Россия и Китай: «неравный брак»

Отставание России делает её младшим партнёром и сырьевым придатком не только для Запада, но и для Востока
9 февраля 2022  18:41 Отправить по email
Печать

Итоги встречи президента России В. Путина с китайским лидером Си Цзиньпином обсуждаются в России в основном в восторженных тонах. Это объяснимо только исходя из соображений государственной пропаганды и на фоне совместного противостояния коллективному Западу. Расплывчатые заявления и печальная реальность состояния двусторонних внешнеэкономических отношений говорят о существенном отставании России, которое делает ее младшим партнером и сырьевым придатком не только для Запада, но и для Востока.

По данным таможенных органов КНР, в 2021 г. внешнеторговый оборот КНР и РФ составил 147 млрд долл., с США — 755 млрд. Общий внешнеэкономический оборот КНР в 2021 г. составил более 6 трлн долл. Доля России в китайском внешнеэкономическом интересе составляет ничтожные проценты, в то время как для России КНР является вторым по значимости партнером после Европейского союза.

При этом и из Китая, и из ЕС Россия импортирует продукцию с высокой добавленной стоимостью, — от машиностроения до цифровой техники, а Россия привычно распродает свои недра, невозобновляемые ресурсы. Продукция военно-технического комплекса — чуть ли не единственная позиция российского экспорта в Китай из высокотехнологичного спектра. Данное России историей уникальное положение в Евразии и ее недра являются главным объектом устремлений «партнеров», будь они с запада или востока.

Ранее на ИА REX: РУССТРАТ: Путин и Си провозгласили формирование «Нового мирового порядка»

Как большое достижение переговоров лидеров Китая и России преподносится заключение договора о поставках 10 млрд кубов газа в год. Контракт прозван «Сила Сибири — 3». Первый такой проект «Сила Сибири — 1» работает уже несколько лет, его максимальная мощность составляет около 40 млрд кубометров газа в год. Контракт на строительство и закупки КНР газа из нашумевшей «Силы Сибири — 2» годовой мощностью 50 млрд кубометров газа до сих пор не подписан. При постоянном росте энергопотребления в Китае и на фоне зависшего проекта «Сила Сибири — 2» новый подписанный контракт не выглядит успехом в стратегическом партнерстве России и Китая. Когда и если он будет исполнен, его вклад в энергетику КНР составит существенно меньше 1%.

Более перспективной выглядит договоренность о долгосрочных поставках нефти в Китай. И. Сечин со свойственным ему лично упрямством годами добивался диверсификации географии поставок нефти и на этот раз добился своей цели. Тем не менее и этот контракт имеет свои изъяны (независимо от цены, точнее, формулы ценообразования). Главный из них — продолжение поставок первичного сырья, то есть ставка не на развитие России, а на распродажу ее недр.

Россия не является внешнеэкономическим приоритетом Китая, его приоритеты — США, Евросоюз и страны региона — от Японии и Тайваня до стран Юго-Восточной Азии. Но статус РФ как ядерной державы, готовой идти на резкое обострение отношений с коллективным Западом, готовой обеспечить КНР необходимое время для достижения экономического и военного паритета, в первую очередь, с США, делает Россию выгодным младшим партнером для КНР. Готовность руководства нашей страны видеть ее в качестве сырьевого придатка Китая делает такое сотрудничество еще выгоднее для Пекина.

Читайте также: Почему США и Запад так агрессивно нападают на Си Цзиньпина?

Политическая составляющая российско-китайских отношений, выраженная в совместном заявлении, выглядит еще более печально. Дежурные фразы о первенстве ООН и равной неделимой безопасности давно ничего не значат, как и утверждения о недопустимости расширения НАТО на восток или приверженности многополярности, а также российской политике «Один Китай». Проблемы России на ее западных рубежах интересуют Китай только с двух точек зрения: внутриполитической стабильности нашей страны как ядерной державы и обеспечения своих в ней интересов, включая транзитные и экспортные (сырьевые). Дестабилизация в России невыгодна Китаю. Сам стиль текста Совместного заявления выдает его авторов: МИД РФ явно перестарался прикрыть свои многолетние огрехи на разных направлениях пустым эклектичным текстом.

Видимость нового геополитического расклада пока остается только видимостью, и вряд ли западные «партнеры» разучились считывать малейшие нюансы не только декларативных заявлений, но и обязывающих международных договоров. Само совместное заявление не напугает Запад по причине своей пустоты и эклектичности, но будет неизбежно использовано для нагнетания антироссийской и антикитайской истерии. Примеры тому уже есть — Тайбэй (Китайская республика Тайваня) уже выразил протест в связи с выраженной в Совместном заявлении поддержкой территориальной целостности КНР и позиции «Один Китай». Трудно вспомнить, когда власти Тайваня обращались с такими гневными заявлениями к США — основному поставщику вооружений на островную часть Китая — или другим странам, также не признающим государственную независимость острова.

Формирование новой информационной реальности создает глобальные сферы влияния, современный анализ происходящего невозможен без обработки значительных массивов информации и учета многочисленных и противоречивых мнений. Тот факт, что ведущие российские китаисты избегают прямых комментариев, а большинство — даже оценок саммита, говорит о трудном доступе к необходимой информации или нежелании ее получить. Комментарии, которые видны в СМИ или даже в соцсетях, за редким исключением или непрофессиональны, или сервильны. Российские востоковеды, ученые и аналитики вынуждены задним числом оправдывать любые действия, зачастую действуя в согласии не только с российскими, но и иностранными заказчиками, будь они западнее или восточнее России. Независимое экспертно-аналитическое сопровождение любого направления полностью отсутствует в России, возобладали антигосударственные подходы к научно-образовательной и аналитической деятельности.

Пустота Совместного заявления в значительной степени связана с разрывом между интеллектуальным и руководящим классом. Как точно определил эту ситуацию коллега В. Колотов, профессор СПбГУ и многолетний организатор самой тревожной и реалистичной конференции: «поворот на восток без востоковедов». В этих условиях трудно ожидать от восточных стран чего-либо, кроме вежливых улыбок. А в России пора вспомнить известную картину «Неравный брак».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Calm47
Карма: 59
09.02.2022 23:37, #47415
Было бы полезно автору определиться о каком собственно союзе он пишет. Это торговый союз, экономический союз, политический союз, военный союз, военно-политический союз?? Это не полный ряд. Если создается торговый союз, то определенная часть его рассуждений имеет под собой основания. Для всех остальных форм союза, рассуждения автора не имеют никакого отношения и, мягко говоря, являются ложными.
То, что формирующийся союз не будет торговым очевидно и пояснений не требует. Как анонсировалось еще до поездки, документы будут опубликованы в марте месяце. Понимаю, что недержание давит. Но все же лучше подождать появления документов и глупостей не писать.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть