ФСБ и зарубежные активы: мнения

Избавление от зарубежной собственности в рядах ФСБ борьбе с коррупцие не поможет, а оперативной работе повредит: эксперты
27 февраля 2012  13:51 Отправить по email
Печать

Директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников подписал приказ, в котором говорится, что его подчиненные должны до 1 декабря 2012 года избавиться от имущества, право собственности, на которое зарегистрировано за границей.

Исключение составляет только имущество, которое предназначено для решения задач оперативно-служебной деятельности, а также принадлежащее сотрудникам госохраны, работающим за пределами России.

Документ предписывает военнослужащим и гражданскому персоналу органов безопасности сначала за месяц отчитаться о наличии такого имущества. Хотя сотрудникам ФСБ, работающим за границей, пока разрешается иметь там имущество, после возвращения на родину они обязаны будут избавиться от заграничной собственности в течение года.

Такие меры распространяются на сотрудников ФСБ, зарегистрировавших право собственности на заграничное имущество до вступления в силу Федерального закона 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 18 июля 2011 года. Этот документ уточнял, в частности, требования к сотрудникам органов безопасности.

Документом предусматривается и ситуация, при которой сотрудник ФСБ получил имущество за границей в качестве наследства. В этом случае в течение десяти дней он должен доложить об этом начальству, а затем за год обязан от этого имущества, также избавиться, говорится в приказе Бортникова. Даже Ленин и Дзержинский не заставляли избавляться от своего имущества.

ИА REX: Поможет ли эта мера в борьбе с коррупцией в рядах ФСБ? Известны ли аналогии таким мерам в других странах?

Фёдор Яковлев, эксперт по вопросам безопасности и кризисным ситуациям:

Данный приказ вытекает из принятого в прошлом году Государственной думой законопроекта, предусматривающего внесение изменений в два федеральных закона – «О Федеральной службе безопасности» и «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации», в котором был сделан акцент на ужесточении требований к сотрудникам ФСБ. Авторами законопроекта стали, в то время, первый зампред комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков и глава комитета по делам ветеранов Николай Ковалев, бывший директором ФСБ в 1996-1998 годах.

Несмотря на громкие формулировки, по существу и закон, и приказ является воплощением классической формулы – «много шума из ничего» и призван исключительно декларативно показать принятие «жёстких мер» по «борьбе с коррупцией» в рядах ФСБ. Особенно, это касается избавления «от имущества, право собственности, на которое зарегистрировано за границей», причём сотрудники сами должны о нём «отчитаться»!? Понятно, что закон коснётся не тех сотрудников ФСБ, у которых есть виллы на Лазурном берегу, поскольку они не такие дураки, чтобы регистрировать их на своё имя, а исключительно тех, кто мог получить по наследству квартиру или дом в странах СНГ и не более того.

Недоумение вызывает исключение из этого перечня того имущества, «которое предназначено для решения задач оперативно-служебной деятельности». Такое впечатление, что оперработники ФСБ приходят на службу, как некогда казаки в царской России, - со своим конём и оружием, либо вынуждены покупать за свой счёт средства передвижения, прослушивания и т.д., ввиду недостаточности средств на эти цели в бюджете ФСБ. Понятно, что при выполнении задач по контрразведывательному обеспечению воинских контингентов РФ находящихся за пределами России, - Армении, Украине, Приднестровье и т.д., в оперативных целях предпочтительнее использовать, например, личный автотранспорт оперработников, купленный и зарегистрированный по месту пребывания с местными номерами, нежели с российскими, но одно дело, когда это происходило и, как бы терялось, в числе других случаев, и совсем другое дело, когда после выполнения этого приказа всем будет понятно, что оперработник, которому оставили машину, использует её в оперативных целях и, соответственно, к нему будет повышенное внимание, в том числе, и со стороны местных контрразведывательных органов со всеми вытекающими последствиями!?

В начале 80-х годов в партийные и государственные органы Афганистана, включая милицию и органы госбезопасности, поставили советские «Нивы». Естественно, что вскоре эти машины стали нещадно обстреливать, поскольку всем было понятно, что в этих машинах ездят либо афганские госслужащие, либо советские советники, после чего в эти машины наотрез отказывались даже садиться. Чтобы исправить допущенную глупость, была предпринята попытка пустить «Нивы» в открытую продажу, но она, вполне естественно провалилась, поскольку после такой, с позволения сказать, «рекламы», их никто не хотел покупать даже за полцены. После выполнения данного пункта закона произойдёт то же самое, - будут расшифрованы все, кто использует указанное имущество в оперативных целях, только-то и всего. А то, что ФСБ работает на территории стран СНГ, указывает хотя бы скандал с арестом пяти сотрудников ФСБ 27 января 2010 года на Украине.

В связи с этим, возникают и вопросы по поводу запрета для сотрудников ФСБ выезжать за рубеж, при этом не делается абсолютно никаких различий между странами ближнего и дальнего зарубежья, а это означает, что многие сотрудники ФСБ не смогут посещать своих близких родственников, включая родителей, проживающих в странах СНГ!? Но это не главное, ведь нередко такие поездки служили формальным прикрытием для решения определённых оперативных вопросов и если раньше разобраться в том, кто посещает родственников, а кто попутно решает ещё и вопросы службы, было, практически, невозможно, то теперь любой выезд сотрудника ФСБ за пределы РФ означает, что он едет для выполнения оперативного задания!

Разбирать целесообразность пунктов приказа можно долго, но общая направленность и принятого закона, и, соответственно, приказа понятна, - декларативно-бюрократические меры, якобы принятые, как это было указано в пояснительной записке «в целях совершенствования мер по предупреждению коррупции, повышения ответственности военнослужащих, федеральных гражданских госслужащих и работников ФСБ, а также обеспечения собственной безопасности», этим целям в действительности вряд ли поспособствуют, но вот реальной оперативной работе ФСБ навредят немало. Но последний аспект разработчиками указанного законопроекта во внимание явно не принимался.

Виктор Глеба, член президентского совета национального союза архитекторов Украины:

Даже Ленин и Дзержинский не заставляли избавляться от своего имущества работников ЧК. Это имущество было использовано в качестве конспиративных квартир и залоговых активов в банках для ведения разведывательной и подрывной работы за границей.

Даже товарищ "первый" имел в Лейпциге кляйне хаус фюр цвай рум. Знающие люди из бывших штайзи показывали моим друзьям эту историческую достопримечательность. То ли дело сейчас... разжиревшие и потерявшие страх и совесть бояре с мигалками при портупеях и в штатском имеют в Карловых Варах, на Балатоне, в кантоне Цуг, Каннах и других не менее знаковых "евроместах", а также во Флориде и на Восточном берегу США роскошные апартаменты, принадлежащие системе замаскированных, и, явно, коррумпированных эфесбешников. Но миром правит любовь (к деньгам) и поэтому приказ "младшим" избавиться от компромата не значит, что "старшие" последуют их примеру (а не просто перерегистрируют на подставных или родственников). Недвижимость и банковские счета за рубежом ослабляют власть силовиков. Слишком уж неприятным есть надавливание иностранных спецслужб на владельцев заветной недвижимости. А страх потерять припасённые на отставку активы толкают этих владельцев на компромиссы с резидентами.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Эта мера, подобная советскому "родственников за границей не имею", мало что даст. Тем более - в спецслужбе, которая может не только всячески оперировать агентурой через полный её контроль, но и в том числе - поручать ей хранение ценностей. Да и имущество - лишь часть потенциально прибыльных активов, активы могут быть в любом стоимостном выражении.

Кроме того, проблема шире. ФСБ - лишь часть госслужб, и не видно, чтобы иные госслужбы последовали примеру ФСБ. А это значит, что в стране нет единой межведомственной политики борьбы с межгосударственной коррупцией.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Аналогии таким мерам мне неизвестны. А вот антикоррупционная эффективность сомнительна: инвестировать левые доходы можно на чужое имя.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть