ИА REX публикует следующую статью из цикла «Убитая Москва», подготовленную в рамках совместного проекта с ОД Архнадзор.
Проезд Комсомольской площади, 30/3 — Круглое депо Николаевской железной дороги. Первое паровозное депо Москвы.
Построено в 1849 г. по проекту архитектора Рудольфа Желязевича, ученика Константина Тона на берегу существовавшего тогда Красного пруда. Единый ансамбль с депо составляла также сохранившаяся до нашего времени водонапорная башня. Архитектура обоих сооружений весьма интересна и напоминает не столько о промышленном, сколько о крепостном зодчестве.
Московское Круглое депо имеет некоторые отличия от типового проекта, по которому строились «паровозные здания» или «паровозные сараи» Николаевской железной дороги. К нему не примыкают мастерские. В центре кольцевидного здания, на месте нынешнего двора располагался поворотный круг, который позволял направлять въезжавшие в депо паровозы непосредственно в стойло для проведения ремонта и обслуживания. Все сооружение венчал легкий металлический купол.
Внутренняя структура здания, состоящего из 20 стойл, расположенных радиально, достаточно хорошо сохранилась, несмотря на произведённое разделение здания на два этажа и надстройку третьего. Уникальности объекту добавляет и то, что из девяти исторических депо Николаевской железной дороги четыре в той или иной мере разрушены, а ещё два заброшены, есть предложения об их сносе.
Собственником здания московского Круглого депо, расположенного между подъездными путями Ленинградского и Ярославского вокзалов, в настоящее время является завод «Макет», сдающий помещения под магазины, склады и офисы. В своём сегодняшнем состоянии — лишённое купола, разделённое позднейшими перекрытиями на два этажа и надстроенное третьим этажом, с открытым внутренним двором, образовавшимся на месте разобранного поворотного круга, депо представляет собой уникальное зрелище, вызывающее ассоциации с древнеримской архитектурой.
С 1991 г. Круглое депо имеет статус выявленного объекта культурного наследия, то есть, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», считается охраняемым законом памятником и ожидает присвоения федеральной или региональной категории охраны.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Тем не менее, Круглое депо находится под угрозой полного или частичного сноса в связи с планами реконструкции Октябрьской железной дороги и прокладки 4-го главного пути на участке Москва-Крюково. Другой вариант проектного решения предполагает снос водонапорной башни. При этом разработанный группой независимых специалистов альтернативный вариант прокладки 4-го главного пути, не требующий разрушения признанных объектов культурного наследия, всерьёз не рассматривается.
О нежелании железнодорожников считаться с историко-культурной ценностью здания и о полной поддержке их вандальных устремлений на уровне мэрии свидетельствовало Постановление Правительства Москвы от 20.05.2008 № 421-ПП, которым Департаменту транспорта и связи г. Москвы поручалось «совместно с Москомархитектурой оказать необходимое содействие Октябрьской железной дороге — филиалу ОАО „РЖД“ в ускорении решения в Москомнаследии вопроса о снятии статуса памятника архитектуры с перестроенного и используемого не по назначению здания бывшего завода „Макет“ для освобождения участка под строительство 4-го главного пути для организации скоростного дальнего и пригородного сообщения и Московской железной дороге». Весной 2009 г. тогда ещё глава Москомнаследия Валерий Шевчук публично поддержал вывод Круглого депо из списка памятников, вопрос дважды рассматривался на Историко-культурном экспертном совете Москомнаследия (ИКЭС), и только стойкость и профессиональная честность экспертов Москомнаследия, поддержанных градозащитной общественностью и специалистами в области истории железнодорожного транспорта, помогли сохранить охранный статус объекта.
Несмотря на то, что Круглое депо Николаевской железной дороги по-прежнему имеет статус выявленного объекта культурного наследия недавно на его стенах — появилась разметка, свидетельствующая о том, что планы по сносу остаются в силе.
Недавний снос расположенного неподалеку Веерного депо, произведённый железнодорожниками с демонстративным игнорированием процедуры, установленной городским законодательством, и вопреки позиции городского органа охраны памятников, заставляет градозащитников опасаться, что с той же легкостью может быть проигнорировано и федеральное законодательство, защищающее Круглое депо.
Комментарии читателей (0):