Мюнхен как пример российско-китайской стратегической координации

Выбор Запада между «рискнуть» и «отползти» получает все больше аргументов в пользу серьезнейшего анализа рисков, которыми чреват всплеск эскалации
20 февраля 2024  16:52 Отправить по email
Печать

Конструктивная и ответственная позиция, занятая Китаем на Мюнхенской конференции, дополнилась высоким уровнем китайского представительства на форуме, который на глазах вырождается из важной дискуссионной площадки международного уровня в западный идеологический междусобойчик. Это обращает внимание на развернутое Пекином дипломатическое наступление, осуществляемое на фоне военных успехов России и дальнейшего продвижения российской армии. Показателен сам ход конференции, в котором наша страна не участвовала, но незримо находилась в центре событий. Правомочен взгляд, при котором западная провокация вокруг известной судьбы Алексея Навального (включен в список террористов и экстремистов) в первый день форума (случайно ли там появилась его вдова?) была перебита и оказалась в хвосте новости второго дня об освобождении Авдеевки. Она повергла западную сторону в глубокий пессимизм, в котором предложения Китая явно воспринимались аудиторией острее и более осмысленно. Россия формирует повестку, демонстрируя Западу свои возможности, Китай в это время в рамках этой повестки протягивает западной дипломатии «соломинку» и предлагает подумать о будущем сейчас, пока оно ещё не наступило. Ибо ничем хорошим для Запада при сохранении нынешних тенденций это будущее, похоже, не пахнет.

Понятно, что потеря Авдеевки сильно ударила не только по западному восприятию дальнейших перспектив конфликта, в чем признались не только западные дипломаты, но и западные военные, но и по самоощущению главарей киевского режима. Только там все понимали намного раньше и добивались встречи с китайской делегацией ещё месяц назад в Давосе, но Пекин от этого уклонился. А вот сейчас, на фоне провалов ВСУ, на такую встречу он пошёл, ибо существует понимание, чем хуже дела у Киева на фронте, тем шире спектр потенциальной договороспособности его хозяев, пропорционально ослаблению военного потенциала. Ван И встретился с главой МИД киевского режима Дмитрием Кулебой, призвав его перевести конфликт в плоскость политического урегулирования, тем более, что всей планете сейчас известно, что срыв такого урегулирования два года назад был связан с британским вмешательством.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

«Китай настаивает на решении проблем горячих точек политическими средствами и продолжает продвигать мирные переговоры, воздерживается от подливания масла в огонь или использования ситуации в своих целях, а также от продажи летального оружия сторонам конфликта», - приводит слова Ван И, сказанные Кулебе, китайский англоязычный официоз Global Times (GT).

Судя по отсутствию информации об ответных заявлениях, Киев стоит на своем, подкрепляя тем самым понимание собственной несамостоятельности и полной зависимости от Запада.

Между тем, лейтмотив обсуждения авдеевской темы в кулуарах конференции ее натовскими участниками известен: вот, дескать, у США возникли проблемы с помощью ВСУ, и сразу начались проблемы на фронте. Надо-де срочно возобновлять эту помощь, ибо, как заявил на конференции шеф евродипломатии Жозеп Боррель, для разрешения украинского конфликта решающими окажутся ближайшие три месяца. Это утверждение, на наш взгляд, следует понимать так, что если помощь не возобновить, то события развернутся таким образом, что уже к концу весны будет поздно. А если ее предоставить, то что? Боррель прямо сказал, что шансы на победу у Киева, как считают в ЕС, остаются. И правы те эксперты, которые усматривают в этом угрозу возобновления украинского «наступа». Только не «последнего и решительного – или пан, или пропал», как они считают, а совмещенного с определенными планами НАТО. Те учения блока, которые начались в феврале и идут до конца мая, вполне могут быть скоординированы с таким «наступом» ВСУ, а в западные СМИ уже утекли обсуждаемые Североатлантическим альянсом планы выдвинуть польские, румынские и прибалтийские части на рубеж Днепра. Для чего – понятно: чтобы когда «наступ» окончится провалом и повторится нынешняя ситуация российского контрнаступления, наши наступающие войска остановились на Днепре, не рискнув пойти дальше против сил НАТО.

Такова общая диспозиция. И китайские дипломатические усилия явно направлены на то, чтобы остановить западные планы, угрожающие полномасштабной эскалацией в Европе, которая по факту локализации глобализируется до полноценного мирового кризиса. Пока не поздно, призывает Китай. И ставит западные страны перед выбором, подчеркивая, что его неправильность угрожает миру серьезным военным обострением, а самому Западу – изоляцией от глобального не только Юга, но уже и Востока. Тот факт, что от Киева отвернулась Индия, а США начинают очередную пропагандистскую кампанию против действий Китая в Южно-Китайском море (ЮКМ), говорит, что американские ставки на страны АСЕАН ожидаемо провалились, на поводу там пошли разве что Филиппины. Об этом же и итоги выборов в 600-миллионной Индонезии, которой российский лидер в недавнем интервью отвел роль одного из будущих локомотивов мировой экономики. Там победил лояльный к России и Китаю министр обороны Прабово Субианте, что гарантирует преемственность конструктивного курса нынешнего лидера Джоко Видодо. Поэтому, считают в Пекине, НАТО следует уйти с Украины, прекратив своё участие в конфликте, который в этом случае будет быстро урегулирован. Отметим: если об этом последовательно заявляют первые лица китайского дипломатического корпуса – перед Ван И в Мюнхене это сделал постпред в ООН Чжан Цзюнь в Нью-Йорке, значит, китайская сторона полностью в курсе всей подоплеки происходящего. И не случайно, что сразу после визита в Пекин главы швейцарского МИД, который попытался перетащить Пекин явочным порядком на сторону Запада, но потерпел неудачу, последовал телефонный разговор лидеров России и Китая Владимира Путина и Си Цзиньпина. Очень похоже, что все эти нюансы и совместные действия обсуждались и утрясались именно тогда. И последствия того разговора, судя по тому, что происходило с Совбезе ООН и в Мюнхене, не заставили себя долго ждать.

Очень предсказуемо и показательно на фоне всех этих новостей ведёт себя китайское экспертное сообщество, уровень глубины оценок которого год от года существенно повышается и всё более соответствует статусу страны как одного из лидеров «высшей лиги» мировой политики. Та же GT, например, комментируя приближающуюся вторую годовщину СВО, подчеркивает, что в этом конфликте, который «приобрел форму типичной войны на истощение», «ресурсы и решимость всего Запада противопоставляются России». В связи с этим авторы издания обращают внимание на наиболее доступные для западной аудитории аргументы. (Напомним: GT – англоязычное издание). Особое внимание уделено той части поездки Такера Карлсона в Москву, которая лежала за рамками интервью Путина. Отмечается, что он «снял видеосюжет об общем положении дел в российской столице. …И показал, что на полках супермаркетов лежат самые разные товары. Карлсон сказал прямо в камеру: западные санкции не работают. Украина же отмечает, что противник имеет в десять раз больше артиллерийских боеприпасов, чем ВСУ».

Подчеркнём: этот сюжет вызывает доверие у западного читателя потому, что откровения Карлсона, ещё более жёсткие, чем описывает GT, обошли СМИ самого Запада. Там он высказывает крайнее возмущение безответственностью западных элит, которые, зациклившись на борьбе за мировое господство, упустили внутреннюю ситуацию в своих странах. И допустили, что та же Москва и многие другие города Востока дают сто очков вперед западным столицам по части уровня и качества жизни, той же чистоты, например. «Как так вышло?», - восклицает Карлсон, адресуя западным элитам, которые уперлись в помощь Украине, возмущенный, но чисто риторический вопрос: «Чем вы занимаетесь?»

Разъясняя читательской аудитории геополитические азы, китайские авторы не вдаются в особые аналитические подробности, но честно, непредвзято и, главное, доступно рисуют Западу незавидную перспективу:

Во время интервью Карлсону Путин заявил, что Россия не собирается нападать на Польшу или три прибалтийских государства. Хотя западные политики раскритиковали его длинную речь, фактически волнение европейцев по поводу атак со стороны Москвы или использования ею тактического ядерного оружия [ТЯО] уже некоторое время утихает. Это повлияет на долгосрочную, безусловную поддержку Украины со стороны США и ЕС. Если военные действия продолжат развиваться в таком ключе, а российские власти сохранят мощные боевые способности своей армии и поддержат внутреннюю стабильность в стране, упорство Запада в отношении помощи [Украине] сократится и, возможно, возникнет некоторое нетерпение. Кремль именно на это и надеется. Скоро начнётся третий год конфликта на Украине, и он станет испытанием на выносливость. Стойкость России подвергнется переоценке и новой проверке.

В уточнениях здесь нуждаются два нюанса. Первый: насчёт российского ТЯО. Размещение его в Белоруссии стало фактором, подорвавшим безоглядную решимость Запада поддерживать ВСУ, что уменьшило потенциал украинского «наступа». Стало понятно, что если в случае прорыва наступающих даже не к Мелитополю, а хотя бы к Токмаку, Польша начнёт ввод войск на Западную Украину, может последовать уничтожающий ответ. Также по всей видимости НАТО оставило «до лучших времен» план как минимум полной блокады, а как максимум наступления на Калининградскую область дислоцированных на её границах соединений Польши и Литвы, который был остановлен не только появлением ТЯО вблизи ТВД. Но и уничтожением Россией комплекса зданий академии сухопутных войск ВСУ во Львове, который был избран пунктом дислокации украинско-польско-литовской бригады, но им так и не стал. Второй нюанс, от которого, как представляется, отталкивается китайская дипломатия, заключён в последнем предложении цитаты. Отбив «наступ», как на поле боя, так и политики, Россия изменила многое, в том числе отношение к себе. Противник стал корректировать планы, отвечая на риски, на которые при их составлении не закладывался. Друзья же, к которым относится Китай, получили в свои руки очень серьёзные козыри в своих миротворческих усилиях побудить Запад если не сесть за стол переговоров, то хотя бы уйти с украинской «поляны» и не подливать масло в огонь. Ничто так не убеждает, как аргументы, подкрепленные «страшной», как выразился на конференции в Мюнхене один из докладчиков, реальностью.

Целый ряд китайских экспертов, в том числе военных, анализируя итоги Мюнхена, напрямую связывают их с переменами на поле боя. Вот лишь некоторые оценки:

Цуй Хунцзянь (профессор Академии регионального и глобального управления Пекинского университета иностранных языков): «Западные страны всегда имели нереалистичные ожидания и требования к Китаю в отношении украинского кризиса. Например, они хотят, чтобы Китай поддержал их в вопросе санкций против России. Чтобы убедить Китай сделать это, они преуменьшают конструктивную роль Китая в содействии диалогу …и жалуются, что роль, которую играет Китай, недостаточна».

Вэй Дунсюй (военный эксперт из Пекина): «Битва под Авдеевкой показала, что у Украины нет достаточного количества войск и огневой мощи для защиты…, в то время как у России достаточно ресурсов для нанесения ударов с разных сторон и в разных направлениях».

Цуй Хэн (Шанхайский национальный институт международного обмена и судебного сотрудничества ШОС): «С [Авдеевкой ] в руках Россия [может] как продолжить атаки, так и перейти к оборонительной позиции…». (Иначе говоря, стратегическая инициатива в конфликте перешла к Москве – В.П.).

Общая точка зрения всех китайских экспертов – этих и других: «Если бы Китай встал на сторону Запада, это оказало бы громадное негативное влияние на глобальный стратегический баланс и стабильность». Подчеркнув приверженность Китая в любой ситуации диалогу и переговорам, они подчеркнули, что это зависит от того, сколько и какие удары получит Запад во главе с США, и как это повлияет на состояние ВСУ. Поэтому невооруженным глазом видно, что итоги Мюнхена под влиянием утраты Киевом своего важнейшего военного форпоста для многих оказались неприятной неожиданностью, а стратегическое взаимодействие Москвы и Пекина в очередной раз продемонстрировало прогрессирующую эффективность. Так что обозначенный выбор Запада между «рискнуть» и «успокоиться и отползти» получает все больше аргументов в пользу серьезнейшего анализа рисков, которыми чреват всплеск эскалации, на котором настаивает лобби войны «до последнего украинца». Мюнхен именно это и показал.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть