Чёрное финансирование Березовского

25 октября 2011  10:30 Отправить по email
Печать

В Лондонском суде продолжается рассмотрение дела Березовский против Абрамовича.

Борис Березовский требует 6 млрд долларов с Романа Абрамовича. Это не только крупнейшее судебное разбирательство в истории российского бизнеса, но и судьбоносный процесс, результаты которого могут повлиять на имидж российского государства, репутацию власти и крупного бизнеса, деловой климату и репутацию страны. Оба предпринимателя не отрицают, что получили ряд своих активов, используя коррупционные схемы. Обращаясь к судье, адвокат Абрамовича, Джонатан Сампшен сказал: «Чтобы вы поняли, что там, в России в 90-х годах происходило. Вам, конечно, трудно понять. Но вспомните Шекспира, вспомните ситуацию XV века».

Как уже отмечалось в нашей публикации «Безобразный спектакль олигархов в британском суде», британскому правосудию в кратчайшие сроки пришлось овладевать понятийным тезаурусом, описывающем российские бизнес-реалии лихих 90-х годов.

И если такие понятия-дескрипторы как «разборки», «тёрки», «стрелки», «замочить» — ещё как-то можно объяснить наглядно «на пальцах», то, как растолковать английскому суду точный смысл глагола «кинуть»? Это слово трудно вживается в чинный британский менталитет лондонских юристов.

«Ситуация довольно сюрреалистичная. С одной стороны, основанный на логике процесс, учтивые манеры, самые высокооплачиваемые в Англии юристы. А с другой стороны — весь тот бардак, который творился тогда в России. Тут и вопросы влияния, и игра в теннис с президентом. Это невозможно понять, не зная Россию», — полагает обозреватель газеты «The Guardian» Люк Хардинг.

Ликбез «по понятиям» проводит лично Борис Березовский, который пять часов кряду объяснял суду, каким образом в начале 2000-х Абрамович заставил его продать долю в «Сибнефти» «по смешной цене». Суд, как заключил сам олигарх, всё понял «совершенно не так».

Когда адвокат Абрамовича Джонатан Сампшен попытался выяснить, что же значит слово «кинул», опальный олигарх и его просветил: «Это именно то, что ваш клиент со мной сделал». После этого Березовский долго пытался объяснить суду смысл российского понятия, обещая выстроить для понимания описывающую математическую модель.

Между тем, Березовскому никак не удаётся объяснить лондонскому суду, каким образом можно быть владельцем фирмы, не будучи её акционером. Березовский пытается презентовать себя на суде великим бизнесменом, но таким предпринимателем он мог быть только в лихих 90-х, в условиях ельцинской России.

Как утверждает журналист, депутат Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» Александр Хинштейн: «Все бизнес-проекты, за которые брался Березовский, заканчивались „пшиком“ и, уехав за рубеж, через некоторое время он был вынужден начинать судиться со своими бывшими бизнес-партнерами. Я думаю, что все исковые требования Бориса Абрамовича к Роману Аркадьевичу в большей степени связаны с тем, что Березовский нуждается в деньгах. У него большой, по крайней мере, до недавнего времени был большой, штат челяди, прислуги, охраны, хороший офис в самом центре Лондона на улице созвучным его сердцу названию Бонд-3. Борис Абрамович после своего бегства из России остался, что называется, на бобах. И все слухи, и разговоры о его богатстве преувеличенны».

Того же мнения придерживается и журналистка Юлия Латынина, сказавшая в передаче в передаче «Код доступа» по этому поводу так: «Березовский сейчас не богатый человек, судя по всему, он очень много денег потерял, он тратит гигантские деньги на адвокатов и следует понимать, что он это делает не ради собственного удовлетворения, не ради того, чтобы сунуть шпильку режиму, это просто тупо зарабатывание денег».

В условиях свободного рынка Березовский оказался абсолютно некомпетентен как предприниматель, поэтому вынужден зарабатывать на жизнь судебными тяжбами. Но и эти тяжбы оплачивает не он.

В британском суде выяснилось, что судебные издержки Березовского в процессе оплачивает прячущийся в Израиле от розыска Интерпола бывший российский алюминиевый король Михаил Черной. Об этом пишет The Wall Street Journal.

Неожиданное признание всплыло в ходе серии вопросов со стороны адвоката Романа Абрамовича относительно финансов Березовского, которые в последнее время серьёзно пошатнулись в связи с затратным бракоразводным процессом. В ходе суда адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн спросил Березовского, не одолжил ли Михаил Черной ему 50 млн долларов на финансирование процесса на условии, что долг будет возвращен с процентами плюс 5% от компенсации, которую получит Березовский в случае своей победы.

По мнению Сампшна Березовский имеет предварительную договоренность с Черным, по условиям которой Черной выделил 50 млн долларов на судебные издержки в обмен на процент от суммы, которая может быть взыскана с Абрамовича. Таким образом, свидетель может получить примерно в шесть раз больше вложенной суммы — 5% от требований Березовского составляют порядка 300 млн долларов.

Подобная информация может не только поставить под сомнение показания Черного как свидетеля, но и дискредитировать иск Березовского, поскольку означает, что истец состоит в финансовых отношениях с ключевым свидетелем обвинения.

Михаил Черной, фигура который уделяется непропорционально мало внимания при описании истории российского бизнеса 90-х годов, будет давать показания по видеосвязи из своего дома в Израиле. По его словам, он не может приехать в Великобританию, так как его сразу же арестуют. По мнению израильского политолога Давида Эйдельмана само участия Черного в судебных разбирательствах — это «настоящий театр абсурда: беглый разыскиваемый олигарх, который боится правоохранительной системы — обращается к этой системе за справедливостью, но просит войти в его положение... И система входит».

Газета Sunday Times публикует информацию о том, что суду предстоит выслушать разговор, в который Березовский «выпускает из леса» криминальных партнеров. Газета получила запись разговора между Абрамовичем и Березовским, которая в ближайшее время поступит в распоряжение суда. Стенограмма сделана в декабре 2000 года в VIP-зале аэропорта Ле Бурже в Париже по распоряжению третьего участника беседы, ныне покойного друга и делового партнера Березовского Бадри Патаркацишвили.

Судя по расшифровке записи, которая, по сведениям Sunday Times, будет представлена в суд, участники разговора обсуждают своё участие в корпорации «Русал». По утверждению газеты, Березовский говорит Абрамовичу, что хочет «легализовать» теневых участников бизнеса. В расшифровке есть фраза «и тут все выйдут из леса — и Быков, и Миша, и Антон и Аксен».

Бывший глава Красноярского алюминиевого завода Анатолий Быков в момент разговора находился под следствием по обвинению в незаконном приобретении и владении оружием, а также организации убийства предпринимателя Павла Струганова (известного в криминальных кругах под кличкой Паша-Цветомузыка).

Источники идентифицировали упоминаемых Абрамовичем «Антона» и «Аксена» как Антона Малевского и Сергея Аксенова, считавшихся лидерами измайловской преступной группировки. Лидер гремевшей в 90-х годах банды Антон Малевский в возрасте 34 лет погиб 6 ноября 2001 года в Южной Африке во время прыжка с парашютом.

А Миша — это олигарх Михаил Черной, который предусмотрительно пустился в бега раньше всех прочих.

Как пишет Sunday Times, упоминание на суде имен членов преступной группировки «добавит интриги» делу, в котором уже присутствуют взаимные обвинения в шантаже, предательстве и политической коррупции.

По мнению британской прессы, бывшие и нынешние российские олигархи превратили несколько стран в арену большой мировой войны, в которой, как и во всякой войне, страдают не только сражающиеся бойцы, но и мирное население, и случайные свидетели, и общественные нормы.

Наглядным доказательством этого тезиса может быть вчерашнее решение мирового суда в Иерусалиме, который снял с израильского гражданина Авигдора Эскина все обвинения в организации незаконного прослушивания телефонных звонков, возведенные против него олигархом Михаилом Черным и связанным с ним израильским министром иностранных дел Авигдором Либерманом.

Как пишет израильский сайт 7kanal, 5 ноября 2007 года, когда Эскина арестовали по обращению в полицию Либермана, в СМИ была опубликована информация, что якобы объектом «прослушки» являлся министр Авигдор Либерман, который в то время занимал пост министра по стратегическим угрозам. Публиковались материалы, что Эскин якобы осуществлял «прослушку» разговоров Либермана с Михаилом Черным, а заказчики этой «прослушки» находятся в Москве. Однако следствие убедилось, что разговоры Авигдора Либермана не прослушивались.

«Как говорится, гора родила мышь. Сначала меня обвиняли в „прослушке“ министра, потом „понизили“ до прослушивания Михаила Черного, потом — лишь до его секретарши. Ну а закончилось всё сделкой, в рамках которой я признался, что держал на компьютере запрещенные материалы», — заявил Эскин порталу IzRus после заседания суда.

Так или иначе, но судебные процессы, проходящие в британском, израильском, российском судах, которые связанны с олигархами, сделавшими себе состояние в «лихие» 90-е, позволяют судить, что у этих людей нет никаких нравственных ограничителей. Они не признают ни законов, ни общепринятых правил игры. Они представляют реальную глобальную угрозу для общества многих государств, на которые распространялась их деятельность.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков
по материалам британских, израильских и российских СМИ.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть