Карабахский конфликт: как преодолеть ненависть

Надеюсь есть еще люди, которые смогли бы приводить молодому поколению примеры искренней дружбы между нашими народами
11 мая 2016  10:12 Отправить по email
Печать

После известных апрельских событий вокруг Нагорного Карабаха резко обострилась информационная война в виртуальном интернет-пространстве. И эта война намного губительней для дальнейшего развития событий, чем реальная война. Выросло и выходит в деятельную сферу общества поколение людей, которое не видело и не общалось реально с «живым армянином (азербайджанцем)». Для этого поколения в лице представителя противоположной национальности сформировался образ врага, с которым нужно воевать, которого надо убивать реально или виртуально. Особенно удручает, что до этого опускаются люди более старшего поколения, которые жили вместе, были соседями, друзьями, родственниками, коллегами. А, как известно, посеешь ветер, пожнешь бурю. Кстати, армяне и азербайджанцы вне своих метрополий живут мирно, дружно, болезненно воспринимают создавшуюся ситуацию. И это не случайно. Так уж случилось, что Бог так распорядился, что армяне и азербайджанцы стали соседями и обречены жить рядом.

Мы очень близкие народы по культуре, кухне, музыке, искусству и обычаям. Не случайно идет такая война, кто у кого «украл» ту или иную песню, танец, блюдо, ковер и прочее. Как-то сразу все кругом стали большими специалистами в области истории, истории музыки, этнографии и кулинарии. Армяне, грузины, азербайджанцы жили в Закавказье в едином информационно-культурном пространстве, поэтому определять где чье, означает резать по живому, настолько все переплетено. Представители каждой из национальностей внесли свой самобытный уникальный вклад в культуру единой закавказской многонациональной цивилизации.

Очевидно, силового решения этой проблемы не существует. «Вернув» себе Карабах, что будет делать Азербайджан с многотысячным армянским населением, выросшим в независимости, в фактической интеграцией с Арменией? Уничтожать? Депортировать? Перевоспитывать? Как могут там люди заниматься мирной хозяйственной деятельностью в таких условиях? Много ли найдется выходцев из Карабаха, желающих бросить свою налаженную за эти 25 лет жизнь и вернуться туда. Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглы как-то сказал, что он, потомок выходцев (или выходец) из Карабаха, не может поехать туда и увидеть свои родные места. Это, безусловно, возмутительно, конечно, не правильно! Но точно так же и я, бакинец в третьем поколении, не могу поехать в Баку и увидеть то тутовое дерево на Ипподроме, на ветвях которого я проживал самые счастливые дни моего детства! Это все ненормально и силой эти вопросы решить невозможно. Я бы хотел внести свою лепту в дело мирного решения этого конфликта, против этой информационной войны и призвать к этому трезвые головы, которые жили с армянами (азербайджанцами) и могли бы тоже многое рассказать. Приведу два примера из моей жизни.

В детстве мы, городские бакинские дети, каждое лето ездили в Карабах на летние каникулы. В те времена в Карабахе был такой институт «къирвя». Некоторые армянские и азербайджанские семьи из армянской и азербайджанской деревни дружили семьями и были друг для друга къирвя. На всяких серьезных мероприятиях – свадьбах, рождении ребенка или похоронах, къирвя всегда присутствовал среди самых почитаемых гостей. Если армянин попадал проездом или по делу в азербайджанское село или наоборот — азербайджанец в армянское, то он останавливался у своего къирвя. По моим детским впечатлениям, это был праздник, когда в село приезжал на своем высоком коне наш къирвя. Он приносил нам обязательно раннюю черешню, помидоры (в их селе она раньше поспевала), наши ему давали картошку, сливу, еще что-то, не помню. А мы еще когда только собирались ехать из Баку в Карабах, покупали для всех членов его семьи подарки. Помню, для его дочек мы покупали бижутерию (тогда в селах купить бижутерию негде было). К приезду къирвя обязательно резалась курочка, если он не оставался на ночь, или козленок, если он задерживался с ночевкой! Для нас наш къирвя был самый мужественный, самый смелый, добрый, его конь был самым красивым — мы спорили об этом с другими детьми, у которых тоже был къирвя. Не у всех семей, естественно, был къирвя. Его наличие говорило об определенном статусе семьи. Вот такие были братские взаимоотношения!

Второе воспоминание детства. В наш двор (новые пятиэтажки в Баку из соседнего поселка Бинагады) приносил и торговал своими продуктами некий человек — азербайджанец. Звали его Гюндюз. Это был уникальный человек. Он занимался приусадебным хозяйством и продавал нам продукты своего труда – молоко, яйца, инжир, виноград…. В основном — молоком, мы говорили «наш молочник». Он в те времена (70-е – 80-е годы) был глубоко верующим человеком. Это сейчас многие побросали свои партийные билеты, атеистические взгляды и стали верующими. Модно это нынче. Гюндюз был настолько верующим человеком, что не ездил в автобусе, так как считал автобус «харам». Пешком, нагруженный баллонами с молоком, яйцами приходил из Бинагадов в Баку и, если не распродавал все, то оставшиеся продукты нес обратно. Потом мы (армянская семья) подружились с ним, он оставлял продукты нам, мать моя распродавала оставшееся молоко и отдавала ему потом деньги.

Когда мать моя предложила все же пересчитывать деньги, он категорически отказался, сказал, что она чистый человек и для него будет оскорблением подсчитывать деньги. Особенно теплые отношения у него сложились со мной, он меня полюбил как своего сына. Когда я уехал из Баку, поступил в вуз учиться, то он ждал с нетерпением моих каникул, и приносил мне вкуснейший бинагадинский инжир, виноград шахны, зная, как я это люблю. Мы так сдружились, что он пригласил моих родителей на свадьбу своего сына. Надо ли говорить, что на этой свадьбе они были одними из самых почетных гостей. Ирония судьбы —бедный мой Гюндюз попал вечером под машину, когда зимой вечером возвращался из Баку домой. Я до сих пор считаю, что это был самый чистый, порядочный, святой человек, которого я встречал на протяжении своей жизни. Больше таких людей я не встречал.

Я надеюсь есть еще люди, которые смогли бы приводить молодому поколению примеры искренней дружбы между нашими народами. Тогда многие проблемы можно было бы мирно решать за столом переговоров.

Роберт Газарян — математик, преподаватель Кабардино-Балкарского госуниверситета

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

sagias
Карма: 34
15.05.2016 14:36, #30194
Хорошо, что Роберт Назарян в детстве не встретил в Карабахе того азербайджанца, директора школы и его брата, которые выкололы глаза армянского шольника и вбили гвоздь в голову несчастного мальчика.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть