов и направлений для сосредоточения основных усилий, особенно в выборе новых средств вооруженной борьбы.
  5. Распределение своих возможностей (средств, способов и методов) по намеченным целям и направлениям действий.
  6. Определение задач частным силам и их начальникам в реализации общей и промежуточных целей и задач с созданием новых и совершенствованием существующих сил.
  7. Определение союзников и привлечение их для реализации своих общих и промежуточных целей.

Здесь отчетливо видно, что стратегия Концепции в значительной, в большей своей части решает не вопросы ведения вооруженной борьбы, а общие вопросы ведения войны, опираясь на национальную военную науку, включающую науку о военно-политической стратегии, науку об организации специальных операций, науку об организации повстанческо-партизанских действий, и науку об организации боевых действий регулярной, а при необходимости и мобилизационной армии.

Концепция «Разведка и системы вооружения» основывается на некоторых общих требованиях выраженных в том, что:

- нельзя вернуться к старой Советской армии, или дореформенной  армии России после развала  СССР, в том числе и иметь численность и количество вооружений той армии. Нужны новые подходы в численности, в количестве и качестве систем вооружения, их боевой эффективности, позволяющей на равных противостоять превосходящим силам агрессора;

- нельзя полностью основываться на той военной науке, которая не выполнила своих задач в ходе противостояния США и СССР, когда образчик мышления руководителей стремился решить стратегические задачи и достичь стратегических целей тактическими приемами. Это одна из причин, почему мы потерпели неудачи в Афганистане, невидимой войне с США и в первой Чеченской компании;

- нельзя уповать на возможности СЯС, так как применение их не может гарантировать победу в предстоящей войне;

- нельзя оставлять армию России в том состоянии, в котором она находится сейчас, с разрушенной системой управления, с разрушенной системой мобилизационной готовности, с разрушенной системой тылового и технического обеспечения. Нельзя оставлять армию с разрушенной боевой мощью соединений сухопутных войск, с недееспособной системой связи, разведки и систем отражения воздушных ударов, с разрушенной системой военного образования и военной наукой;

- нельзя иметь численность действующей армии менее 10% от численности населения страны, в том числе, не имея составляющей мобилизационной готовности и резерва. Опыт всех вооруженных конфликтов, в том числе и действия США в Ираке показал, что кадровая армия нуждается в доукомплектовании и периодической замене частей участвовавших в боевых действиях для восстановления их боеспособности даже в локальных конфликтах;

- нельзя проводить модернизацию, не определившись с угрозами и способами ответных действий, с составом привлекаемых войск, приоритетами в развитии и перевооружении, новыми видами вооружений и способами их применения.

Нужен инновационный путь модернизации армии и общества через развитие армии. Составная часть развития армии – ВПК, не только двигатель экономики, прогресса, науки, техники, а и средство повышения благосостояния российского народа через общее развитие экономики.

Концепция разведки заключается в том, что разведка, без органов управления, систем связи и АСУВ недееспособна и малоэффективна.

Необходимо, с учетом мирового опыта и опыта боевого применения разведки в других конфликтах, в том числе и с участием советской и российской армий, опыта применения органов разведки,  создать единую систему управления силами и средствами разведки. Необходимо создать и единую систему связи разведки, и единую автоматизированную систему управления силами и средствами разведки, и единую структуру военной разведки, порушенную в ходе реформ чрезмерным ее сокращением. 

Необходимо развивать новые направления и комплексы разведки для получения реальной и достоверной информации в реальном масштабе времени и передачи ее на системы поражения, используя для этого не только возможности космической и других видов разведки, а используя новые технологии, основанные на новых принципах применения.

Разведчиком должен стать каждый военнослужащий, каждая система вооружения должна быть способная вести разведку местности, воздушного пространства и объектов на глубину огневого поражения имеющихся систем оружия.

Разведка должна быть способна вскрыть и определить направление и маршрут полета всех систем высокоточного оружия и управляемых боеприпасов на любой высоте, с любым ракурсом, при совершении любых противоракетных и противоогневых маневров.

Штатные подразделения разведки должны быть в каждом подразделении, начиная от мотострелкового взвода, до Генерального штаба, что позволит каждому командиру на своем уровне организовывать разведку в полном объеме и иметь достоверные сведения по своей зоне ответственности в реальном масштабе времени.

Таким образом, учитывая стратегическую задачу получения наиболее достоверной и объемной информации о действиях противника на всю глубину стратегического направления или ТВД, армия должна получить возможность в полном объеме использовать все имеющиеся в ее распоряжении силы и средства с максимальной эффективностью, что позволит решать тактические задачи непосредственного ведения боя, операции, сражения.

Концепция систем вооружения, основывается на том, что в современных войнах и вооруженных конфликтах современности на первое место в борьбе с противником должна выходить боевая техника, и боевые платформы, полностью обеспечивающие прикрытие и дееспособность военнослужащего в различных условиях обстановки и ведение бесконтактного боя в различных условиях.

Вторая особенность систем вооружения должна основываться на способности любой системы вооружения применять высокоточные, интеллектуальные, управляемые боеприпасы, различной дальности и могущества, способные решать широкий спектр задач, от уничтожения на предельной дальности различных по назначению, по защищенности и подвижности летательных и бронированных объектов, объектов имеющих повышенную защищенность, до уничтожения самих высокоточных боеприпасов противника в ходе отражения их ударов.

Исходя из подходов, и характера будущих вооруженных конфликтов, необходимо приступить к разработке платформ тяжелого вооружения, как в качестве носителей вооружения, так и в качестве самих систем вооружения.  При разработке нужно исходить из требований и способности ведения ими борьбы с авиацией и высокоточным, управляемым оружием противника и противостоять им в различных формах вооруженной борьбы.

Рассматривая системы вооружения, мы отходим от классического представления и иерархии, основываясь на их значимости в будущих вооруженных конфликтах. Поэтому сначала рассматриваем в приоритетном порядке все то, что связано с разведкой, потом с космосом и авиацией, затем с флотом, и в завершение, как кульминация, слово за сухопутными войсками.

Первое, из систем вооружения, это разработка и внедрение новых и уже разработанных, перспективных систем разведки, позволяющих в реальном времени отслеживать в любых условиях обстановки и погодных условиях истинный характер действий не только потенциальных но и предполагаемых противников. В эти системы вооружения входит и необходимость создания Сил специальных операций, и их систем вооружения, как основы противодействия основным вызовам и угрозам с применением обычных средств поражения.

Второе, из систем вооружения, это создание заново и развитие существующих систем вооружения, предназначенных для отражения воздушно-космических ударов.

Исходя из масштабов ведения вооруженной борьбы и применяемых систем вооружения, исходя из размеров территории страны и задач, стоящих перед вооруженными силами в защите ее населения и инфраструктуры, в структуре вооруженных сил целесообразно выделить три направления, самостоятельно отвечающих за определенные участки обороны. Такими структурами воздушно – космической обороны должны стать:

- войска ВКО страны, которые отвечают за противоракетную оборону, контроль космического пространства, противоспутниковую оборону и оборону территории Москвы от ракетной угрозы в случае применения противником СЯС, осуществляют управление космической группировкой, и исходя из объемов решаемых задач, необходимого наряда сил и средств должны составить род войск в общей структуре ВС РФ, что уже отчасти и происходит, но требует уточнения в связи с новыми подходами;

- войска ПВО страны предназначены для отражения ударов всех существующих и перспективных систем вооружения, наносимых системами воздушного, наземного и морского оружия и осуществляющих полет боеприпасов на конечном участке траектории в воздушном пространстве. Необходимость создания отдельного вида вооруженных сил диктуется характером будущих вооруженных конфликтов и войн, в которых воздушное пространство, особенно на начальном этапе вооруженной борьбы преобладает над другими пространствами, а порой является и решающим в исходе этой борьбы. Необходимость создания отдельного вида, так же обусловлена наличием огромной территории страны, наличием необходимости прикрытия значительных территорий, на которых располагаются людские ресурсы и экономический потенциал страны, экономической эффективностью данного вида вооруженных сил и их значимостью в ходе отражения агрессии. Особенно это заметно при применении новых, инновационных подходов в организации обороны и использовании новых платформ боевой техники. Объединение под единым руководством данного вида вооруженных сил позволит создать единую эшелонированную систему защиты страны и войск от воздушных ударов противника, потребует от них дополнительных огромных затрат в поиске новых способов вооруженной борьбы и новых средств их ведения, что значительно понижает угрозы развязывания вооруженных конфликтов и войн. В дополнение можно сказать, что войска ПВО страны, имея объединенную систему, и единые подходы к организации обороны, имеют еще одно преимущество, это возможность борьбы не только с носителями оружия, а и с самими управляемыми высокоточными боеприпасами. В состав войск нужно включить все соединения и части ПВО начиная от войсковых органов ПВО, в будущем включаемых в состав вплоть до мотострелковых и танковых рот, взводов, и завершая прикрытием важных объектов инфраструктуры и наиболее важных в экономическом отношении промышленных объектов. Такая концентрация в одних руках всей структуры противовоздушной обороны страны позволит эффективно развивать военную науку и стратегию развития всей системы, от самых простых систем вооружения, предназначенных для непосредственного прикрытия бронетехники и личного состава, и  завершая стратегическими комплексами обороны, организовывать оборону и управлять ими в современных условиях. Здесь наиболее широкий размах для инноваций и разработки новых систем, включая размещение данных систем на аэростатах в виде платформ разведки, платформ оружия, платформ объектовой и маневренной ПВО.

- ВВС страны, как вид вооруженных сил, предназначены для борьбы с авиацией и высокоточным оружием противника вне зон досягаемости систем ПВО, усиления прикрытия войск в ходе отражения воздушных ударов, нанесения ударов по объектам инфраструктуры, логистики, узлам связи, командным пунктам в глубине территории агрессора. Нанесению ударов по воздушным, наземным, морским системам вооружения участвующим в агрессии, поддержания паритета в воздушном пространстве и недопущения завоевания господства в воздухе. На отдельных направлениях выполнения основной задачи по отражению воздушных ударов противника по войскам и объектам инфраструктуры, а так же для борьбы с диверсионно-разведывательными группами противника. В авиации следует развивать тяжелые комплексные системы вооружения, основанные на тяжелых носителях-платформах, позволяющих находиться в воздушном пространстве значительное время, вести разведку и комплексное поражение, имея на борту значительный запас боеприпасов, заменяя одной системой значительное количество существующих летательных аппаратов. В ВВС следует развивать новое направление – направление воздухоплавания, использующее мягкие и жесткие аэростаты различной грузоподъемности и назначения, от платформ с вооружением, до платформ, предназначенных для переброски войск и тяжелой техники. Это особенно актуально, как с экономической, так и с военной стороны, особенно на просторах России.

Таким образом, имея триединую организационную структуру и задачу, конкретных ответственных исполнителей за выполнение данных боевых задачи в ходе модернизации армии будут убраны существующие перекосы в развитии одних и деградации других систем вооружения, относящихся к воздушно-космической сфере. Основу развития данного комплексного направления должна положить разработанная и внедренная система различных видов космической, воздушной и наземной систем разведки и поражения.

Третье из систем вооружения, это системы вооружения флота. Сегодня много уже выложено в прессе информации, озвученной Главкомом ВМФ о будущем флота России, где указаны и основные направления развития, порой вызывающие большие сомнения, как, кстати, и сами слова Главкома ВВС. Флот должен строиться исходя из стратегических задач, стоящих перед страной, а уже потом и перед самим флотом. Главная стратегическая задача флота России, на наш взгляд, заключается в обеспечении влияния, недопущения, пресечения, при необходимости, логистических трансокеанских маршрутов транспортировки техники и вооружений, запасов МТС и энергоресурсов будущих и потенциальных противников. И под эти задачи должны создаваться и системы вооружений, включающие в свой состав и стратегические подводные силы, и стратегическую морскую авиацию, и стратегические авианосные силы, способные прикрыть свои действия и действия других систем вооружения.

Четвертое, из систем вооружения, это системы вооружения сухопутных войск. Здесь за основу, как уже отмечалось, должны быть взяты системы способные максимально защитить личный состав от воздействия систем оружия вероятного противника и одновременно нанести ему максимальный урон. За основу должны браться и внедряться в войска уже разработанные и испытанные, в том числе и в боевых условиях Афганистана системы высокоточного вооружения, не имеющие аналогов в мире. Это системы вооружения на основе систем «Сантиметр» и «Смельчак».  Вооружение новых систем должно обеспечивать гарантированное поражение современных и перспективных систем бронирования противника, и позволять участвовать в различных видах боя одновременно всему личному составу экипажей данных машин, без обязательного их покидания. Защищенность техники (тяжелые БМП) позволять защищать экипажи от перспективных и имеющихся на вооружении систем огневого и минного вооружения противника, применяющего высокоточные авиационные, артиллерийские, противотанковые боеприпасы и мины. Системы же стрелкового оружия, как вспомогательные системы, должны обеспечиваться комплексами наблюдения и разведки целей в различных условиях (оптические, тепловизионные, радиолокационные прицелы, глушители стрельбы, применяемые особенно в ходе ведения боевых действий в сложных условиях местности, в городах, в лесу). Системы индивидуальной бронезащиты и экипировки должны соответствовать всем климатическим условиям местности и времени года и не выводить личный состав из строя из-за своего несоответствия предъявляемым требованиям. Способствовать  непрерывному нахождению военнослужащих в системах защиты, как в бронетехнике на протяжении нескольких дней и недель ведения боевых действий, так и вне ее и способствовать сохранению боеготовности и боеспособности солдат и офицеров длительное время в различных климатических условиях России.   

Пятое, из систем вооружения тылового и технического обеспечения, должно в различных условиях обстановки обеспечить войска всем необходимым в условиях  противодействия с фронта и тыла, в условиях повышения расходов на обслуживание и ремонт боевой техники. Немаловажным фактором выполнения боевых задач является способность тылового и технического обеспечения осуществлять логистические и технические вопросы не только в мирное время, а и в ходе возникновения и ведения войны и вооруженных конфликтов.

Шестое, из систем вооружения, это отношения ВПК и Министерства обороны в заказе, разработке, эксплуатации, ремонте и утилизации вооружений. Но есть еще вопросы модернизации, восстановления боевой готовности в ходе ведения боевых действий, от которых во многом зависит выполнение боевых задач.   Разработка и производство современного вооружения должно учитывать общемировые тенденции развития, но базироваться на наработках русской национальной военной науки, которая учитывает, в соответствии с нашей спецификой, возможности применения техники и вооружения одновременно и в специальных оперативно-стратегических и оперативно-тактических действиях, и в боевых оперативно-стратегических и оперативно-тактических действиях.

Заключение

В завершение рассмотрения основных теоретических направлений Концепции «Разведка и системы вооружения» необходимо еще обратить внимание, что сама концепция еще включает в себя и принципы комплектования армии офицерским и рядовым составом, условия и сроки прохождения ими службы. Так же включает вопросы, связанные с непосредственной боевой подготовкой и участие в различных плановых и неплановых мероприятиях оперативно-стратегической подготовки.

Важным элементом концепции есть элемент содержания и развития системы службы в резерве и после ее завершения прохождение службы в частных военных компаниях (ЧВК), предназначенных частично для подготовки и переподготовки офицерского и рядового состава армии, а в основном, для продвижения геополитических и геостратегических интересов России в мире.

Исходя и всестороннего анализа мирового опыта, в том числе и опыта наиболее развитых  армий мира (США, Китай), Концепция учитывает наличие в структуре армии сокращенных и кадрированных воинских организмов, предназначенных для развертывания в мобилизационный период и усиления действующей армии.

Война – это политика, которая ставит своей целью добиться победы над противником любыми доступными путями, методами, способами и средствами.

Концепция «Разведка и системы вооружения», являясь продолжением агрессивной, конфронтационной политики  войны, ставит своей целью обеспечить государству Победу в войне, победу над враждебной в отношении России политикой.     

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и «Яндекс.Дзен».
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

ATALEF
Карма: 7
07.02.2013 14:47, #4942
"нельзя иметь численность действующей армии менее 10% от численности населения страны"

Собственно эта фраза,говорит о уровне компетентности автора.
Radiy
Карма: 9
08.02.2013 17:16, #4962
Пока модернизацией русской экономики занимается Чубайс, никакой модернизации РА не предвидится
Подписывайтесь на ИА REX
Цель беспорядков в Грузии:
69.1% Обострение грузино-российских отношений.
Кто, на Ваш взгляд, достоин стать президентом России в 2024 году?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть