Узбекский эксперт предлагает использовать потенциал Ирана в рамках Энергетического клуба ШОС

24 января 2010  18:20 Отправить по email
Печать

Узбекский эксперт Владимир Парамонов в своем исследовании "Энергетический клуб ШОС и потенциал Ирана: проблемы и рекомендации" предлагает в рамках создаваемого Энергетического клуба ШОС использовать потенциал Ирана, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

По его словам, идея создания Энергетического клуба (ЭК) ШОС официально была озвучена в 2006 году в то время президентом России В.В.Путиным на саммите ШОС в городе Шанхае, а на экспертно-аналитическом уровне получила обсуждение в рамках серии мероприятий, в том числе круглого стола "Перспективы формирования Энергетического клуба ШОС" (г. Ташкент, февраль 2007 года), организованного Центром политических исследований (Узбекистан) при поддержке Секретариата ШОС.

"Министерство промышленности и энергетики России даже подготовило проект положения об Энергоклубе, согласно которому данная структура на первом этапе должна стать неправительственным совещательным органом, а ее основной задачей предполагается "создание информационной и дискуссионной площадки для всестороннего обсуждения энергетических стратегий государств-членов ШОС и выработки предложений по повышению энергетической безопасности".

Можно как соглашаться, так и не соглашаться с подобной "узко энергетической" и "чисто консультативной" версией идеи создания ЭК - сегодня это не столь принципиально", - отмечает узбекский политолог.

По его мнению, наиболее же принципиальным остается то, что вопрос формирования Энергоклуба в последние годы по непонятным причинам отошел (если не был "задвинут") на задний план, в то время как создание подобной структуры (пусть даже и в предлагаемом Россией варианте) могло бы стать достаточно важным шагом в укреплении Шанхайской организации: кстати говоря, в том числе за счет более активного подключения к работе Клуба некоторых стран-наблюдателей, на начальном этапе - в первую очередь Ирана. Основанием для подобного утверждения является понимание ряда принципиально важных проблем, с которыми сталкивается ШОС, а вовсе не та второстепенная с точки зрений долгосрочных интересов всех стран-членов Организации дискуссия по поводу права Ирана на использование ядерных технологий.

"Среди ключевых проблем ШОС принципиально важной является экономико-географическая изоляция Центральной Азии (ЦА), а также отдельных регионов России и Китая. Как представляется, именно ее решение должно быть предметом первоочередного внимания в рамках создаваемых в ШОС различных структур и подструктур, в том числе Энергоклуба. Безусловно, что на первый взгляд данная проблема наиболее актуальна прежде всего для ЦА, так как связана с удаленностью региона от морских коммуникаций и его экономико-географической замкнутостью внутри Евразии, что с особой силой проявилось в результате распада единой экономической системы бывшего СССР. В то же время, названная проблема не менее актуальна для РФ и КНР, ряд районов которых обладают схожими с ЦА экономико-географические условиями", - считает Парамонов.

Во-первых, отмечает эксперт, что в современной мировой экономике морской транспорт в целом более предпочтителен, чем железнодорожный, автомобильный и воздушный. Это связано с целым рядом преимуществ: гораздо большей грузоподъемностью морского транспорта, меньшим расходом топлива в расчете на 1 тонно-километр, отсутствием необходимости в оплате пошлин при транспортировке грузов морем, а также амортизационных отчислений для поддержания коммуникаций в рабочем состоянии (в отличие, например, от сухопутных коммуникаций). Именно фактор дешевизны морского транспорта по сравнению с сухопутным еще 500 лет назад сыграл ключевую роль в упадке Великого шелкового пути и вплоть до настоящего времени определяет перманентное отставание в экономическом развитии внутриконтинентальных регионов от приморских во всем мире. Однако особенно ярко это проявляется в Евразии, имеющей огромное внутреннее пространство. Поэтому страны Центральной Азии, а также ряд промышленных регионов России (Урал, Сибирь, Поволжье и ряд других) и внутренние районы Китая (особенно западные, такие как Синьцзян-Уйгурский автономный район) связаны общим условием - географической удаленностью от морских коммуникаций - главных артерий мировой торговли.

"Во-вторых, именно после распада единого экономического пространства СССР география стала диктовать странам ЦА свои "правила игры", экономически сильно затруднив для них доступ к морским портам. Например, Узбекистан после обретения независимости оказался одним из двух во всем мире т.н. дважды замкнутых государств (другая страна - Лихтенштейн), которому для выхода к открытому морю необходимо преодолеть границы как минимум двух государств. В свою очередь, Таджикистан стал обладать еще более сложными экономико-географическими условиями, так как большая часть таджикской территории расположена в высокогорной местности, а наиболее эффективное сухопутное транспортное сообщение может развиваться только через тот же т.н. дважды замкнутый Узбекистан. Хотя ряд граничащих с Центральной Азией внутренних районов Китая и России находятся в очень схожих географических условиях, однако экономики Китая и России в отличие от центральноазиатского региона не "раздроблены" на национальные сегменты", - подчеркивает исследователь.

По его словам, в-третьих, и, наверное, это один из важных моментов применительно к обоснованию транспортной составляющей идеи создания Энергоклуба ШОС - изоляция той же ЦА в системе евразийских сухопутных коммуникаций проявляется даже в сфере трубопроводного транспорта, обладающего целым рядом преимуществ перед остальными видами транспорта. Так существующая система трубопроводов в Центральной Азии замкнута на Россию и не может быть задействована для евразийского транзита нефти и газа, хотя географическое положение региона и его достаточно развитая трубопроводная инфраструктура теоретически могли бы позволить это. Формирующаяся же система трубопроводов в других направлениях, в том же китайском, в целом пока не предполагает этого.

"В целом проблема экономико-географической изоляции носит труднопреодолимый характер в "узко энергетическом" смысле и "узко ШОСовском формате": ее невозможно решить без понимания долгосрочной общности интересов стран-членов организации - совместного экономического освоения и развития огромного внутриконтинентального пространства Евразии. Только при наличии политической воли указанных стран и их основных партнеров осознать главенство данного ключевого приоритета над всеми остальными, готовности считаться с долгосрочными интересами друг друга и жертвовать краткосрочными коммерческими интересами ради стратегических выгод от создания прочного и взаимовыгодного экономического союза в рамках ШОС, возможно обеспечение прорыва в комплексном развитии внутренних пространств Евразии, включающих ЦА, западный Китай и ряд внутренних регионов России. И только при понимании всего этого возможно создание эффективного Энергетического клуба ШОС", - заключает узбекский эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть