Кабинет Министров Украины внес в Верховную Раду проект Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», вызвавший бурное обсуждение и широкий общественный резонанс. Основное содержание законопроекта в интервью обозревателю ИА REX Сергею Сибирякову прокомментировал политолог и юрист, эксперт по украинскому законотворчеству и парламентаризму Евгений Костенко.
В пояснительной записке к законопроекту, который подписал вице-премьер-министр Украины, министр социальной политики Украины Сергей Тигипко указано, что проект Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» разработан с целью определения мер дальнейшего реформирования пенсионной системы и сбалансирования солидарной системы пенсионного страхования.
Законопроектом предлагается:
1) определить механизм введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования предусмотрев начать перечисление страховых взносов с года, в котором будет обеспечено бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины;
2) участниками II уровня определить лиц, которым на дату введения системы исполнилось не более 35 лет;
3) размер страхового взноса на дату внедрения системы установить в размере 2% с последующим его ежегодным повышением на один процент до 7%;
4) администрирования страховых взносов накопительной системы осуществлять через Пенсионный фонд Украины. Участники II уровня будут иметь право выбирать негосударственные пенсионные фонды, в которых будут накапливаться их пенсионные средства, через 2 года после введения уплаты страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования;
5) установить максимальный размер пенсии на уровне 12 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность;
6) повысить уровень пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы, предусмотрев выплату им единовременной денежной помощи при выходе на пенсию в размере 10 назначенных месячных пенсий;
7) осуществлять выплату специальных пенсий в период работы в размерах, определенных по нормам Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;
8) осуществлять выплату специальных пенсий лицам, имеющим право досрочного выхода на пенсию, только при достижении общеустановленного пенсионного возраста;
9) увеличить период для учета выплат (кроме должностных окладов, надбавок за классные чины, выслугу лет), которые включаются в заработок для исчисления специальных пенсий, до 60 календарных месяцев;
10) повысить минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет;
11) проводить повышение надбавки за сверхнормативный стаж и доплаты до прожиточного минимума при увеличении прожиточного минимума работающим пенсионерам только после увольнения с работы;
12) повысить нормативную продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере с 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, до, соответственно, 30 и 35 лет для вновь назначенных пенсий;
13) установить, что размер средней заработной платы, которая учитывается для назначения пенсии, определяется за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, а перерасчет пенсии проводится из средней заработной платы, из которой назначена пенсия;
14) проводить перерасчеты пенсий работающим пенсионерам, которые получают пенсию за выслугу лет, только после достижения пенсионного возраста;
15) назначение пенсий проводить с заработка только по данным персонифицированного учета;
16) изменить базу расчета надбавки за сверхнормативный стаж для вновь назначенных пенсий;
17) постепенно повысить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, ежегодно увеличивая его на 6 месяцев каждого года, начиная с 1 февраля 2011, для мужчин, работающих на государственной службе, - до 62 лет с 2013 года;
18) постепенно повысить возраст для женщин, для получения государственной социальной помощи с 58 до 63 лет;
19) постепенно увеличить необходимую выслугу для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим и некоторым другим лицам, введя при этом ее календарное исчисление;
20) исключать из периода, за который учитывается заработная плата (доход) для исчисления пенсии, периоды, когда лица подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с пунктами 8, 13, 14 статьи 11 настоящего Закона.
К списку нормативно-правовых актов в данной сфере правового регулирования входят:
1) Кодекс Украины об административных правонарушениях, Бюджетный кодекс Украины, законы Украины «О государственной службе»;
2) «О статусе народного депутата Украины»;
3) «О Кабинете Министров Украины»;
4) «О службе в органах местного самоуправления»;
5) «О дипломатической службе»;
6) «О прокуратуре»;
7) «О судоустройстве и статусе судей»;
8) «О научной и научно-технической деятельности»;
9) «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;
10) «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»;
11) «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов»;
12) «О пенсионном обеспечении»;
13) «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам»;
14) «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине»;
15) «О занятости населения»;
16) «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»;
17) «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»;
18) «О негосударственном пенсионном обеспечении»;
19) «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»;
20) «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование»;
21) Общегосударственная программа адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, утверждена Законом Украины от 18 марта 2004 № 1629-IV.
По мнению Правительства, реализация проекта Закона Украины приведет в 2011 году к дополнительным поступлениям в Пенсионный фонд Украины и экономии средств в сумме 1,7 млрд. гривен.
Проект акта одобрен на заседании Кабинета Министров Украины и не касается вопроса развития административно-территориальных единиц.
Основным ожидаемым результатом принятия акта является определение мер дальнейшего реформирования пенсионной системы и сбалансирования солидарной системы пенсионного страхования, считает вице-премьер-министр Украины - министр социальной политики Украины Сергей Тигипко.
Если кратко о том, чем грозит принятие этого закона украинским пенсионерам, то их ждет следующее:
- увеличится продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере с 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, до 30 и 35 лет соответственно;
- повысится минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии по возрасту с 5 до 15 лет;
- постепенно возрастет пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, ежегодно увеличивая его на 6 месяцев каждого года, начиная с 1 февраля 2011;
- с 2013 года предлагается повысить и пенсионный возраст для мужчин, работающих на государственной службе до 62 лет;
- предлагается постепенно повысить возраст для женщин, для получения государственной социальной помощи с 58 до 63 лет;
- постепенно будет увеличена необходимая выслуга для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим, с вводом при этом ее календарного вычисления;
- размер средней зарплаты, которая учитывается для назначения пенсии, будет определяться за три календарных года, которые предшествуют году обращения о назначении пенсии, но перерасчет пенсии проводится из средней заработной платы, из которой назначена пенсия;
- будут исключать из периода, за который учитывается заработная плата для исчисления пенсии, периоды, когда лица подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию;
- предлагается определить механизм введения накопительной системы обязательного государственного пенсионного страхования, предусмотрев начало перечисления страховых взносов с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда;
- предлагается установить максимальный размер пенсии для лиц, утративших работоспособность, на уровне 12 размеров прожиточного минимума и предусмотреть выплату работникам бюджетной сферы одноразовой помощи при выходе на пенсию в размере 10 назначенных месячных пенсий.
Можно констатировать, что принятие такого закона означает ликвидацию социальной державы Украины.
Комментарии читателей (0):