Военное усиление Китая тревожит Индию

21 июня 2010  23:25 Отправить по email
Печать

Китай сформировал многоплановую морскую экономику, которая кроме торговых, может также обслуживать стратегические амбиции, предупреждает преподаватель кафедры оборонных исследований Лондонского королевского колледжа Харш В. Пант в статье "Военно-морская экспансия Китая в Индийском океане и Индийско-Китайское соперничество", опубликованной 21 июня 2010 года на сайте Империя, сообщает корреспондент ИА REX.

В 2010 году Китай поднял свои военные расходы только на 7,5%, хотя в предыдущий 21 год это увеличение выражалось более серьезными числами. Люди, разрабатывающие внешнюю политику Китая, его политический истеблишмент, долго убеждали мир, что у Китая нет экспансионистских устремлений, и на Западе либералы склонны этому верить.

Многие думают, что "если бы Запад смог просто дать Китаю долю в установившемся мировом порядке, то возвышение Пекина не создало бы осложнений", пишет автор.

Один из самых видных политических интеллектуалов Китая, профессор университета "Fudan" в Шанхае Шен Динли утверждает, что угрозу для его страны представляют не террористы и пираты, а способность других государств заблокировать торговые маршруты Китая, поэтому его страна нуждается в морском флоте и, для сокращения издержек, в заграничных военных базах.

Быстрое расширение военных и военно-морских возможностей Китая является классическим проявлением статуса великой державы. Стратегия "дальних морских рубежей обороны" позволяет Пекину проецировать свою силу на основные районы мирового океана, значит, и на Индийский океан. Китай укрепляет свою власть над Южно-Китайским морем и Индийским океаном, не спуская глаз с Индии. Это видно из секретного меморандума, пятнадцать лет назад выпущенного руководителем Генерального департамента логистики Народно-освободительной армии Китая: "Мы больше не можем рассматривать Индийский океан как только индийский…Мы принимаем во внимание вооруженные конфликты в этом регионе". Растущее военно-морское присутствие в и вокруг региона Индийского океана, особо заметное на острове Хайнань в Южно-Китайском море, где в 2008 году разместились субмарины класса "Цзинь" (Jin) на базе вблизи Санья, то есть в 1200 морских милях от Малаккского пролива, встревожило Индию. База имеет подводные тоннели для скрытного выхода субмарин в море, и позволяет держать под контролем три критические точки – проливы Баб-эль Мандебский, Ормузский и Малаккский. Особо отметим, пишет автор, методику "нитка жемчуга", которая значительно расширила стратегические возможности Китая на "заднем дворе" Индии. "Нитка жемчуга" состоит из баз и дипломатических связей: порт Гвадар (Gwadar) в Пакистане, морские базы в Бирме, базы электронной разведки на островах в Бенгальском заливе, финансирование постройки канала через перешеек Kра в Таиланде, военное соглашение с Камбоджей и наращивание сил в Южно-Китайском Море. В 2005 году индийское правительство признало опровержение информации о создании военно-морской базы на Кокосовых островах, однако, возможно, и не имея базы в Бирме, Китай участвует в модернизации инфраструктуры на Кокосовых островах и, следовательно, все-таки может оказывать кое-какую техническую помощь Бирме.

В Читтагоне (Бангладеш) и в Хамбантонта (Шри-Ланка) Китай строит контейнерные порты. Закрепляя свой выход в Индийский океан, Китай подписал соглашение со Шри-Ланкой о финансировании строительства зоны развития "Хамбантонта" на южной оконечности полуострова, кроме порта, там строят систему бункеровки и нефтеперерабатывающий завод. Действия Китая в Марао на Мальдивах также тревожат Нью-Дели. Глубоководный порт Гвадар на юго-западном побережье Пакистана расположен в 70 км от иранской границы и в 400 км к востоку от Ормузского пролива, главного маршрута нефтяных ресурсов. Предполагают, что Китай установил там "пост перехвата и прослушивания" для наблюдения за американцами в Персидском заливе и индийской активностью в Аравийском море, чтобы быть в курсе будущего американско-индийского морского сотрудничества в Индийском океане.

Для Индии комбинация китайских и пакистанских военно-морских сил может стать огромной проблемой. Хотя политически невозможно пакистанскому правительству открыто позволить Китаю создать военную базу, Нью-Дели допускает, что Исламабад позволит Пекину использовать свою военную инфраструктуру без публичной огласки.

Ясно, что Китай сформировал многоплановую морскую экономику, создал один из самых больших в мире торговый флот с портами, транспортной и судостроительной инфраструктурой. Китай очевидно преуспел в том, чтобы удержать Индию в границах Южной Азии, наладив тесные отношения с ключевыми соседями Индии, особенно с Пакистаном.

В январе 2009 года имел место инцидент, когда индийская субмарина класса "Кило" и китайские военные корабли следовавшие к Аденскому заливу для противопиратского патрулирования, совершили несколько маневров, определяя слабые места в сонарных системах друг друга. Напряженность, как видно, неустранима при развитии стратегических запросов, без строгого контроля потенциальная возможность инцидентов высока в условиях китайско-индийского морского соперничества вдали от своих берегов.

"Китай не станет исключением, великая держава обязательно является экспосионистской, чем скорее мир признает это, тем лучше для глобальной стабильности", - настаивает автор.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть