«Яндекс» не замедляет темпов роста

Всё же «кидок» миноритариев в крупнейшей технологической компании страны - не столько финансовая, сколько политическая история.
23 февраля 2024  16:03 Отправить по email
Печать

На прошлой неделе "Яндекс" представил свою финансовую отчётность за 2023 год. Результаты получились ожидаемо сильные.

Так, выручка компании выросла на 53% до 800 млрд рублей, EBITDA - на 51% до 97 млрд. Примечательно, что по прошлому году был осуществлен рекордный CAPEX (капитальные затраты) в размере 90 млрд рублей. Операционный денежный поток также оказался рекордным - 70,3 млрд. А вот свободный денежный поток (FCF) ушёл в отрицательную зону в 37,7 млрд. Впрочем, для "Яндекса" сейчас этот показатель не имеет сильно важного значения, как и показатель чистой прибыли (+155% по скорректированной). При желании и необходимости можно просто замедлить объёмы инвестиций в новые проекты. Но смысла в этом нет.

Финансовая модель "Яндекса" выглядит следующим образом. Есть два крупнейших направления (Поиск/портал и райдтех), которые приносят хорошие деньги. За их счёт "Яндекс" осуществляет инвестиции в другие направления. Их можно разделить на две категории.

  • Первая - зрелые бизнесы, которые в обозримой перспективе должны пройти точку безубыточности (электронная коммерция, фудтех, доставка, Алиса и облачный бизнес, плюс и развлекательные сервисы).
  • Вторая - бизнесы, находящиеся на первом или даже нулевом этапе своего развития. Их огромное количество, начиная от беспилотного такси, заканчивая финтехом.

Сейчас сконцентрируемся на основных направлениях деятельности компании.

Сегмент "Поиск и портал". Фактически "Яндекс" мог бы заниматься только интернет-направлением (может быть, ещё и такси) для того, чтобы приносить своим старым или новым акционерам хорошую прибыль в виде дивидендов. Выручка данного сегмента выросла на 49% до 337,5 млрд рублей (42% от общей), а EBITDA - на 44% до 172,95 млрд (178% от общей).

"Яндекс" стал одним из главных бенефициаров ухода западных компаний. Например, до 2022 года его доля на рынке интернет-рекламы составляла 40-45%, а сейчас, по подсчётам сторонних организаций, увеличилась до 75%. Объём рынка, как понимаем, не уменьшился и сейчас стабильно растёт.

При этом "Яндекс" продолжает в своих отчётах позорно писать об "исключительно сложных" условиях ведения бизнеса в текущей геополитической ситуации. Хотя сухие цифры этот бред полностью опровергают. Надеюсь, при новых акционерах подобное недоразумение будет исправлено.

Сегмент "Электронная коммерция, Райдтех и Доставка". К сожалению, компания объединяет эти три направления и даёт разбивку только по выручке. А она суммарно выросла на 61% до 420,7 млрд рублей. А вот по EBITDA суммарный убыток в 23,7 млрд (ещё минус 20%). Однако за 4 квартал убыток по EBITDA составил всего лишь 3,3 млрд. Ожидаем в 2024 году плюс хотя бы в одном квартале?

Впрочем, как написано выше, разбивки по EBITDA нет, и мы не понимаем, сколько прибыли генерирует Райдтех (основа - "Такси", который работает в плюс с 2019 года) и когда пройдёт точку безубыточности Маркет и Фудтех.

Здесь я бы выделил рост выручки райдтеха на 36% до 136 млрд рублей. Темпы продолжают оставаться приличными, а, значит, EBITDA тоже растёт.

GMV сервисов электронной коммерции вырос на 64% до 503 млрд рублей. Но мы, опять, не знаем, какая доля Маркета и Фудтеха. Если сравнивать с "Озоном", то на положительную EBITDA он вышел в 2023 году при GMV в 1,7 трлн рублей. "Яндексу" до таких показателей ещё расти и расти. Но вполне реально.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией

Кратко по сегменту "Плюс и развлекательные сервисы". Данное направление в 2023 году впервые вышло на положительную EBITDA (2,944 млрд при выручке в 66,399 млрд). А чисто подписчиков "плюса" составило 30,4 (!) млн человек. Это важно, так как пользователь интегрируется во всю экосистему "Яндекса", начиная от такси, заканчивая доставкой еды. Следовательно, мы имеем широкий мультипликативный эффект.

Сегмент "Объявления" пропущу, здесь ничего интересного. А вот в сегменте "Прочих бизнес-юнитов и инициатив" (те самые проекты на отдаленную перспективу) мы видим отрицательную EBITDA в 56,8 (!) млрд рублей при росте выручки на 70% до 82,7 млрд. То есть, мы видим, как "Яндекс" закидывает деньгами беспилотники и финтех. Плюс имеется бумажный эффект.

Какой можно сделать краткий вывод. "Яндекс" не замедляет темпов роста. Крупнейшие прибыльные направления также растут двузначными темпами, близки к выходу на самообеспечение ряд "зрелых" бизнесов. Проекты на отдалённую перспективу хоть и сжирают много денег, но точно также было и, например, с "Такси", которое сейчас работает в плюс.

На форуме "Россия зовет!" Владимир Потанин говорил, что "Яндекс" и "Тинькофф" "хотят" платить дивиденды. Отношение Потанина к "Тинькофф" понятно, а вот какая связь между ним и "Яндексом" сейчас - пока что можно только строить догадки. Однако с точки зрения финансов компания, действительно, при желании может платить дивиденды. Пусть небольшие, но тем не менее. К тому же, менеджмент, который получил нехилый пакет акций, надо как-то мотивировать. Поэтому ожидаем редомициляцию и дальнейших новостей.

В моем портфеле "Яндекс" находится на почётном третьем месте с долей в 8,7%. Средняя цена покупки бумаги - 2338 рублей. Регулярно покупал и в 2022, и в 2023 годах. Разумеется, под редомициляцию, здесь всё просто. Была уверенность, что "Яндекс" - слишком крупная и важная компания, чтобы "кидать" миноритариев. А в соответствующих государственных организациях, которые безусловно одобряли сделку, данный факт не могли не учитывать. Всё же "кидок" миноритариев в крупнейшей технологической компании страны - не столько финансовая, сколько политическая история.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией

Константин Двинский

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть