Фахреддин Абосзода: Как нам обустроить талышский народ

Неужели для исполнения не очень сложного вопроса требуется приход «Сына Человеческого во славе Своей» и «всех святых Ангелов с Ним», когда «соберутся все народы перед Ним», чтобы он, сидя «на престоле славы Своей», как пастырь, занимался «отделением овец от козлов»?
21 ноября 2012  10:52 Отправить по email
Печать

За последние годы мне приходилось несколько раз касаться проблемы миграционной политики РФ, хотя, должен признать, никакого сдвига в положении вещей в современной российской действительности эти публикации, как и многочисленные материалы других, в том числе и самих российских авторов, не принесли. В свете развернувшихся в последнее время бурных обсуждений закона о соотечественниках, считаю актуальным еще раз вернуться к этому вопросу и высказать свои некоторые соображения и предложения.

Как один из активных защитников прав талышского народа, вопреки своей воле оказавшегося сначала (после 1920 года) в составе Азербайджанской ССР, а после 1991 года — Азербайджанской Республики, мне хочется внести некоторую ясность в вопрос нахождения сегодня части талышей на территории РФ, об их правовом статусе и дальнейшей судьбе. В этих целях мне хотелось бы привлечь к обсуждению данной темы широкий круг российских и других специалистов, аналитиков и политиков, т.к. данный вопрос затрагивает еще и некоторые другие народы бывшей Российской империи.

Историческая справка: Талыши (самоназвание — толышон) — один из древнейших иранских народов Южного Кавказа, исторически проживающий в одноименной области на юго-западе Каспийского моря между реками Кура и Сефидруд (юго-восток Азербайджанской Республики и северо-запад Исламской Республики Иран). Согласно Гюлистанскому (1813 г.) и Туркменчайскому (1828 г.) договорам между Россией и Персией к Российской империи отошла северная часть национального государства талышей — Талышского ханства (1736-1844 гг.; окончательно Талышское ханство, сначала сохранявшего свою относительную самостоятельность в составе Российской империи, было ликвидировано после административной реформы 1844 г.). После Октябрьского переворота 1917 года талыши, противостоя деникинцам и протурецки настроенным мусаватистам, при поддержке местной русской диаспоры самоопределились на территории Северного Талыша в рамках большевистской Муганской Советской Республики (май-июль 1919; республика была уничтожена в результате прямой военной агрессии турецкой армии), которая одновременно провозгласила курс на воссоединения с РСФСР. Несмотря на это, при фрагментации Восточного Закавказья большевики включили талышей в состав искусственного государственного образования под названием Аз. ССР, в котором с 1934 года в целях создания очередной сталинской «титульной нации» они были поголовно записаны как «азербайджанцы». Это положило начало массовой ассимиляции талышей в пришлой тюркоязычной среде. По официальным итогам переписи 1959 года было объявлено, что талышей в СССР чуть более ста человек, а в 1970 и в 1979 годах они вовсе исчезли из реестра национальностей. В конце 80-х годов прошлого века, когда многие народы Советского Союза встали на защиту своих попранных прав, талыши сумели восстановить свое имя в списках переписи населения (1989 г.). Тогда же стало известно, что на территории Аз. ССР проживает 21 700 талышей. Хотя эта цифра была далека от действительности, это было первой победой национального движения талышей. После провозглашения в 1991 году независимости Азербайджанской Республики талышам «не повезло». Они вопреки своей воле (не был проведен референдум, в результате которого можно было выяснить политические устремления талышей. Отмечу также, что в ходе всесоюзного референдума на территории СССР от 17 марта 1991 года свыше 93 процентов талышей высказались за сохранение Советского Союза) оказались уже в составе государства с явной пантюркистской идеологией. С первых же дней своего образования это государство не скрывало своих намерений по ассимилированию талышей и других коренных народов, проживающих на данной территории. В последующие годы бакинские власти приступили к целенаправленной политике по вытеснению талышей со своих исконных территорий (путем ликвидации традиционных укладов хозяйствования, разрушения старых и несоздания новых рабочих мест, доведения населения до крайней нищеты и т.д.). В результате некоторая часть талышей переселилась в Баку и его окрестности, а более значительная, вместе со всем русским населением Талыша, оказалась на территории Российской Федерации.

На мой взгляд, прежде чем приступать к обсуждению вышеназванного вопроса, в первую очередь, необходимо внести ясность в вопрос о численности проживающих на территории РФ талышей. Последняя перепись населения РФ к нашему удивлению «выявила» на территории РФ всего 2529 талышей! Мои личные наблюдения и наблюдения активистов Талышского движения на территории РФ позволяют нам сделать вывод о том, что только на примере талышей видно, насколько формально ведется перепись населения страны. Огромная армия женщин, подобно «женскому батальону» из МО РФ, израсходовав миллиарды государственных денег, не понимает, что перепись населения — вопрос особой государственной важности, который напрямую затрагивает национальные интересы страны. В результате подобного проведения переписи населения, нам зачастую никак не удается доказать даже ученым из российских академических институтов, в чем заключается истина в этом вопросе! Сегодня почти все руководители этих научных институтов продолжают утверждать о проживании на территории РФ якобы двух миллионов мигрантов, что никак не сопоставимо с объективными данными (по информации различных источников, в реальности их число достигает 12 миллионов человек!). Эти же ученые на основе таких нереальных данных видимо пишут свои аналитические доклады для руководства страны. В итоге получается, что руководство РФ не владеет объективными данными в этой особо значимой сфере. По нашим данным, сегодня на территории России проживает от 500 до 800 тыс. талышей, и нам, конечно, беспокоит положение наших соотечественников на территории РФ, их правовой статус со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если учесть, что руководство РФ вынуждено строить свою политику в отношении межнациональных отношений и мигрантов на основе нереальных, сфальсифицированных данных, о которых речь шла выше, необходимо ответить на два важных, как представляется, вопроса: 1) При наличии у руководства государства таких данных о количестве талышей на территории страны, вполне очевидно, что нельзя требовать от него разработки и проведения ясной и четкой политики в отношении талышей, огромная масса которых, согласно официальным данным, вовсе не существует на территории РФ! 2) Большая часть талышей, во время переписи записанных как «азербайджанец», также ущемляются в своих правах, так как органы управления, как в центре, так и на местах относятся к ним так же, как и к остальным гражданам АР.

В свете вышесказанного и обсуждения закона о соотечественниках, мы предлагаем разработать четко дифференцированную политику по отношению к различным группам мигрантов на территории РФ. Не следует усматривать в этом некий дискриминирующий мотив, так как государство должно четко определять свои интересы и действовать соответственно им. На наш взгляд, органы власти в РФ должны разделить всех приезжих из бывших советских республик на несколько групп. В первую группу можно внести тех приезжих, которые благодаря России уже имеют свои национальные государства, т.е. представителей так называемых «титульных наций» в Азербайджанской Республике, Таджикистане, Киргизии, Грузии и Узбекистане и т.д. При этом следует учесть, что руководители почти всех этих государств, несмотря на то, что их государства, исторически (sic!) никогда не существовавшие, были созданы исключительно стараниями России, нередко занимают четко выраженную враждебную позицию в отношении последней. Учитывая обострение межнациональных отношений в РФ, связанное в том числе и с нахождением в стране многочисленного приезжего населения, некоторая часть которого не желает вовсе подчиняться законам государства и не следует традициям местного населения, руководство государства должно осуществлять политику по постепенному выдворению, либо ограничению прибытия в страну этой части мигрантов. При этом надо учесть еще такой фактор, что, даже находясь на территории РФ, где они зарабатывают деньги на существование своих семей и близких родственников, большинство мигрантов, организовавшись в многочисленные национальные диаспоры, даже на территории РФ зачастую занимают откровенную антироссийскую позицию, защищая враждебную политику своих государств в отношении России! Разумеется, в этом виноваты не только они. По сути, основными виновниками такого положения являются многочисленные коррумпированные чиновники самой РФ, которые зачастую превращают свои прямые обязанности по выполнению государственных обязанностей в источник личного обогащения за счет мигрантов. А это, в свою очередь, лишает руководство РФ важного рычага давления на руководителей тех государств, для которых выдворение мигрантов — представителей «титульных наций» этих стран с территории РФ привело бы к социальным потрясениям у себя на родине.

Во вторую группу, на наш взгляд, следует внести представителей тех народов, которые в различные этапы истории связывали свои судьбы с Россией, а в результате «прозевали» свое счастье и были лишены своих национальных государств, оказавшись включенными в состав того или иного искусственно образованного государства. В данном случае имеются в виду коренные народы АР — талыши, лезгины, аварцы и пр. Часть этих народов, например, талыши, вполне справедливо считают Россию виновницей своих бед, которая, несмотря на свои обещания «на вечные времена никому не отдавать эти народы», согласилась на включение их в состав чуждого им государства. Другая часть — лезгины, аварцы и другие дагестанские народы — в результате развала СССР были разделены между РФ и АР. В итоге одна половина этих народов является гражданами РФ, т.е. проживает у себя на Родине, а другая часть воспринимается как приезжие со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С точки зрения полноценной зашиты представителей талышей, лезгин, аварцев и других коренных народов АР, а также в интересах национальных интересов России, было бы вполне целесообразно, если бы органы управления РФ на законодательном уровне занимались бы разработкой комплексной политики в отношении этих народов, которые, как представляется, должны включать в себя:

— официальное признание этих народов частью общей разделенной российской нации, т.е. соотечественниками;

— упрошенный порядок выдачи представителям этих народов гражданства РФ и их регистрация по месту фактического проживания.

Эти мероприятия, вместе с другими аналогичными мерами, приведут, как к существенному усовершенствованию миграционной политики государства, так и к заметным сдвигам в отношениях РФ с АР. Ведь скорейшая разработка такого комплекса мер в отношении вышеназванных народов в корне изменило бы отношение этих народов к России, что, в свою очередь, привело бы к укреплению позиций РФ на местах их исторического проживания, т.е. внутри границ Азербайджанской Республики.

Неужели для исполнения данного, не очень сложного вопроса требуется приход «Сына Человеческого во славе Своей» и «всех святых Ангелов с Ним», когда «соберутся все народы перед Ним», чтобы он, сидя «на престоле славы Своей», как пастырь, занимался «отделением овец от козлов»?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

solomon1982
Карма: 5
22.11.2012 19:25, #4359
Считаю что талыши должны использовать все возможности для сохранения своей идентичности. Кроме этого, стоит забыть о сепаратизме и надо обустраивать свое будущее в демократическом Азербайджане.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть