Без национального нефтяного индекса бюджет теряет сотни миллиардов рублей

22 октября 2023  16:43 Отправить по email
Печать

В последние полтора года много говорится о суверенитете России, в том числе, в финансово-экономической сфере. И, действительно, нельзя отрицать, что правительство Мишустина предпринимает колоссальные усилия для обеспечения реального суверенитета. Другое дело, что пережитки либеральных времен тормозят процесс и откладывают получение результата в том или ином секторе.

Чего только стоит «работа» Центробанка, который, руководствуясь либеральными мантрами о недопустимости искусственного регулирования валютных потоков, попустительствовал девальвации рубля, экстренно повышая затем ключевую ставку. В реальности ужесточение ДКП в нашей ситуации не способно ни предотвратить девальвацию, ни остановить рост цен, поскольку причины инфляции не являются монетарными.

Впрочем, спустя несколько месяцев Центробанк удалось продавить и было введено валютное регулирование, что, впрочем, необходимо было делать с самого начала. Но ведомство Набиуллиной традиционно отличается неуступчивостью и ситуация была доведена до того, что пришлось вмешиваться лично президенту, хотя этот вопрос должен решаться на уровне профильных ведомств.

Сейчас же вновь чудит Минфин. Несмотря на то, что ведомство Силуанова считается сторонником проведения жесткой налоговой политики, в ситуации с нефтегазовыми доходами бюджета министерство занимает настолько нечеткую позицию, что все стереотипы разрушаются. И, ладно, если бы это была просто нечеткая позиция, однако она приводит к потерям более 100 млрд рублей бюджетных доходов в месяц. По году цифру ещё предстоит подсчитать, но уже понятно, что она ушла далеко за триллион.

Мои читатели знают тот абсурд, которые устроили Минэк Решетникова и Минфин Силуанова с определением цен на нашу нефть. Соответствующую информацию в министерства предоставляет британское ценовое агентство Argus. Исходя из получаемых данных Министерство финансов считает уровень налогообложения для нефтяных компаний, начиная от НДПИ, заканчивая экспортной пошлиной.

Долго разбирать абсурдность методологии Argus, которую утвердило ведомство Решетникова, и против которой ничего не имеет ведомство Силуанова, сейчас не буду. Только лишь отмечу, что разница между информацией Argus и альтернативными данными (например, Санкт-Петербургской биржи или же китайской таможни) почти всегда была существенная. А ведь это сотни миллиардов потерь государственной казны.

Однако Министерство финансов решило пойти дальше. С 1 августа британский Argus сворачивает деятельность в России. Казалось, хотя бы теперь, когда ведомство Силуанова выпало из зоны комфорта, оно наконец-то предпримет определенные шаги для расчета национального нефтяного индекса. Ведь это бред, когда стоимость нашей нефти называют в Лондоне.

Такая возможность имеется. Так, уже на протяжении девяти лет Санкт-Петербургская биржа регистрирует нефтяные сделки и рассчитывает среднюю стоимость нефти Urals в рублях. Для получения долларового значения (если уж Минфин этого хочет) необходимо провести нехитрые операции.

Но Минфин не хочет использовать данные СПБ Биржи. Эта практика будет отложена как минимум на год и, в лучшем случае, заработает с 1 января 2025 года. Об этом недавно заявил заместитель Силуанова Алексей Сазанов:

«Сейчас по-прежнему есть методологические изъяны в расчете котировки – это сделки между взаимозависимыми лицами, по-прежнему в расчете индексов учитываются единичные сделки по ценам, которые сильно выбиваются из общего интервала. В рамках бюджетного налогового пакета мы предложили еще на год перенести дату начала использования котировок Санкт-Петербургской биржи для расчета налогов – на 1 января 2025 года».

То есть методология Argus, которая заключалась в проведении опросов (!) нефтяных экспортеров в портах с добавлением виртуальной (!!) цены фрахта и страховки до портов Роттердам и Аугуста, ведомство Силуанова полностью устраивала, а здесь, видите ли, существует проблема с единичными (!!!) сделками. Последние можно даже исключить в ручном режиме, раз они единичные.

Но как же будет Минфин рассчитывать нефтяные налоги в 2024 году, раз Argus уходит, а данные отечественной СПБ Биржи их не устраивают? Варианта хуже придумать сложно.

Так, ведомство Силуанова будет брать стоимость Brent (если точнее – North Sea Dated), вычитать из неё $15 (!) и от полученного значения устанавливать уровень налогообложения. Но это ведь полный абсурд. Уже сейчас дисконт Urals к Brent составляет $10. И, согласно заявлению вице-премьера Александра Новака, в обозримой перспективе дисконт может снизиться до $5. А Минфин планирует брать значение в $15.

К чему это приведет – понятно. К потерям бюджета. Посчитать их не сложно. В 2024 году сумма базовых нефтегазовых доходов запланирована в 9,7 трлн рублей. Это значение станет возможным при средней цене на Urals в $60. То есть, каждые $10 – 1,6 трлн рублей. Цифра приблизительная, но, в целом, действительности соответствует. Получается, что если дисконт Urals к Brent продолжит оставаться на уровне в $10, то бюджет потеряет порядка 800 млрд рублей в 2024 году. Если же реализуется прогноз Новака (снижение дисконта до $5), то потери составят уже 1,6 трлн рублей.

И Минфин, похоже, всё устраивает. Создавать свой нефтяной индекс было необходимо ещё до 2022 года. А после того, как стало известно, что Запад вводит против России нефтяное эмбарго и т.н. «нефтяной потолок», ориентироваться дальше на данные Argus было безумством. Но в ведомстве Силуанова дотянули до последнего. Потеряли больше триллиона в 2023 году и, скорее всего, потеряют ещё больше в следующем.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть