Рост ВИЭ-генерации не принёс снижения цен европейским потребителям

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК.
29 сентября 2023  00:02 Отправить по email
Печать

В первом полугодии 2023 года в Европе резко сократилась выработка электроэнергии на ископаемом топливе, констатируется в докладе Ember. Но причиной этого стало не столько увеличение ВИЭ-генерации, сколько падение спроса на электроэнергию из-за сокращения промышленного производства.

Ember представляет себя как глобальный энергетический аналитический центр, который использует идеи, основанные на реальных данных, чтобы перевести мир на чистую электроэнергию. Тем более показательно, что в докладе «Производство электроэнергии на ископаемом топливе в ЕС достигло рекордно низкого уровня из-за падения спроса» центр вынужден признать именно эту причину −падение спроса, как основную в сокращении ископаемой генерации. Доля ВИЭ-генерации в Европе растет, показано в докладе, но на ценах это не сказывается, они остаются недоступно высокими для энергоемкой промышленности.

Производство электроэнергии из ископаемого топлива в ЕС в первом полугодии 2023 года сократилось на 17%. С января по июнь с использованием ископаемого топлива было произведено 410 ТВтч (-86 ТВтч), обеспечив 33% генерации, что является самым низким уровнем за всю историю. В наибольшей степени снизилась угольная генерация − на 23% г/г, газовая генерация снизилась на 13%. В мае угольная генерация произвела менее 10% электроэнергии в ЕС − минимальный показатель за все время.

Спрос на электроэнергию в первом полугодии 2023 года сократился в ЕС на 5% − до 1261 ТВтч, что ниже даже пандемического минимума 2020 года в 1271 ТВтч и самого низкого уровня с 2008 года для нынешних государств-членов ЕС.

Рост солнечной энергетики продолжился в первой половине года: выработка выросла на 13% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Ветровая генерация выросла на 5%, а гидроэнергетика восстановилась до среднего уровня (+11%).

Ядерная генерация упала на 4%, но в течение года ожидается ее рост главным образом за счет французских реакторов.

С января по июнь 17 стран произвели рекордную долю электроэнергии за счет возобновляемых источников энергии: Греция и Румыния впервые превысили 50%, а Дания и Португалия преодолели 75%.

В Нидерландах в июне в течение 140 часов ВИЭ-генерация производила энергии больше, чем потребляла вся страна, а в июле доля ветра и солнца достигла 50% потребления. В Германии в июле ветер и солнце обеспечили 49% потребления.

Первое полугодие 2023 года может считаться решающим этапом начала отказа Европы от ископаемой генерации, считают в Ember. Падение такой генерации произошло по всей Европе: по меньшей мере на 20% в одиннадцати странах и более чем на 30% в пяти (Португалия, Австрия, Болгария, Эстония, Финляндия).

В четырнадцати странах наблюдался самый низкий общий объем ископаемой генерации за весь период доступной отчетности, при этом Австрия, Чехия, Дания, Финляндия, Италия, Польша и Словения достигли самого низкого уровня генерации на ископаемом топлива с 2000 года.

В течение лета некоторые страны в течение длительных периодов не использовали ископаемые виды топлива, которые традиционно были основой их энергетических систем. В июне Нидерланды использовали уголь всего пять дней и обошлись без него в течение 17 дней подряд. Греция в июле провела более 80 часов без использования бурого угля.

Импорт российского газа за обозреваемый период сократился на 75% до 13 млрд куб. м по сравнению с 50 млрд куб. м в первой половине 2022 года. Альтернативой стали поставки СПГ и по трубопроводам из Норвегии и Северной Африки.

В 2022 году в регионе были введены рекордные 33 ГВт ВИЭ-генерации. В 2023 в году рост продолжились, особенно в сегменте солнечной генерации.

За первые шесть месяцев текущего года Германия добавила 6,5 ГВт (+10%) новых солнечных мощностей, Польша − более 2 ГВт (+17%), а Бельгия − не менее 1,2 ГВт (+19%). Италия установила 2,5 ГВт по сравнению с общим объемом в 3 ГВт за весь 2022 год. Франция добавила по меньшей мере 600 МВт в первом квартале 2023 года, что немного превышает показатель за аналогичный период прошлого года.

Ожидается, что Испания ускорит свое развертывание с 4,5 ГВт в 2022 году до 7 ГВт в этом году.

Солнечная генерация в первом полугодии выросла на 13% (13 ТВтч). По мнению Ember, цифры генерации недооценивают истинный масштаб солнечной генерации, поскольку во многих странах распределенная солнечная энергия за счетчиком не указывается как выработка, а вместо этого фигурирует как «отсутствующий спрос».

Выработка энергии ветром выросла на 4,8% (+10 ТВтч) по сравнению с первыми шестью месяцами 2022 года. Показатели внедрения представляют собой неоднозначную картину. В то время как во Франции в первом квартале этого года было зафиксировано рекордное увеличение мощности более чем на 850 МВт, в других странах очевидны признаки проблем. В Германии общая мощность ветрогенерации выросла всего на 1,5 ГВт в первой половине 2023 года, и за тот же период по всему ЕС было добавлено менее 2 ГВт морской ветроэнергетики.

Растущие затраты оказали пагубное воздействие на инвестиции в ветроэнергетические проекты, а политика в некоторых государствах-членах препятствовала строительству проектов. Однако несмотря на эти проблемы энтузиазм отрасли в отношении ветроэнергетики сохраняется.

Впервые как в мае, так и в июле на долю ветра и солнечной энергии пришлось более 30% производства электроэнергии в ЕС, и в мае они превысили общий объем выработки электроэнергии на ископаемом топливе.

Несмотря на эти успехи, меры по интеграции ветровой и солнечной энергии становятся все более актуальными. Отрицательные цены становятся все более частыми и разрушительными, вызывая рыночные перекосы, которые наносят вред как ветровой, так и солнечной энергии и другим чистым источникам. Загруженность электросетей растет, особенно на уровне распределительных систем: в 2022 году в Испании было отключено 19% солнечной энергии, установленной за счетчиком.

Атомная и гидроэнергетика демонстрируют улучшение, но долгосрочные перспективы этих источников неопределенные. Выработка гидроэнергии в первой половине 2023 года увеличилась на 11% (+15 ТВтч). Это было обусловлено значительно более высоким объемом производства в Южной Европе и странах Балтии, в то время как в странах Северной Европы показатели были аналогичны показателям 2022 года, но ниже, чем в 2021 году. Водохранилища в целом находятся на более высоком уровне: запасы Франции почти на 400 ГВтч выше, а запасы Северной Европы почти идентичны запасам на этом этапе в прошлом году.

Однако с 2000 года в европейской гидроэнергетике наблюдается все более низкая и неустойчивая выработка, что в последние годы усугубляется сильными засухами.

Производство ядерной энергетики сократилась на 3,6% (-11 ТВтч) в первой половине 2023 года. Это снижение произошло в значительной степени в результате поэтапного отказа Германии от АЭС и закрытия бельгийской АЭС Tihange 2, а также из-за перебоев в работе АЭС в Швеции и плохого функционирования французского флота. За первые три месяца текущего года производство во Франции упало на 6,2% (-6,8 ТВтч), хотя ближайшее будущее выглядит немного радужнее, поскольку с апреля по июнь производительность французских реакторов превысила показатели 2022 год на 18% (+11 ТВтч).

Кроме того, по прогнозам, к концу года ядерные мощности Франции будут доступны на 93%, и EDF подтвердила свой прогноз на уровне 300-330 ТВтч на 2023 год.

Открытие финского Олкилуото 3 также в настоящее время частично компенсирует проблемы в других местах.

Однако, как и в случае с гидроэнергетикой, перспективы атомной энергетики на ближайшие несколько лет сопряжены с некоторой неопределенностью, осторожно пишет Ember, хотя практически все европейские страны (кроме Германии) активно обсуждают перспективы ядерной энергетики. Бельгия, например, в марте объявила о своем решении отложить на десять лет полный отказ от ядерной энергетики, который планировался на 2025 год. Бельгийский оператор электрических сетей предупредил, что без расширения ядерной программы страна столкнется со значительным дефицитом электроэнергии зимой 2026-2027 годов.

Франция пока планирует постепенное увеличение ядерной мощности с последующим полным восстановлением через некоторое время. Однако прогноз французского ядерного оператора EDF по верхней границе на 2025 год (365 ТВтч) все еще значительно ниже среднего показателя за 2011-21 годы в 410 ТВтч.

Спрос на электроэнергию в ЕС рухнул на фоне сохраняющихся высоких цен на энергоносители. Цены на ископаемый газ в ЕС в настоящее время упали с кризисных максимумов, но остаются завышенными. При среднем уровне 44 евро/МВтч с января по июнь 2023 года цены на газ упали более чем на 50% по сравнению с уровнем, наблюдавшимся за аналогичный период прошлого года (97 евро/МВтч). Тем не менее, они по-прежнему вдвое превышают цены в первой половине 2021 года (22 евро/МВтч).

В настоящее время ожидается, что цены на газ останутся на этом высоком уровне до конца года. Недавний рост европейских цен из-за угрозы сокращения поставок СПГ из Австралии также является напоминанием о том, что риски резкого роста цен на газ сохраняются и возрастают по мере приближения зимы и отопительного сезона.

Цены на уголь демонстрируют аналогичную динамику за первые шесть месяцев этого года. Цены в Роттердаме в среднем составили 134 доллара за тонну по сравнению с 275 долларами за тонну в первой половине 2022 года. Однако, как и в случае с газом, уголь по-прежнему намного дороже, чем до начала газового кризиса при ценах в 78 долларов за тонну за тот же период в 2021 году.

Из-за роли ископаемого топлива в формировании цен в энергосистеме Европы цены на электроэнергию также остаются высокими и составляют в среднем 107 евро/МВтч в период с января по июнь 2023 года. Это снижение более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (185 евро/МВтч), но в два раза выше цены в первой половине 2021 года (55 евро/МВтч).

Одним из последствий устойчиво высоких цен на энергоносители стало существенное сокращение спроса на электроэнергию − на 4,6% (-61 ТВтч) за первые шесть месяцев текущего года. Спрос за этот период составил 1261 ТВтч, что даже ниже пандемического минимума 2020 года в 1271 ТВтч, и является самым низким показателем как минимум с 2008 года для нынешних государств-членов.

Европейская комиссия ввела чрезвычайные меры по сокращению спроса на электроэнергию в ЕС с ноября 2022 по март 2023 года в качестве реакции на резкий рост цен на энергоносители, и почти всем государствам-членам удалось сократить свое потребление за этот период. МЭА связывает две трети снижения спроса в 2022 году с факторами, не связанными с погодой, при этом значительный вклад вносит сокращение производства в энергоемких отраслях промышленности.

Падение промышленного спроса было особенно острым в Германии, где объем производства в энергоемких отраслях промышленности упал на 15-20% по сравнению со средним показателем за 2021 год. Спад также произошел в других крупных промышленных центрах ЕС, в частности в Италии, Франции, Испании, Польше и Нидерланды. Хотя некоторое падение спроса можно объяснить энергоэффективностью, реакцией со стороны спроса и неучитываемой солнечной генерацией, очевидно, что разрушение спроса также играет определенную роль, усиливая опасения по поводу конкурентоспособности европейской промышленности.

Комментарий ИРТТЭК. Рост ВИЭ-генерации, которая рекламировалась как самая дешевая, не принес снижения цен европейским потребителям. Цены стремительно выросли за последние два года. При этом у ВИЭ-лидеров она такая же дорогая, как и у тех, кто полагается на ископаемое топливо (инфограмма из польского издания). Реальное снижение цены обеспечили только гидрогенерация в Скандинавии и атомная генерация в Финляндии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть