Нужны ли обществу гении: Полина Рубчинская

ИА REX публикует интервью с автором брошюры «Нарушения процесса обучения» Полиной Рубчинской, отстаивающей права детей с дислексией.
27 января 2012  17:02 Отправить по email
Печать

Что делать, если у ребенка возникают серьёзные проблемы с усвоением школьного материала? Возможно, трудности с обучением связаны с неспособностью усвоения материала из-за дислексии.

Такой диагноз кажется родителям и ребёнку просто приговором. Умение писать без ошибок считается обязательным для каждого более или менее образованного человека. Каково же бывает разочарование родителей, когда их чадо одну за другой приносит из школы тройки и двойки за диктанты и сочинения. Дорога в достойное будущее кажется закрытой. В стране, где 80 лет назад началась борьба с безграмотностью, детей, до сих пор сажающих ошибки, чаще всего записывают просто в лентяи и двоечники. От этого развиваются комплексы, неврозы, понижается самооценка. Детей ругают учителя, от них отворачиваются друзья.

Справедливо ли такое отношение к дислексии? Об этом ИА REX рассказала представитель израильской общественной организации «Шатиль» Полина Рубчинская, которая недавно выпустила брошюру «Нарушения процесса обучения». «Шатиль» ставит своей целью изменение отношение к дислексии среди русскоязычного населения Израиля.

ИА REX: Можно ли говорить, что отношение к дислексии и дисграфии в русскоязычной культуре сегодня сильно отличается от стандартов распространенных в западном мире?

Да. Трудности в обучении детей иногда считаются результатом лени или неправильного воспитания. Но записывать ребенка в дураки или лентяи, когда он не справляется с диктантом, это не только рано, но и неправильно. Причиной ошибок могут быть дислексия - нарушение процесса чтения - и дисграфия - нарушение письма. До сих пор эта тема не нашла освещения в русскоязычной педагогике, и в России в том числе. Даже термина LD (Learning Disabilities) в России не употребляется. Когда-то Пушкин жаловался на отсутствие в русском языке средств для выражения определённых понятий: «Всех этих слов на русском нет...» Есть известные дисфункции, которые на английском именуют «Learning disability», на немецком «Lernbehinderung», на французском «Trouble des apprentissages», на иврите «לקות למידה», на испанском «Dificultades del aprendizaje». А на русском языке такого общего термина нет. В России существуют термины, определяющие отдельные понятия, относящиеся к LD, но обобщенного названия для этого комплекса проблем на русском языке пока не существует. Отсутствие единого понятия – это не только филологическая проблема, сколько показатель социального и культурного отношения к проблеме.

ИА REX: Но ведь и область обозначаемая «Learning disability» - является сравнительно новой?

Слово «сравнительно» - тут вполне уместно. Термин LD появился в США в 60-е годы, но случаи подобных проблем были описаны намного раньше, ещё в конце 19- го века. В Израиле на иврите тоже не было термина LD, пока общество всерьёз не занялось этой проблемой.

Сегодня мы знаем, что дислексия – это не единственная разновидность LD. По определению Американской ассоциации Learning Disorders, речь идёт о разнообразных проблемах, мешающих нормальному приобретению навыков чтения, письма, логического мышления, математических действий или социальной адаптации. Есть дисграфия (ребёнок сам не может расшифровать того, что пишет, путает буквы и т.п.). Есть проблемы дискалькулии (нарушение, при котором ребенку непонятен смысл математических действий). Очень большой процент — расстройства процесса обучения. Наша жизнь меняется, меняются запросы, ожидания, возлагаемые на наших детей, и — это неотъемлемая составляющая этих высоких процентов. Сегодня от детей требуют намного больше, чем это было принято 20-30 лет назад.

ИА REX: Но что изменит серьезное отношение к проблеме со стороны общества? Как это облегчит жизнь ребёнка и его родителей?

Серьезное отношение ведёт к пониманию сложности проблематики. По-моему, нет человека, который не чувствовал бы когда-либо, что не все в жизни просто. Хорошие оценки по математике могут сочетаться с отсутствием особых успехов в области, например литературы. Более того, хороший ученик не всегда станет отличным работником.

LD – это специфическое и стойкое отставание по одному или нескольким предметам, при нормальном (и даже высоко развитом) интеллекте (IQ). LD - это последовательность явлений от простых до сложных или их совокупность.

Дислексия и дисграфия, например, объясняются особенностями строения мозга, затрудняющими процесс соотношения звуков и букв, письма и речи. Это вовсе не мешает ребенку добиться успехов, скажем, в математике или истории. Подобные проблемы с чтением и письмом были у Эйнштейна и Эдисона. Не многие знают, что теория относительности Альберта Эйнштейна, человека с яркими проявлениями дислексии, была продуктом десятисекундной работы его неординарного мышления.

Например, дислексики, вместо «проговаривания» полученного задания, просто обдумывают его, что и развивает художественные или творческие успехи.

Такие же трудности испытывают и многие люди искусства. Скажем, голливудский актер Том Круз. Считается, что процесс мышления происходит людей с дислексией немного иначе, а дополнительные сложности вынуждают их искать необычный выход из положения, развивают образное мышление.

ИА REX: В педагогике России, Украины и других постсоветских стран, насколько я знаю, это вообще всё отрицается. Если ты хоть где-то неполноценен, говорят, что ты должен идти туда, где все неполноценные. Поэтому проблему лучше скрывать и этого не показывать?

Там где проблемам LD уделяется много внимания, там людям с этой проблемой становится всё проще интегрироваться в общество. Расстройства процесса обучения — это трудности в восприятии (и адекватной систематизации) огромного количества разнообразных факторов. Именно поэтому дети с подобным диагнозом воспринимают мир иначе, чем мы, и им особенно сложно в школьной формальной обстановке.

Если же в педагогике эта проблема вообще отрицается, а в медицине ей не уделяют должного внимания, то судьба дислексика будет трагичной, а общество может недополучить гения. Важно вовремя диагностировать проблему, понять, что это не ущербность и не позор, а альтернативный и иногда не худший вариант развития.

ИА REX: Сколько людей по вашим данным страдают данными проблемами?

По определению Американской ассоциации Learning Disorders эти нарушения встречаются у 10-20 % детей. В различных степенях и проявлениях, разумеется. В некоторых странах больше, в некоторых меньше. Это зависит от множества разных причин, которые ещё плохо изучены.

У носителей разных языков дислексия проявляется по-разному. В России, в стране с богатой письменной культурой - людям с дислексией и дисграфией приходится особенно тяжело. С другой стороны, здесь есть огромное количество хороших детских книг, которое может помочь…

В случае с английским, в котором слова пишутся одним образом, а произносятся другим, большинство дислексиков испытывает проблемы с чтением.

Различны и подходы к людям с LD. Например, в кампусах британских университетов вы встретите и студентов и преподавателей, которые ходят в специальных цветных очках. Дислексики, как оговорено в британских законах, пользуется привилегиями. Они могут бесплатно копировать книги из читального зала и брать домой. С ними регулярно встречается специалисты, и обсуждают возникающие в процессе учёбы проблемы. Во многих школах есть отдельный учитель, который помогает детям с дислексией. Об этом явлении знают и взрослые, и дети, так что некогда существовавшее противостояние и дискриминация заметно сгладились.

ИА REX: Почему возникает дислексия?

Учёные изучают дислексию уже более 100 лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как её распознать и почему она возникает. Нет единого мнения и о том, когда дислексию можно диагностировать.

Диагноз «нарушение процесса обучения» сегодня устанавливается довольно часто. Неосведомлённые родители пугаются, хотя бояться нечего. Ведь своевременно обнаруженное нарушение позволяет ребенку — при правильном подходе и соответствующей коррекции — не только нормально учиться, но иногда и полностью преодолеть затруднения. К счастью, явление это сегодня хорошо изучено и доступно для диагностики даже в детсадовском возрасте, что позволяет избежать многих проблем в школе.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть