Шпионский скандал или «дело Потеева между строк»: интервью

Эксперт по вопросам безопасности и кризисным ситуациям, экс-сотрудник КГБ СССР Фёдор Яковлев в интервью корреспонденту ИА REX прокомментировал дело экс-полковника Александра Потеева.
30 июня 2011  12:15 Отправить по email
Печать

Эксперт по вопросам безопасности и кризисным ситуациям, экс-сотрудник КГБ СССР Фёдор Яковлев в интервью корреспонденту ИА REX прокомментировал дело экс-полковника Александра Потеева.

ИА REX: Что нового мы узнали об этой скандальной измене после суда?

К сожалению, после оглашения приговора в отношении Потеева, появилось гораздо больше вопросов, нежели было до этого, так называемого, суда. Согласно «классике жанра» по любому делу должны быть выдвинуты, как минимум, три версии: оправдательная о полной непричастности к преступлению, обвинительная о преднамеренности и осознанности его совершения, и какая-то средняя между ними, допускающая совершение преступления в силу некоторых обстоятельств, которые могли стать для обвиняемого непреодолимыми. В ходе предварительного и, особенно(!) судебного следствия, все эти версии должны быть тщательно изучены и доказательно мотивированы на предмет того, почему они отвергаются либо принимаются.

Однако в данном случае суд занял исключительно обвинительную позицию, хотя ни одного прямого доказательства вины Потеева, каковыми могут быть только задокументированные факты передачи каких-либо секретных данных, предоставлено не было. Понятно, что связать исчезновение Потеева и арест российских разведчиков в США вполне логично, но суд должен руководствоваться не логикой, а доказательствами. Фактически же всё обвинение свелось к утверждению того, что ту информацию, которая попала к спецслужбам США и привела к аресту 10 российских разведчиков в США, мог передать только Потеев. Связь со своими американскими «кураторами» в Москве Потеев, якобы, поддерживал через так и оставшиеся неизвестными тайники, а во время командировок в другие страны, встречался с кураторами лично, но ни одной такой встречи также зафиксировано не было. Видимо, по этой причине судьям даже пришлось снять обвинение в выдаче государственной тайны из корыстных соображений, поскольку даже в таком суде не удалось доказать ни одного факта получения Потеевым денег от американцев.

При таких «доказательствах» жена Потеева Марина сказала, что не верит в виновность мужа, а адвокат заявил о намерении обжаловать приговор, причём, он может требовать пересмотра даже по формальным признакам. И дело не в том, что подсудимый на суде отсутствовал, — российское законодательство разрешает «в исключительных случаях проводить судебное разбирательство в отсутствие подсудимого, который находится за пределами страны и уклоняется от явки». Но в данном случае суд не только не знал, где находится Потеев, но даже не знал, жив он или мёртв, поскольку никаких достоверных данных о его местонахождении в настоящее время нет. Американские власти его пребывание на территории США не подтверждают, а сам Потеев молчит. А для того, чтобы определить, что Потеев «уклоняется от явки» на суд, надо сначала доказать, что его об этом уведомили. Не может не вызвать вопросов и отсутствие на процессе совершеннолетних детей Потеева, — дочери и сына, а также вообще каких-либо упоминаний о них в связи с обстоятельствами дела.

ИА REX: Возможно, ли что Потеева давно нет в живых, и его имя просто используют для прикрытия настоящего крота?

Версия о том, что Потеева могли просто убить, с целью отвести подозрение от того «крота» или «кротов», которые в действительности передавали информацию американцам и до сих пор могут находиться на своих должностях в СВР, судом даже не рассматривалась, хотя местонахождение Потеева до настоящего времени не установлено. Все заседания суда проходили в закрытом режиме, кроме последнего, на котором огласили приговор. Но сразу возникает вопрос о том, почему в закрытом режиме проходили заседания суда, на которых рассматривали несекретные материалы?

ИА REX: Насколько грамотно действовала СВР, чтобы воспрепятствовать побегу Потеева?

Много вопросов и к действиям руководства СВР непосредственно во время побега Потеева. Если следовать оглашённой хронологии событий, то сначала Потеев обратился с просьбой об отпуске, но ему «категорически» отказывают. 25 июня после 17 часов он уходит с совещания в СВР, и в этот же день уезжает в Минск, причём на вокзале его провожает жена. С утра 26 июня, поскольку он не вышел на работу, в СВР обнаруживается его пропажа, а жена сообщает о том, что он вчера уехал в «командировку», оставил дома удостоверение, пропуск и печать, а также прислал SMS следующего содержания: «Мэри, постарайся принять эту новость спокойно, я уезжаю не в командировку, а навсегда. Я этого не хотел, но так получилось. Я начну жизнь сначала. Детям буду оказывать помощь, если они её примут, пожалуйста, не настраивай их против меня». Но, в таком случае, почему не были организованы мероприятия по предотвращению его выезда из Беларуси, если поезд, на котором он, якобы выехал на Украину, убыл из Минска 26 июня только в 16.51, а границу с Украиной пересёк только в 22.04?

Кроме того, если об исчезновении Потеева стало известно утром 26 июня, а аресты российских разведчиков в США были произведены 27 июня, то почему не были приняты меры по предупреждению этих разведчиков о явной опасности ареста? С учётом разницы во времени для принятия экстренных мер у руководства СВР было, как минимум, 36 часов. А на то, что никаких мер по предупреждению российских разведчиков принято не было, указывает пример М. Семенко, которому на 26 июня при весьма сомнительных обстоятельствах назначили в Вашингтоне встречу с лжесвязником, видеозапись которой предъявили разведчику после ареста на следующий день в качестве доказательства его шпионской деятельности. Вне всякого сомнения, что получив сигнал опасности, Семенко от этой встречи отказался бы. Не говоря о том, что вообще в этом случае мог бы выехать из страны и избежать ареста, возможно, как и некоторые другие разведчики.

К сожалению, приходится констатировать, что руководство СВР оказалось неспособным проанализировать и организовать должное расследование обстоятельств и причин крупнейшего провала в работе Службы и представить суду внятную и логичную версию произошедшего, а это, вполне естественно, отразилось и на приговоре.

Напомним, что бывший офицер службы внешней разведки РФ Александр Потеев 27 июня, признан московским окружным военным судом виновным в госизмене и дезертирстве. Суд счёл, что именно Потеев сдал американским властям российских разведчиков-нелегалов, которых впоследствии выслали из США, и приговорил его к 25 годам заключения и лишению звания «полковник». Приговор вынесен заочно, так как Потеев скрывается в США, и России отказано в его выдаче.

Вину экс-полковника подтвердила высланная из США российская шпионка Анна Чапман, которая давала в суде свидетельские показания. Она заявила, что об её агентурной деятельности знал очень узкий круг людей, среди которых был и Потеев.

Напомним, шпионский скандал между Россией и США разразился в июне 2010 года. Тогда из США по подозрению в шпионаже была выслана группа россиян. Их обменяли на четверых жителей России, осуждённых ранее за шпионаж и выданных теперь Западу.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть