Украинская политическая блогосфера и социальные медиа в президентской избирательной кампании. Часть 2

Украинский политтехнолог Сергей Сибиряков рассказывает, что такое блогосфера и какую роль она играет в современном политическом обществе
7 июля 2010  13:09 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует статью Сергея Сибирякова «Украинская политическая блогосфера и социальные медиа в президентской избирательной кампании. Часть 2», ранее представленную на портале Русской Общины Украины.

Статистика украинского интернет-пространства

На Украине доля регулярных пользователей - 21% населения, что в абсолютных показателях составляет восемь миллионов пользователей, которые заходили в интернет хотя бы раз в месяц. Последние регулярные исследования на Украине и за рубежом, проведённые InMind и международной сетью Factum-Group, показывают, что общая численность лиц, имеющих доступ к интернету в Украине в возрасте 15 -75 лет, составляет 27%, то есть 10,2 млн пользователей.

При этом выросла доля регулярных пользователей и выросло число тех, кто имеет доступ к интернету. Также характерной тенденцией стало увеличение частоты использования сети.

Как показали результаты международного исследования, проведённого InMind и Factum-Group в восьми странах Центральной и Восточной Европы, по доле пользования Украина существенно отстаёт от стран Центральной Европы, где количество интернет-посетителей значительно выше (от 51% пользователей в Словакии, 56% - в Литве до свыше 70% - в Венгрии и Германии).

Украинские политики в блогосфере

Украинские политики начали создавать первые блоги в конце 2006 года. Практически одновременно депутат-социалист Евгений Филиндаш (блог filindash) и депутат от блока Юлии Тимошенко Олег Антипов (блог nardep : Депутат-самолет Олег Антипов) стартовали на сервисе Живого Журнала (livejournal.com).

В следующем году их примеру последовали ряд других украинских политиков. Не все из них смогли выдержать общение в агрессивной блогерской среде и были случаи самоудаления журналов. К началу 2007-го года на сервисе Живого Журнала (ЖЖ) уже было создано несколько десятков политизированных блогов.

Украинская политическая блогосфера впервые была анонсирована публично в январе 2007 года. Попытка установить четкие рубежи украинской блогосферы вызвала бурную дискуссию. Большинство украинских блогеров пишут на русском языке, украиноязычных журналов значительно меньше. Стоит ли причислять к национальным те, которые ведутся на английском языке, посвящены Украине и предназначены заграничным читателям?

Были среди дискуссантов и люди, не желавшие попадать в этот список. С учетом всех пожеланий и замечаний через год появился новый вариант Украинской политической блогосферы с графическим оформлением.

С тех пор эта, как метко выразился один из комментаторов “Доска почета”, поддерживается и пополняется новыми участниками.

В настоящее время список систематизирует блогеров по шести категориям:

1. Политики – 34 журнала, в том числе восемь кандидатов в президенты Украины

2. Консультанты, эксперты, аналитики – 34 журнала

3. Политические журналисты – 56 журналов

4. Пиар и черный пиар – 25 журналов

5. Сообщества – шесть сообществ

6. "Дети лейтенанта Шмидта” (неидентифицированные самозванцы) – 10 журналов.

Анализ использования блогов в президентской избирательной кампании

На момент старта избирательной кампании по выборам президента Украины число украинских политизированных блогов приближалось к 200 и при эффективном использовании могло бы существенно увеличить медийные и аналитические возможности кандидатов в президенты. Популярные блоги обладают не меньшим влиянием на формирование общественного мнения, чем традиционные медиапорталы. При этом процесс становления блогосферы еще далек до завершения. Успешный опыт Барака Обамы в использовании блогосферы сподвигнул Виктора Ющенко, Арсения Яценюка, Юлию Тимошенко и других кандидатов в президенты, начать свою кампанию в блогосфере. Они зарегистрировались в twitter, ЖЖ, facebook и других интернет-сервисах. Однако их консультанты поверхностно проанализировали опыт Обамы. В начале первого десятилетия 21-го века можно смело утверждать: блоги совершили революцию, потому что они сделали возможной по-настоящему широкую общественную дискуссию, создав основу для гражданской журналистики и беспрепятственного распространения информации. Блоги повлияли и на стилистику онлайн-текстов. Они стали ближе к читателю, который, в свою очередь, получил возможность немедленно комментировать прочитанное, участвуя в этом диалоге. Синергетический эффект коммуникаций в блогосфере создается не только и даже не столько содержанием постов, а во многом комментариями к этим постам. Часто комментарии бывают интереснее самих постов.

Все эти возможности не были использованы штабами кандидатов. Анализ контента блогов кандидатов в президенты показывает, что общей ошибкой всех штабов является несерьезное отношение к аналитике. Обама, действия которого пытались слепо копировать вплоть до цветов и слоганов некоторые кандидаты, строил свою информационную стратегию в коммуникациях с избирателями на серьезных аналитических исследованиях. На основании этой аналитики он и вышел через интернет с неожиданными мессиджами к избирателям и сумел их убедить проголосовать за себя. Он выбрал самые популярные на сегодня способы коммуникации: создал аккаунты в социальных сетях – MySpace, facebook, twitter, на фотосервисе Flickr, а также открыл собственный канал на YouTube, на котором выкладывались музыкальные промо-ролики, собравшие по несколько миллионов просмотров. Это принесло ему популярность среди 35% взрослых интернет-пользователей (избирателей) США, которые зарегистрированы в социальных сетях или ведут блоги. Как показали результаты выборов, большинство голосов Обаме принесли именно интернет-пользователи – образованные жители крупных городов. Исследование показало, что сторонники Обамы намного интенсивнее использовали интернет для получения информации о предвыборной гонке, чем сторонники его конкурента Джона Маккейна. Кроме того, большая часть средств, пожертвованных на избирательную кампанию Обамы, поступила через интернет – около $500 млн. Обама показал, что традиционные методы агитации с большим успехом заменяются новаторскими, а иногда даже значительно им уступают. Кроме того, Обама активно использовал SMS и e-mail-рассылки.

А наши кандидаты только попытались скопировать его действия

Они так и не научились грамотно использовать интернет для эффективной коммуникации с избирателем. Создавая он-лайн площадки для общения с избирателями на различных блог-сервисах кандидаты в президенты не смогли ответить на простые вопросы:

1. А что они могут предложить избирателям?

2. Необходимо ли активно отвечать на комментарии?

3. На какую электоральную базу они рассчитывают?

В кампании Обамы интернет-блоги не несут функцию пропагандистских он-лайн площадок, как в блогах кандидатов в президенты Украины, а являются инструментом общения между центральным штабом и блогерами-волонтерами, инструментом координации действий и сетевой логистики.

Эффективный блог кандидата - это инструмент, с помощью которого из центра он координируют сторонников: что говорить, какие новые тезисы, как можно привлечь внимание и т.д.

В блогах же наших кандидатов в президенты, отданных для ведения пресс-секретарям, мы видим лишь анонсы поездок и встреч кандидатов, пресс-релизы пресс-конференций, перепост интервью хозяев блогов средствам массовой информации и прочий никому не интересный информационный мусор.

На сегодня блоги есть у 11 из 18 кандидатов в президенты. Из них восемь присутствуют в Живом Журнале. Кандидаты в президенты Украины в Живом Журнале: tymoshenkoua, tigipko, arseniy2010, ratushniak, bogoslovska, mihailobrodskiy, tiahnybok, olegriabokon.

Но кто пишет в этих блогах?

Людей этой новой профессии называют блог-секретари.

Сфера деятельности блог-секретарей — ведение блогов за хозяина. Как правило, это делает сотрудник пресс-службы или сотрудники штаба кандидата. Этот труд хорошо оплачивается (от тысячи долларов и выше). Иногда нанимают писать такие блоги человека, который успешно ведет свой блог. Один из таких блог-секретарей - пиарщик Яценюка – от его имени нецензурно послал оппонента в своем блоге. Трагичности или комичности этой ситуации добавляет тот факт, что Арсений Яценюк неоднократно заявлял, что этот блог ведет он лично, в отличие от некоторых оппонентов. Тем не менее, блогеры, несмотря на этот анекдотичный случай, в целом намного лучше литературных рабов пресс-секретарей ощущают специфику блогосферы. Они понимают, что на комментарии нужно отвечать весело и оперативно, в то время как литературные рабы боятся чихнуть без хозяина журнала, и неделями выясняют его мнение по каждому поводу.

Выводы

Автор вынужден констатировать, что на сегодня большая часть украинских политиков не смогла осмыслить мировой опыт использования блогосферы в политических технологиях избирательных кампаний. Есть и объективная причина: количество пользователей интернетом в Украине несоизмеримо меньше в процентном соотношении по сравнению с США. И, хотя, интернет-коммуникации в социальных медиа и блогосфере намного дешевле нежели традиционные СМИ - они требуют от политиков организационных затрат для привлечения квалифицированных и популярных блогеров. Это не привычно для украинских политиков, которые освоили только односторонние коммуникации с обществом через пресс-службы, секретарей общественных приемных, с телеэкранов и билбордов. Также необходимо отметить свойственную украинским политикам черту доверять связь с общественностью людям из самого близкого окружения и чаще всего вести блоги поручают пресс-секретарям, не имеющим опыта коммуникаций в блогосфере и социальных медиа.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть