Российско-армянская дружба и открытие железной дороги Москва-Ереван

Россия могла бы использовать Абхазскую железную дорогу как существенный фактор укрепления своего влияния в регионе
16 мая 2013  00:41 Отправить по email
Печать

Государственные отношения между Российской Федерацией и Республикой Арменией – одна из излюбленных тем, на которую существует огромное количество публикаций. Написано море литературы, диссертаций, статей и монографий. Действительно дипломатические отношения, установленные в 1991 г., развиваются по геометрической прогрессии. Основой стратегического партнерства является большой «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности» 1997 г. За последние 15 лет между представителями двух бывших членов СССР было подписано свыше 170 межгосударственных, межправительственных, межведомственных соглашений, регулирующих самые разные задачи государств, в том числе экономику, безопасность, гуманитарную сферу.

Только с 2000 г. официальными лицами Армении, в том числе и на высшем уровне, было проведено свыше 70 официальных визитов в Российскую Федерацию! (цифра астрономическая для международных отношении любого исторического периода и региона). Представители Российской Федерации не многим отстают в этом деле – практически 40 официальных визитов в Армению, большинство из которых было проведено на высшем уровне или на уровне министра иностранных дел. Цифра также рекордная как для региона СНГ, так и для мировой политики современности.

Если и искать аналогии и попытаться сравнить современные отношения России и Армении, то первым делом в голову приходят государственные связи США и Израиля, как прошлого века - века «холодной войны», так и отношения сегодняшнего дня. Россия и Армения также как США и Израиль не имеют общих границ, существенно разнятся в размерах и уровне экономической мощи – однако выдающимся образом поддерживают и дополняют друг друга в международной повестке дня практически по любому глобальному и региональному вопросу мировой политики. На высочайшем уровне доверия развиты связи и между разведслужбами и спецслужбами двух стран западной цивилизации, что сразу напрашивает параллель между подобными службами евразийских стран.

Однако в последнее время даже на такие с виду идеальные отношения (конечно идеальных отношений между суверенными акторами международных отношений быть не может по определению) нашлось не мало критики, как со стороны Армении, так и России. Существует ряд версий о якобы спаде коопераций между стратегическими союзниками:

  • Некоторое охлаждение отношений многие связывают с образованием новых фактов в регионе Большого Кавказа – Абхазии и Южной Осетии. Что якобы уменьшает геополитическую цену Армении в глазах российских стратегов.
  • Другие говорили, что якобы российское руководство периода президентства Медведева собирается провести «дипломатическую революцию» подобно революции Ришелье переориентировавшись с Армении на Азербайджан (что даже при поверхностной аналитике представляется на наш взгляд абсурдом).
  • Третьи высказывали мысль, что руководство России «забыло» о своем стратегическом союзнике, каковых на сегодняшний день у Российской Федерации, как сверхдержавы, к сожалению, критически мало.

В международных отношениях действительно бывает разное. Однако, если говорить о «Стратегических партнерстве», мы обязаны отбросить эмоции в стороны. Любая аналитика не дает весомых доводов говорить об охлаждении отношений на стратегическом уровне! Ни Российская Федерация не отходит от Армении. Ни Республика Армения не пытается уйти от России к другому глобальному игроку. Почему? Помимо глубоких исторических нюансов существуют и чисто практические причины: геополитически эти страны просто-напросто нуждаются друг в друге.

Само по себе «Стратегическое партнерство» очень часто употребляется в мировой дипломатии. Не редко можно услышать, как тот или иной глава государства жонглирует этим терминов, а спустя месяцы использует приемы давления и шантажа в отношении недавно названного «стратегического партнера». Все это с точки зрения политики – дело понятное. У любого суверенного государства имеются свои эгоистические национальные интересы. Они и определяют жизнь государства, его политику, внешнеполитическую стратегий и все остальное. Столь часто употребляемый термин, как «Стратегическое партнерство» все еще не имеет четкого общепринятого определения. Но все эксперты, аналитики, в общем-то, понимают главную составляющую этого вида сотрудничества:

  • отсутствие исключительных противоречий;
  • наивысшая степень доверия.

Россия и Армения не просто являются членами ОДКБ с первого дня образования этой организации. Россия и Армения имеют тесные военные связи с момента распада СССР. В 1995 г. в жесточайших условиях, как для России, так и для послевоенной Армении был подписан «Договор о российской военной базе на территории Республики Армения». Те, кто помнят период 90-хх. гг. действительно по достоинству оценят это соглашения. В условиях, когда Российская Федерация было в остром экономическом, социальном кризисе. Когда проходил процесс сепаратизма, включая военные действия и теракты на территории России. Когда Республике Армении со стороны геополитических конкурентов России предлагались альтернативные российским выгодные условия военного присутствия, Армения пошла на дружественный шаг именно в отношении России. Договор был подписан и по сей день в Армении дислоцируется 102 мотострелковая база на юге Армении. Такое в международных отношениях не забывается. Основа Стратегического партнерства между Арменией и Россией – это стратегическое доверие между странами. В последнее время просто не было поводов и механизмов для укрепления этого вечного партнерства. Однако с появлением на карте Южного Кавказа Южной Осетии и Абхазии ситуация некоторым образом изменилась.

После того, как Южная Осетия и Абхазия провозгласили свою независимость, на Южном Кавказе появился новый серьезный фактор регионального геополитики – абхазская железная дорога. В оси противостояния Россия / Армения – Азербайджан / Грузия появился новый и очень значительный фактор. Дело в том, что Азербайджан имеет серьезное влияние на Грузию. В основном это влияние связано с демпинговыми ценами и практически абсолютной монополией на поставку энергоресурсов в Грузию. Дело дошло до того, что Президент суверенного государства публично и во всеуслышание заявил, что судьба его страны зависит от человека стоящего у власти в соседнем государстве. "Пребывание Ильхама Алиева во главе Азербайджана является гарантией долгосрочного развития Грузии", - прямо заявил М. Саакашвили телекомпании "Имеди" 24 марта 2013 года.

По словам М. Саакашвили, если власть И. Алиева в Азербайджане падет, "это станет для Грузии катастрофой. Однако в грузинской политике клин клином на М. Саакашвили не сошелся. Новоизбранный премьер-министр республики – Бидзина Иванишвили – проводит совершенно иную, независимую внешнюю политику. Пытаясь уменьшить зависимость Грузии от Азербайджана, Бидзина Иванишвили не раз высказывался о нецелесообразности строительства проекта железной дороги Баку-Ахалкалаки-Карс (БТК), способного негативно повлиять на конкурентоспособность грузинских портов Поти и Батуми.

Следующим шагом команды Иванишвили были заявления министра Грузии по реинтеграции Паата Закареишвили о готовности Тбилиси вести переговоры по восстановлению Абхазской железной дороги. Что в свою очередь положит конец блокаде Армении и восстановит сухопутную связь с Россией. То чего Армении так не хватает сегодня. Другое официальное лицо Грузии - министр обороны Ираклий Аласания заявлял, что "в ближайшем будущем будут предприняты первые шаги по возобновлению эксплуатации Абхазской железной дороги".

В целом, сегодняшняя геополитическая игра вокруг железной дороги в Абхазии понятна. Складывается два центра сила борющиеся между собой:

- Абхазия, Армения и Россия, которым выгоден старт работы железной дороги. (между Россией и Абхазией поезда уже идут с 2011 г.).

- Азербайджан и «Грузия Саакашвили», которым факт свободного транспортного сообщения между Абхазией, Россией и возможно в будущем Арменией не выгоден.

Россия же в свою очередь могла бы использовать Абхазскую железную дорогу как существенный фактор укрепления своего влияния в регионе. Грузии необходима диверсификация поставок энергоресурсов, что могла без труда сделать российская компания «Газпром». По всей вероятности уже очень скоро грузинское руководство пойдет на это (с постепенны и окончательным уходом, уже ставшего «политическим трупом», М. Саакашвили). Грузия же освободившись от зависимости от азербайджанской «нефтяной иглы», смогла бы проводить суверенную внешнюю политику в своих национальных интересах: открыть пути для железнодорожных сообщений между Россией и Арменией. Что нормализует отношения между всеми государствами региона и положит дополнительные активы как Грузии - в виде экономических ресурсов, Армении - в виде транспортного коридора и России - в виде усилившегося влияния.


Георгий Асатрян, эксперт информационно-аналитического центра HAYASA

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть