Российское руководство захотело выглядеть в глазах Запада «хорошими парнями»: мнение

В статье «Модернизация и архаизация социума стали оригинально российскими понятиями» эксперты ИА REX культуролог из Германии Лариса Бельцер-Лисюткина, публицист из США Михаэль Дорфман, а также философ из Франции Павел Крупкин обсудили связь ислама с развитием человечества в XXI веке. Свое мнение по теме дискуссии высказал главный редактор научно-полемического портала «Актуальная история», кандидат исторических наук Алексей Байков.
31 марта 2011  16:48 Отправить по email
Печать

Российское руководство захотело выглядеть в глазах Запада «хорошими парнями»: мнение

В статье «Модернизация и архаизация социума стали оригинально российскими понятиями» эксперты ИА REX культуролог из Германии Лариса Бельцер-Лисюткина, публицист из США Михаэль Дорфман, а также философ из Франции Павел Крупкин обсудили связь ислама с развитием человечества в XXI веке. Свое мнение по теме дискуссии ИА REX высказал главный редактор научно-полемического портала «Актуальная история», кандидат исторических наук Алексей Байков.

Я не очень понимаю, как увязывается одно с другим. Российское руководство захотело выглядеть в глазах Запада «хорошими парнями», заодно решив, что нестабильность Ливии для российского «углеводородного» бюджета окажется выгоднее стабильности. Сыграет эта ставка или нет — покажет время. Чрезмерный рост цен на топливо может оказать угнетающее воздействие на рост его потребления — к примеру, из тех, кто планировал в 2012-2013 гг. купить автомобили, 70% может отказаться от этой покупки вследствие подорожания бензина и выигрыш окажется копеечным.

С другой стороны российское руководство, по-моему, не слишком-то задумывается о том, что именно будут делать с деньгами эти симпатичные повстанцы, позирующие с плакатами «Oil for the West!».

Куда уйдет выручка от нефти, проданной на Запад, учитывая, что во всех без исключения ближневосточных революциях активно участвуют исламские организации, так или иначе связанные с действующим террористическим подпольем? Где взорвутся купленные на эти деньги бомбы? В Израиле где «на четверть бывший наш народ», на Северном Кавказе или в Москве? Кадаффи тоже помогал террористам, но «в пределах разумного», точно так же, как им помогали США и СССР во время Холодной войны. Спонсорская помощь для «своих сукиных сынов» была частью игры — и если в нее можно было играть сверхдержавам, то почему виноват один Кадаффи?

К примеру, недавно в Британии вышла книга, в которой содержатся документы, фотографии и воспоминания о том как офицеры сил специального назначения увольнялись из рядов армии её Величества, одевались как бедуины и участвовали в ближневосточных конфликтах, фактически, в качестве наемников. Воевали они там, разумеется, за британские интересы, с ведома и одобрения всех причастных официальных структур.

Никто при этом не клеймит Британию позором и не заносит в список государств-изгоев. Просто у держав «первого мира» больше возможностей скрывать свои темные делишки, чем у Ливии. Поэтому мы знаем, что Кадаффи взорвал самолет, но не знаем о том как американское оружие оказалось у Пол Пота и зачем Израилю понадобилось тренировать боевиков самой гнусной из африканских повстанческих группировок — людоедов мау-мау. Соответствующие документы и доказательства будут доступны лет через 70, когда они будут представлять интерес разве что для историков.

В статусно-экономические игры с пострелушками, террором и массовым геноцидом на Ближнем Востоке и в странах Третьего мира играют все, разница лишь в том что для Ливии это вопрос государственной безопасности а не изменения биржевых котировок на нефть сорта Brent.

А причем тут взгляды Ерофеева на ислам не знаю. Ливия все же — не совсем чтобы исламское государство. По крайней мере, была. В принципе воздействие любой религии на общество можно оценить как архаизирующее, уже в силу того, что она подменяет познание, логику и сомнение верой, то есть набором неких постулатов, в которых нельзя сомневаться. Это весьма специфический тип мышления и в обществе, стремящемся к прогрессу он, разумеется, неприменим. Впрочем, с точки зрения большинства мировых религий никакого прогресса не существует, а для православных — так вообще «мiръ во зле лежит» и ничего хорошего в нем не будет до Страшного суда.

Безусловно, у человека, ратующего за прогресс производительных сил и общественных отношений, душа не может не бунтовать против этого тезиса. С другой стороны, если не на религии — то на чем тогда будет основана массовая общественная мораль (то есть некие принципы разделяемые всеми, от гопника до академика)? И в этом качестве религия пока нужна.

А вот какой постулат моральной философии «прогрессивнее»: «возлюби ближнего своего как самого себя» или «убей неверного» — человечеству как раз и предстоит выяснить в ближайшее время.

Исторически сложилась так, что ислам распространялся на тех территориях бывшей Римской империи, которые менее всего были подвержены «романизации» на бытовом уровне. Если в Европе культуры римлян и варваров постепенно сплавлялись в единый конгломерат и к моменту падения «Западной империи» те, кто пришел в последний раз брать Вечный город уже мало чем отличались от тех, кто сидел за его стенами — то в южных провинциях все было не так. Римские анклавы были небольшими островками в море полудиких семитских кочевников.

С появлением Мухаммеда потомки этих кочевников распространили свою власть и свою религию от Испании до Северного Китая и заимствовали множество достижений покоренных народов (таких как античную медицину или индийские цифры, которые мы по недоразумению называем арабскими), однако сами почти ничего не добавили к сокровищнице мировой мысли. Но зато уже при Омеядах началось основанное на религиозных нормах уничтожение предметов искусства, что исключило в будущем, даже малейшую возможность аналога «Ренессанса» в исламском мире. И если христианство, хоть и против своей воли, но обогатилось гуманистической (основанной на интересе к человеку и его внутреннему миру) философией — то с исламом этого не случилось...
Итог известен даже в формате обывательской статистики — «Среди ученых мира насчитывается всего один процент мусульман. В арабских странах ежегодно переводится с иностранных языков около 300 книг — в пять раз меньше чем в Греции» и так далее. Это нельзя списать ни на монгольское или сельджукское завоевание, ни на европейский колониализм — это именно особенности сознания живущего под гнетом религии лишенной всяких гуманистических черт.

С другой стороны, там, где исламские народы тесно соприкасаются с иноверцами, но не доминируют над ними, там, где религия превращается в моральную философию+ несколько праздников+свод необязательных к исполнению правил — архаизирующее влияние ислама на сознание мгновенно улетучивается. Как пример можно привести жителей сегодняшнего Татарстана, в принципе уже являющихся «русо-европейцами» по своей культуре и «мусульманами» разве что по названию.

Напомним, русский писатель, автор и ведущий программы «Апокриф» на телеканале «Культура» Виктор Ерофеев в одной из своих передач подчеркнул, что «человек 21 века, пройдя через разные формы свободного мышления и философского, литературного, общеобразовательного, не готов принять все метафоры Корана, понимая, что они связаны с архаическим сознанием».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть