Вариант южнокурильской развязки

Что может сделать Япония для решения проблемы Курильских островов?
17 января 2019  12:30 Отправить по email
Печать

В нашем мире есть масса проблем, которые тянутся с давних времён. Многие из них, в силу своей неразрешимости, были положены в «долгий ящик», в надежде, что когда-то станут неактуальными, взгляд на них изменится и всё рассосётся само собой. Так мы и существуем с отложенными вопросами, претензиями, которые могут преобрести неожиданную актуальность и встать во главу всех углов. Поэтому, разумно их не накапливать, а разрешать с использованием различных способов и создающихся возможностей.

Есть ещё один вариант, выработать новые принципы, которые позволят посмотреть на проблемы иначе. Любая межгосударственная, этническая, религиозная или другая проблема рассматривается как разделение, при котором каждая сторона должна поступиться своими ожиданиями. Это и называется неизбежный компромисс. Хуже, когда этот компромисс происходит за счёт временного ослабления одной из сторон, в надежде лишить её возрождения и возобновления уже «разрешённых навсегда» претензий. Какой же иной выход?

Этот вариант не чудесен и не универсален, но вполне способен снять проблему, в которой за давностью лет не осталось ничего, кроме начального смысла и воспоминания. А если решение искать не в том, чтобы разъеднить, а, наоборот, объединить интересы и посмотреть, что это даст? Конечно, это требует детальной проработки и учёта многих особенностей, которые мы привыкли считать уникальными, невозможными для применения в системе. Но с чего-то надо начинать, чтобы появился такой удачный опыт или мы могли чётко увидеть причины, по которым такое невозможно.

В последнее время произошло неожиданное возбуждение спящей почти три поколения проблемы Южных Курил. Между победившим Советским Союзом и поверженной Японией в результате 2-й Мировой войны произошли территориальные изменения, но Мирный договор так и не был заключён. Не ставлю целью этой работы рассматривать длительную историю освоения Курильских островов и результаты договоров по размежеванию, которые многократно пересматривались. Отдельная история причин незаключения Мирного договора в 50-х годах прошлого века.

Японская сторона сегодня явно перегнула со своими ожиданиями. То ли это искреннее желание Премьера Японии Абэ, как дело всей его жизни, то ли есть настроение подтолкнуть Российскую Федерацию к такому положению, из которого без уступок выйти уже будет нельзя. Тогда возникает вопрос, - а настолько ли нужен этот Мирный договор именно сейчас России? Многое говорит о том, что она может преследовать здесь другие цели. Создавая движение вокруг проблемы, в центр внимания выходит как препятствие договору, союзничество Японии с США, её несамостоятельность.

Это движение может показать, насколько перспектива решения проблемы способна подвинуть руководство Японии к геополитическим изменениям. Если под Мирный договор такие далекоидущие изменения не лягут, то проблему можно снова положить в «долгий ящик». Как же вести себя по отношению к оживившейся Японии в создавшейся ситуации, которую Россия вновь подняла и «подвесила»? На неуклюжие инициативы японской стороны, что жители Южных Курил выселяться в Россию не будут и баз США на островах пока не планируется, надо ответить глубокими инициативами.

Способны ли будут японцы на них реагировать и будет говорить о том, насколько «проблема Северных территорий» для них в практической плоскости, а не в режиме ожидания чуда в рамках понятой ими исторической справедливости. А насколько эти инициативы рискованы для России? Не более, чем в других регионах, где у нас ответственность за непризнанные республики, сражающиеся за своё выживание, количество которых меньше становиться, видимо, не будет.

Так какие же предложения можно положить в основу урегулирования и снятие претензий на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи?

1. Урегулировать вопрос можно только с дружественным государством, а не с потенциальным противником. Поэтому, союзничество с США и наличие на территории Японии американских военных баз исключает изменение статуса российских островов.

2. При любом изменении статуса Южных Курильских островов, на них остаётся военная база России, контролирующая проливы, ведущие в Охотское море, внутреннее море России, каким оно и должно оставаться.

После окончания 2-й Мировой войны на Дальнем Востоке и поражения Японии, как вариант предусматривалась совместная оккупация Японских островов. Советскую сторону интересовал остров Хоккайдо, особенно его северная часть, обращённая к Охотскому морю. Остров предполагалось поделить по линии Кусиро – Румои, которая проведена на карте синим цветом. В этом случае, про Южные Курилы сейчас бы никто и не вспоминал, но в силу иных причин победившие стороны пришли к другому решению.

3. Можно предложить создать регион под совместным управлением в составе Южнокурильских островов (4955 кв. км) и аналогичной по площади территории на северном побережьи острова Хоккайдо. Учитывая протяжённость побережья промерно в 500 км, глубина может быть от береговой линии 10 км.

4. На этой территории Хоккайдо не так много населённых пунктов, однако, его население превосходит население Южнокурильских островов. Эта разница создаёт квоту для граждан России, к примеру, давно проживающих на территории Сахалинской области для возможного переселения на север Хоккайдо.

5. Этот регион может стать экономически открытым и привлекательным не только для освоения, но и для применения самых передовых и инновационных проектов. Например, мост между Сахалином и Хоккайдо, Хоккайдо и Кунаширом. Это регион на новую ступень поднимет не только уровень развития Сахалинской области, но и префектуры Хоккайдо, которая в рамках Японии тоже не на передних рубежах.

6. Органы управления должны быть предельно совместными и сбалансированными с обеих сторон. Наверное, надо поднять роль в обеспечении Южно-Охотского региона Сахалинской области (500 тыс. населения). С другой стороны, выделить в отдельную префектуру в северной части Хоккайдо, эквивалентную по населению территорию с центром в г. Асахигава (350 тыс. населения, второй город на

Хоккайдо). Южно-Сахалинск и Асахигава, как наиболее заинтересованные регионы и должны отвечать за успех развития Южно-Охотского особого региона.

Все эти принципы, количество которых можно увеличить, должны быть отражением небывалого сближения наших стран и укрепления доверия в северной части Тихого океана. Как к этому отнесутся США предсказуемо, они в своих интересах сорвали возможность Мирного договора в 50-х годах. Способны ли японцы на большие перемены за гранью многовекторности? Сомнительно, если что-то угрожающее не поставит их перед необходимым выбором. Тем не менее, предложить им надо, чтобы потом не обижались и не искали виновных.

Мы живём в мире реальной политики, где ничего резко не меняется, кроме как при помощи войны. Однако мироустройство в плане решения территориальных проблем тоже нарабатывает свой опыт. Он нужен не для оценок «плохо» и «хорошо». Всё может пригодиться, в другом регионе, другим государствам, в других условиях. Важно искать, предлагать, пробовать. А кто отказывается – снимает вопросы, демонстрируя свою неспособность к поискам решений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Mstislav
Карма: 999
20.01.2019 17:58, #33590
"Есть ещё один вариант, выработать новые принципы, которые позволят посмотреть на проблемы иначе. Любая межгосударственная, этническая, религиозная или другая проблема рассматривается как разделение, при котором каждая сторона должна поступиться своими ожиданиями. Это и называется неизбежный компромисс"
Япония подписала 08.09.1951г в Сан-Франциско договор согласно которого Гл. 2, п.С: "Япония отказывается от всех прав, титулов и притязаний на Курильские острова, а также к той части Сахалина и прилегающим к нему островам, над которыми Япония приобрела суверенитет в результате договора Портсмута от 5 сентября 1905".
СССР договор не подписал по той причине, что на эту процедуру не были приглашены Китай и Корея, наиболее пострадавшие от действия Японии - в Китае японцы убили до 30 млн. жителей. Громыко присутствовал на церемонии.
Какие у нас проблемы? Достаточно в страну депозитарий послать ноту о присоединении России к договору и все. Проблему будут у Японии, допустившей размещение базы САСШ на своей территории, после чего СССР вообще отказался разсматривать вопрос передачи островов. В чем дело? Или в Миде и в администрации президента этого не знают? Или отдельные граждане зазомбированы пресловутым "римским правом" до такой степени, что за деревьями леса не видят?
И если разговаривать о чем-то с Японией, то только о возврате русского золота попавшего в Японию в период с 1914 по 1922 г.г - пришла пора платить по векселям, для Японии, разумеется.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть