«Убитая Москва»: улица Космонавта Волкова, 10 стр. 2

Совместный проект ИА REX и ОД Архнадзор «Убитая Москва». В сюжет войдёт серия материалов о погибающих объектах культурного наследия в Москве. Помимо справок о состоянии и ценности зданий, будут представлены фоторепортажи с мест, подготовленные специалистами Архнадзора.
20 мая 2011  10:21 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует следующую статью из цикла «Убитая Москва», подготовленную в рамках совместного проекта с ОД Архнадзор.

Улица Космонавта Волкова, 10 строение 2 — здание вокзала станции Подмосковная Московско-Виндавской железной дороги построено в 1901 году, предположительно по проекту главного архитектора дороги Юрия Дидерикса, являющегося также автором Виндавского (ныне Рижского) вокзала. Это последнее деревянное вокзальное здание на территории Москвы. Скоро оно отметит свое 110-летие.

Вокзал станции Подмосковная как и другие дошедшие до нас постройки этой станции (веерное депо с поворотным кругом, водокачка и др.) является памятником эпохи так называемого «деревянного модерна». Первоначально он представлял собой рубленое, покрытое деревянной обшивкой одноэтажное здание с изящной башенкой в центральной части, которая была утрачена относительно недавно. Декор фасадов имитирует фахверк, напоминая об архитектуре тех территорий, куда ведет Виндавская железная дорога.

2 июля 1901 года было открыто регулярное движение по Московско-Виндавской железной дороге. Однако в связи с продолжающимся строительством Виндавского вокзала и самой станции Москва, первое время поезда доходили только до станции Подмосковная, находившейся в то время вне городской черты. Так продолжалось до 11 сентября 1901 года, когда был введён в строй участок пути от станции Подмосковная до Виндавского вокзала и московская станция. Таким образом, два месяца скромное пассажирское здание Подмосковной служило конечным пунктом огромной железнодорожной линии от Москвы до Виндавы (ныне порт Вентспилс в Латвии) и выполняло роль одного из столичных вокзалов.

С сентября 1901 года вокзал Подмосковной стал одним из многих рядовых пассажирских зданий на линии Москва — Виндава. Все эти вокзалы были деревянными и почти все они погибли в годы Великой Отечественной войны.

В конце 1940-х годов начался бурный рост пригородного движения на Рижском направлении, держать грузовое и пригородное движение на одних и тех же станционных путях стало неудобно. Поэтому в обход станции были построены отдельные пути для пригородных поездов; примерно в трехстах метрах от старого вокзала появилась новая платформа Красный Балтиец. Вокзал Подмосковной перестал использоваться для обслуживания пассажиров, в нём разместился железнодорожный телефонный узел, обеспечивавший связь между всеми станциями на участке от Москвы до Нахабино. Есть сведения, что до 1967 года использовалось трофейное телефонное оборудование, вывезенное после войны из Германии и впоследствии заменённое отечественным, проработавшим до 2000 года. Всё это время в бывшем вокзале существовало круглосуточное дежурство операторов телефонной связи.

В конце 1990-х годов начался постепенный вывод телефонной станции из эксплуатации. Последняя её часть была отключена в январе 2000 года. С этого времени здание было заброшено и быстро ветшало. В нем произошло несколько возгораний, следы некоторых из них наводят на мысль о поджоге.

В 2003 году при передаче имущества от Министерства путей сообщения к вновь организованному ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») вокзал был снят с баланса МПС, однако ОАО «РЖД» не приняло его на свой баланс, посчитав неиспользуемое деревянное здание ненужным для себя. Таким образом, невостребованное железнодорожниками здание перешло в ведение Росимущества.

В 2008 году бывший вокзал наряду с другими историческими постройками станции Подмосковная получил статус выявленного объекта культурного наследия; соответствующая запись имеется в электронном реестре недвижимых объектов культурного наследия Департамента культурного наследия Москвы.

Тем временем, памятник из собственности Российской Федерации каким-то образом переместился в собственность некоего ООО «Гилберт», работающего в сфере недвижимости. В настоящее время территория вокзала с четырёх сторон окружена бетонным забором, почти полностью скрывающим полуразрушенное историческое здание от взглядов прохожих.

10 октября 2010 года активисты общественного движения «Архнадзор» обнаружили, что в здании вокзала ведутся строительные работы без соответствующей документации и согласований Москомнаследия. Опасаясь за судьбу памятника, «Архнадзор» направил обращение в Прокуратуру г. Москвы и в Москомнаследие, в результате чего все работы на здании были приостановлены. В начале 2011 г. стало известно, что Головинская межрайонная прокуратура возбудила дело об административном правонарушении в отношении руководства ООО «Гилберт» и планирует обратиться в суд с требованием об оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия.

В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник также обязан оформить в органе охраны памятников так называемое охранное обязательство — документ, в который вносится информация об историко-культурной ценности памятника и перечисляются работы, направленные на его сохранение, которые обязан выполнить собственник. Тем не менее, собственники часто уклоняются от оформления охранных обязательств, надеясь, что отсутствие этого документа освобождает их от ответственности за сохранение принадлежащего им памятника. Однако они ошибаются; тот же закон возлагает бремя содержания объекта культурного наследия на собственника. Обязанность надлежащим образом содержать памятник и принимать необходимые меры по его сохранению возникает из самого факта постановки здания на государственную охрану.

Судьба вокзала станции Подмосковная красноречивый пример того, к чему ведет несоблюдение требований закона. Нынешнее состояние здания критическое. В результате пожаров, наиболее разрушительный из которых произошёл в 2009 году, рухнула большая часть крыши. Вместе с крышей внутрь провалилась и башенка, некогда украшавшая здание. Тем не менее, стены пока находятся в удовлетворительном состоянии. Сохранились печи, отапливавшие пассажирские и служебные помещения, лепные карнизы на потолках, множество оригинальных деревянных украшений как снаружи, так и внутри здания. Все это медленно погибает под дождем и снегом, ожидая очередного пожара или обрушения, однако даже самые элементарные противоаварийные работы (разборка завалов, установка временной кровли) собственником не проведены.

Как отмечают градозащитники, намеренное оставление исторических зданий без крыши с целью ускорения их разрушения — классический прием «зачистки» территории от имеющихся на ней объектов культурного наследия.

Процесс выморачивания памятника продолжается. О реставрации и приспособлении памятника к адекватному современному использованию не идет и речи. Между тем восстановленное здание вокзала станции Подмосковная может стать одним из интереснейших объектов показа на уникальном паровозном туристическом маршруте от Рижского вокзала, рассказывающем на примере остальных построек станции Подмосковная о прошлом Московско-Виндавской железной дороги.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть