Российская армия и власть намерены защищать культурный код народов России от соцсетей : мнения

Эксперты ИА REX рассуждают о влиянии соцсетей на культурный код
3 октября 2012  14:56 Отправить по email
Печать

Дмитрий Рогозин считает, что культурный код народа России или менталитет народа разрушается через социальные сети. Об этом вице-премьер заявил на учредительном съезде Добровольческого движения в поддержку армии, авиации и флота. По словам Рогозина, российская власть должна взять на вооружение все новейшие технологии, которые сейчас используются её противниками для расшатывания ситуации в стране.

Как вы относитесь к мнению Рогозина, что культурный код народа России разрушается через социальные сети?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Любой корневой, национальный код должен обладать определённой устойчивостью к стрессам – в противном случае, это не код. Странно, но почему-то только русский, российский код поддаётся любому внешнему воздействию. Америка и Европа никак не меньше России пронизаны социальными сетями, однако противники при этом их декодировать не в состоянии.

Рогозину и военным людям хорошо бы понять одно: сегодня Запад сенсационно слаб и никакие технологии, в комплекте с социальными сетями, ему не помогают. Речь – не о военной составляющей, не о спутниках, не о ракетах, не об успешной оккупации Пентагоном чужих стран. Ещё несколько десятилетий тому назад Запад обладал мощнейшим культурологическим тараном, перед которым не устояли никакие русские, а также грузинские, киргизские, украинские и литовские коды: Мода-Секс-Музыка. Именно эта триада и разбила СССР.

Это и есть самое слабое место оппонентов Рогозина, которые не понимают, в какое место надо наносить удар, – а социальные сети, на таком фоне, являются лишь тривиальным носителем информации, не более того. Сегодня эти сети продолжают, по инерции, нести тот же самый поток, энергетика которого в головах россиян давно сведена к нулю. Надоели даже все, без исключения, американские фильмы, каждый из которых сводил с ума, ещё совсем недавно, русские посёлки и города.

Таким образом, России и Рогозину надо сгенерировать новые, захватывающие горизонты для своей и, соответственно, для западной молодёжи, изобрести русские носители стратегической массовой культуры. А сети, которых российские генералы боятся как стаи диких водородных бомб, надо просто использовать по техническому назначению: для донесения имеющейся информации до объекта. Но пока что – нечего нести, нечего плести.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Культурный код народа - слишком абстрактная категория, по ней нет ни учётов, ни ответственностей. Порой говорят, что культурным кодом является сам язык народа. И с ростом глобализации растёт роль английского языка, соответственно многие мыслят в категориях англосаксов, что вкладывают средства в культурное доминирование и производят больше полезной и интересной работы в единицу времени, нежели иные страны, вывозящие прибыль к англосаксам в оффшоры. Так что культура действительно под угрозой хотя бы потому, что специалистам у англосаксов платят больше.

Кстати, ракеты падают по иной причине. Космопланы не выпускаются по иной причине. Минобороны и Генштаб норовят растащить нефтерубли по заграницам по иной причине. И эта причина - предшественники Рогозина. Скоро причиной станет и сам Рогозин. Более того, Рогозин станет главной причиной. Хотя бы потому, что его дело - оружие, а не критика соцсетей.

Сами соцсети не являются оружием и даже не являются средством принуждения. Это исследовано. Также исследован ряд информационных операций в соцсетях, включая влияние на #occupywallstreet из-за пределов США. В Рунете есть киберополчения и даже киберпартизаны, но "партия власти" предпочитает замечать и поощрять "киберполизеев".

В сущности, Рогозин расписался, что у государства нет киберсил, и они должны быть. Но не заметил тех, кто давно вёл кибероперации в пользу России, как будто их и не существовало. Как иронизируют англосаксы: "Памятник неизвестному солдату означает, что русским можно не платить". Нечто подобное сделал и Рогозин. И не он один. Этот же трюк: "изобрести велосипед и славить себя новатором" - свойственен и СВР, службе внешней разведки. И Рогозин и СВР, кстати, активно устремлены в собственный тыл, если читать их дословно, поскольку они старательно не заявляют о работе вне страны. Понятно веками, что вести разведку и проявлять героизм уютней всего в собственном тылу, но есть подозрение, что с такими "чисто внутренними органами типа желудков", - будут не только падать ракеты и проваливаться сети агентов, но и произойдёт полный завал даже того, что сейчас ещё работает. Потому, что противник предположит рост сил и удвоит свои усилия, а встречать его будут способные лишь на комплименты и аплодисменты, а не на войну и победу.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Рогозин не одинок в попытках заткнуть интернет. Он в компании администрации Обамы и других, пытающихся под разными соусами ограничить общение и самовыражение людей. Рогожин плохо учил историю.

Наоборот, социальные сети возвращают людям многие, казалось бы, утраченные исконные культурные коды. Среди них особенно важными являются общинность и соборность. Исключением являлась ситуация, когда власть контролировала общественные коммуникации, а казённый нарратив абсолютно доминировал. Это был феномен уникальных общественных и технологических условий сталинской эпохи, которые невозможно повторить. Русские культурные коды всегда были богатыми и разнообразными.

Все это возрождается с помощью социальных сетей. Власти стоит научиться жить и сохранять свой авторитет в новых условиях, потому, что в русских условиях интернет, социальные сети становятся платформой для выражения народной соборности.

Ефим Андурский, правозащитник:

Как прикажете понимать фразу "Российская власть должна взять на вооружение все новейшие технологии, которые сейчас используются её противниками для расшатывания ситуации в стране"? Власть должна применить новейшие технологии для "расшатывания ситуации"? А что она, т. е. власть сделала для усовершенствования культурного кода народа? Наблюдающееся в России падение нравов представляет закономерное следствие перестройки. А если в стране ничего, кроме денег, значения уже не имеет, то у такой страны шансов на выживание не существует.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Отношусь к этому как к кликушеству. В духе страшилок о том, что когда по рельсам побегут паровозы, то куры все и вдруг перестанут доиться. Либо это — сознательный самопиар для привлечения внимания к своей персоне, а сам он не настолько дремуч, чтобы на самом деле думать в стиле собственных по этому поводу речей.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы:

В последнее время российские политики и чиновники вслед за Путиным, стали часто использовать в своих выступлениях термин «культурный код». Что такое культурный код и как его измерить? Никто из российских политиков этого внятно сказать не может.

В то же время над этой проблемой давно и успешно работает наш эксперт по проблемам гуманитарной, военно-социальной, гендерной, внешней и в целом государственной политики, основатель украинской школы архетипики, доктор социологических наук, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины Эдуард Афонин.

Он в своих научных статьях и монографиях обстоятельно описал метод мониторинга социетальных изменений, в котором применена проективная тестовая методика диагностики кода культуры и психодиагностическая методика БАД (Л. Ф. Бурлачук, Э. А. Афонин, Е. А. Донченко) определения степени сформированности социальной и социетальной идентичности. С применением отмеченного метода в течение 1992-2011 гг. осуществлено 71 исследование динамики социетальных изменений, в частности 59 измерений флуктуационной динамики кода украинской культуры, 10 исследований состояния и динамики процессов идентификации в Украине и 2 сравнительных исследования процессов идентификации в Украине, России и Белоруссии.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что для Украины, в частности, актуальным является запрос на демократические изменения и перестройку общественных институтов в то время, как для России и Белоруссии характерными являются авторитарные тенденции. Хотя стратегический вектор изменений общественного развития России при этом направлен в сторону либеральной демократии, а Белоруссии - тоталитаризма. Таким образом, изучение глубинных, архетиповых проявлений личности, способствует познанию и овладению природой глобальных изменений, закладывает предпосылки для разработки и внедрения адекватных современности эффективных практик государственного управления.

К сожалению, несмотря на неоднократные предложения профессора Афонина и его коллег провести исследование российского социума с помощью диагностики кода культуры и психодиагностической методики БАД, российская власть к этим исследованиям интереса не проявила.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть