Угрожает ли трайбализация России и как с ней бороться: мнения экспертов

17 января 2011  18:27 Отправить по email
Печать

Главный редактор сайта «Актуальная история», кандидат исторических наук Алексей Байков с сожалением отмечает, что «ползучая трайбализация Кавказа как происходила, так и происходит». По его словам, людям выгодно существовать внутри родовых структур и национальных диаспор, подчиняться «старшим» и ненавидеть всех чужаков — это дает определенную почву под ногами, создает иллюзию полноценной идентичности. Об этом он заявил корреспонденту ИА REX, комментируя процесс трайбализации в России. «Одновременно с этим постоянно предпринимаются попытки создания трайбалистических „полян“ внутри русского этноса, попытки конструирования малых народов, пока, к счастью, скорее смехотворные, чем представляющие реальную опасность. Среди наиболее известных я назвал бы „казаков“, „сибиряков“ и „ингерманландцев“. Обособление „малых народов“ от больших исторических наций — это, в принципе, тоже трайбализм», — подчеркнул Байков.

Научный руководитель Центра изучения Современности, кандидат физико-математических наук Павел Крупкин считает, что в России трайбализация общества имеет специфические черты: «Во-первых, правящий класс оторван от общества, и, увы, не блещет гомогенностью, чему подтверждением являются постоянные схватки различных групп за передел активов. Хотя у правящего класса и наличествуют единые ценностные доминанты, но ввиду отсутствия модели общего блага даже в рамках элитного сообщества, данные „боги“ не стимулируют гомогенизации слоя. Далее — „вертухайские“ социальные места — обслуга правящего класса по „уходу за“ народными массами. Тут „толпятся“ разнообразные ОПГ, ЭПГ и диаспоры, трайбализация которых вполне очевидна и уже завершена. Тут же — и милиция с прочей низовой бюрократией, чья нефрагментированность только и сцепляет как-то еще общество, хотя процессы идут и тут — ибо „цапки“ не спят. И еще за место в этом слое „сражаются“ наши „западники“ — вполне уже сложившаяся отдельная триба со своими отдельными от общества „богами“. И далее — народные массы, которые фрагментированы вплоть до полной атомизации людей».

«Как результат — страна дичает, летит из модерна в архаику. Тому много показателей, но ограничусь здесь лишь указанием на нравы основной массы российского правящего класса: наши элитарии уже вполне себе откатились до состояния „roving bandits“, и когда они вернутся в разряд хотя бы „stationary bandits“ — увы, неясно», — пояснил Крупкин.

Алексей Байков видит только одну действенную стратегию «противодействия трайбализму — жесточайшее силовое подавление любых выступлений на этой почве, сопровождающееся соответствующим пропагандистским обеспечением». Павел Крупкин считает самой эффективной стратегией «детрайбализации и социальной модернизации» запуск проекта создания нации, для чего необходимо: (1) согласовать приемлемую для всех модель общего блага, на основе которой (2) создать общий пантеон «богов» общества, включающий систему ценностей, единую для всех в своем высшем разряде, (3) заложить пространство публичной политики для делиберации интересов различных социальных агентов и их конфликтов.

«В параллель с этим также необходимо нивелировать силовые компоненты социальных агентов, стимулируя усиление „слабых“ и подавляя чрезмерно „сильных“ из них. Создание единого политического пространства с понятным для всех агентов языком коммуникации и практиками делиберации, а также единого ценностного пространства с согласованными представлениями о справедливости и методами эффективной работы с оппортунистами — это и будет завершением национального проекта на какой-то территории. Как можно видеть, в рамках нации „тотемы“ триб подчинены „богам“ общего блага всего социума, и это ликвидирует условия для „коагуляции“ людей, восстанавливая гомогенность общества», — отметил Павел Крупкин.

Директор Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидат социологических наук Владимир Коробов отмечает, что трайбализация получила импульс для своего развития в результате ликвидации советской власти, руководящей роли КПСС и мощной системы государственного подавления «пережитков». Возникшую пустоту, по его словам, заполняют архаичные социальные и культурные формы. Трайбализации нужно противопоставить сильную идею, сильное государство и сильную экономику, тогда можно «потеснить» или даже «вытеснить» трайбализм«.

Культуролог Лариса Бельцер-Лисюткина считает, что развитие гражданского общества, правового государства, политические стратегии в интересах всего общества, а не только в интересах коррумпированных элит, изменение баланса локальных и всеобщих интересов в пользу последних, создание новых идентичностей, направленных на всю государственную общность, а не только на локальность.

Напомним, что российский политолог, кандидат политических наук Дмитрий Цыбаков в статье «Влияние традиционных форм милитаристской самоорганизации населения на эскалацию межнациональной напряженности в современной России» отмечает противоречивые, носящие характер военно-политического и этнополитического противостояния процессы, охватывающие все новые регионы Российской Федерации, могут трактоваться как столкновение Российского государства с этноконфессиональными сообществами, принадлежащими к другой цивилизации. По его словам, исторический опыт доказывает, что в случае ослабления дееспособности институтов государственной власти «наездничество», «абречество» и аналогичные явления в проблемных районах, например, на Кавказе, возрождались, дополняясь более современными атрибутами (аферы с авизо, теневой нефтяной бизнес, торговля оружием и прочее). «Отсутствие рациональной государственной стратегии по отношению к проблемным регионам на практике приводит к экспорту воинствующей архаики, доказательством чего выступает распространение межнациональной напряженности в районы, прежде отличавшиеся высоким уровнем этнической толерантности (так называемый „феномен Кондопоги“)», — отмечает Цыбаков.

Применяемый ранее в основном для описания явлений родоплеменного уклада африканских стран термин трайбализм становится все более популярным, как «трайбализм обездоленных», обозначающий процесс формирования новых общностей с архаическим укладом хозяйства, включающего криминальные промыслы и паразитические формы существования. По одной из версий, события 11 декабря 2010 года на Манежной площади в Москве были вызваны именно трайбализмом одной из сторон.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Считаете ли вы Российское государство агрессором в отношении личности или её защитником?
37.3% Считаю защитником.
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть