Торжество Православия: мешают ли мощи нашему спасению?

5 марта 2017  01:24 Отправить по email
Печать

Первое воскресение великого поста именуется как Неделя Торжества Православия. В этот день православная церковь во всем мире вспоминает эпохальное событие в своей истории – победу над всеми ересями и отклонениями в вероучении.

Официальная церковь, после многих тяжелых испытаний и борьбы с императорами иконоборцами, постановила новый и последний сформулированный (православие, в отличие от католичества, признает для себя авторитетным только 7 соборов, именуемых вселенскими) соборным решением 787 года, догмат об иконопочитании. В истории церкви это один из редких примеров, когда ее позиция расходилась с позицией официальной власти и духовное начало с великим и доблестным усилием одерживало свою победу над политическими амбициями.

Если в сфере высоких материй принято было считать философию служанкой богословия, то нередко богословие переходило в услужении политике. Иконоборчество изначально и возникло, как политическое движение, которое в свою очередь, само того не ведая, подняло новую волну богословского осмысления.

Прежде всего, хотелось бы коснуться духовной стороны тех событий. Корифей церковной истории, Василий Болотов, пишет, что до седьмого вселенского собора Церковь не проводила основательной рефлексии касательно вопроса о почитании изображений и других вещественных предметов. Трульский собор в своем 82 правиле (691 г) вскольз коснулся этой темы, ограничивший рекомендациями по написанию образов и дидактическими наставлениями о пользе иконопочитания. Только св. Иоанн Дамаскин, дал глубокое и исчерпывающее богословски-философское и догматическое обоснование иконопочитанию.

Именно на его апологетических трудах был основан орос (определение) VII Вселенского Собора, суть которого состоит в следующем: материя сотворена Богом и не является злом (в противовес античному пониманию) и чем-то враждебным Богу, но способна к восприятию в себя Божественной Энергии, Благодати. Но самое впечатлительное – это воплощение Бога во Христе. Когда в лице человека весь материальный мир был преображен и воспринят Божеством неслиянно, нераздельно, неизменно, неразлучно (орос Халкидона), следовательно, невидимый Бог стал видим для людей, осязаем, ощутим не только на тонко-мистическом уровне, но в самом что ни есть человеческом смысле (1. Ин.1:1). Бог в христианстве приобрел реальное земное гражданство. Нерожденный, воспитывался родителями, самодостаточный Бог имел друзей, одежду, профессию и еду. Тем самым, все сферы человеческой жизни и деятельности (кроме греха), в том числе и свадьба (Ин. 2), были почтены Его присутствием и деятельным участием. И теперь всякий знак, вещественный образ и все, что напоминает о присутствии Бога, имеет ценностное значение. Эти видимые знаки и есть образы (εικόνα - eikóna) Бога, Его проявлений. И здесь важно различать эти знаки, в том числе и изображения самого Христа и святых людей, как Его живых икон. В первом случае им воздается опосредованное почитание (προσκύνησις проскинесис), качественно отличающееся от непосредственного прямого божественного поклонения и служения (λατρεία – latreía), которое подобает только Богу.

Христианство решительно настаивает на том, что мир материи и вещества – это не просто, в лучшем случае, некий строй-материал для человеческих нужд, а творение Бога и может вмещать в себя Его присутствие, транслировать Его. Но при этом здесь не может быть магического восприятия святыни. К сожалению, приходится констатировать, что, как во времена Иоанна Дамаскина, так и сейчас, в церковной среде магическое восприятие святынь – (икон, мощей и др.) весьма распространено. Ведь православная сакраментология учит, что Божья благодать воспринимается христианином через умно-сердечную молитвенную работу над самим собой. Это путь борьбы с грехом и страстями, чья конечная цель – соединение с Христом.

Оно должно осуществиться не только в будущей жизни, но и в реальной, где человек призван раскрывать в себе все большее действие Духа Святого: любви, радости, мира, вере, кротости, внутренней гармонии (Гал. 5:22). Цель и смысл всякой святыни – напомнить о Боге и стимулировать человека, его ум, волю, память и все чувства, служить Богу и ближнему, превосходить свою глупость, трусость, рассеянность, лень, мелочность, злобу, жадность и т. д. То есть речь идет в первую очередь о духовно-нравственном труде. Если человек прибегает к святыне, и в первую очередь, хочет получить богатство, здоровье, удачу, и прочие житейские блага, помимо благ духовных, то он как раз и совершает идолопоклонство, пускай и в православной форме.

Православие, как поклонение Богу в духе и истине (Ин.4:24), отнюдь не торжествует в сердце человека, в нем торжествует религия золотого тельца. И не случайно, что праздник Торжества Православия приходится на дни первой недели великого поста. Через это Церковь призывает человека серьезно и основательно подумать о содержании и характере своей религиозности: кому мы служим, кому мы в действительности поклоняемся, действительно ли мы в вере, действительно ли «Христос в нас, разве мы не то, чем должны быть» (2 Кор. 13:5).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

sergeev
Карма: 999
11.03.2017 23:07, #31289
Прочёл и перечитал.
На мой взгляд - замечательное философски-теологическое "эссе", дающее возможность прикоснуться к смыслу православия, к представлениям о материальном и идеальном, о повсеместном присутствии "идеального" в образе Святого Духа.
Замечательно сказано:
"все сферы человеческой жизни и деятельности (кроме греха)... были почтены Его присутствием и деятельным участием. И теперь всякий знак, вещественный образ и все, что напоминает о присутствии Бога, имеет ценностное значение".
Важно и напоминание, что отношение к православию и его святыням не должно вырождаться в "магическое" (мистическое), в желание получить материальное благо. И что к сожалению, в человеческих сердцах чаще всего торжествует не православие, а "религия золотого тельца".
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть