Владимир Беляминов: Россия-Белоруссия: аспекты конфликта и варианты развития

Эксперт по финансовому и экономическому маркетингу, политолог Владимир Беляминов рассказал ИА REX о развитии российско-белорусских отношений, причинах конфликта, и возможных вариантах развития ситуации.
12 октября 2010  22:00 Отправить по email
Печать

Росийско-белорусские отношения сегодня характеризует полуоткрытая конфронтация, возникшая как следствие развития этих стран с момента распада Советского Союза. После событий в Беловежской пущи в декабре 1991 года каждая страна начала развиваться самостоятельно, уже как бы без политической ориентации друг на друга, однако тесное экономическое сотрудничество между ними не прекращалось.

Во времена Советского Союза промышленность Белоруссии была ориентирована на внутрисоюзный экспорт. Часть товаров общегосударственного назначения (тяжелое машиностроение, товары народного потребления, сельхозпродукция) были для Белоруссии бюджетообразующими, точнее - основой ее экономики. Сказывались культурные и исторические связи. Так вот, с обретением политической независимости друг от друга экономической независимости достичь так и не удалось. Белоруссия продолжала получать от России энергоносители по внутренним российским ценам, а объемы ее промышленного экспорта с восточным соседом достигали 70-60% всего товарооборота. По инерции Белоруссия продолжала долгие годы жить мерками советской экономики. Лукашенко, переживший в Минске смену трех эпох президентства в Москве, так и работал в прежнем формате. Если с Ельциным он мог договариваться на полуофициальном уровне и опираться на идеологическую составляющую взаимоотношений двух государств, то после передачи 31 декабря 1999 г. власти Ельциным его преемнику - Путину во взаимоотношении двух начал появляться перевес в сторону бизнес-интересов.

Если во времена Ельцина Лукашенко еще мог выезжать на коньке единства двух братских народов, имеющих общие корни, общую историю, общую оборону на западных рубежах, то после разоружения Украины, Прибалтики под видом приближения к нормам демократического общества прикрывать на западных рубежах подступы к Москве стало уделом лишь Белоруссии. Лукашенко держался до последнего, чем и заслужил авторитет и народную поддержку у своего народа, который, как и подавляющее большинство граждан стран СНГ, считал времена СССР лучшими вехами в истории своих стран. Паровоз российско-белорусских отношений катился спокойно и по инерции. Вот только когда доходило дело до раздела власти и полномочий, которые не всегда корреспондировались с интересами каждого лидера, у России и Белоруссии начинались трения.

Все мы помним, как в 1997г. были задержаны журналисты, которые обвинялись в незаконном пересечении белорусско-литовской границы. Отношения двух стран надо было же как-то развивать и переходить от слов к делу, однако дальше деклараций все не пошло и процесс забуксовал.

Как раз накануне отхода Ельцина от дел, 8 декабря 1999г. был подписан договор о создании союза двух государств, но смена политических элит в Москве с приходом Путина внесла в ход развития двухсторонних отношений свои коррективы. Началась эпоха партнерства, основанного более на экономике, чем идеологии.

Поэтому, я считаю, что сейчас развитие событий всей новейшей истории двух государств вылились в то, что сегодня происходит на уровне официальной Москвы и Минска. Экономика заместила лозунги, а эпоха жизни по донорно-акцепторному механизму на дотациях России в виде дешевых энергоносителей, которые еще и реэкспортировались на Запад (вырученные средства, конечно, оседали в Белоруссии), закончилась.

Лукашенко, как мастодонт эпохи, безусловно чувствует себя ущемляемым со стороны молодых российских менеджеров, с которыми ему приходится считаться и с которыми теперь в неформальной обстановке не выторгуешь преференции.

Является ли нынешняя информационная кампания вокруг персоны Лукашенко желанием свести с ним личные счеты или это часть стратегии по продвижению экономических интересов России? Медиа-кампания, которую мы можем наблюдать сегодня в СМИ, является одним из следствий и этапов отстаивания нового формата белорусско-российских отношений. Я думаю, не случайно нашумевший фильм «Крестный батька» был месседжем со стороны московского НТВ в сторону Минска.

Не называя конкретных направлений, все, кто следит за развитием событий, понимает, откуда дует ветер и кто задает тон в информационном пространстве. Этим попыталась воспользоваться прозападаная белорусская оппозиция. Все же я считаю, что это не сведение счетов с Лукашенко лично, а кампания против системы белорусской власти, которую он олицетворяет. Ведь фактически за 20 лет она не изменилась, а это уже наступает на интересы российского бизнеса, который стремиться расширить свои маркетинговые горизонты.

Фигура Лукашенко, от которого можно ожидать резкого разворота и неизвестно какого решения не только в экономике, но и буквально во всем, беспокоит Кремль. Думаю, тут имеет место переплетение личных антипатий с экономическими и политическими моментами, которые усиливают друг друга. Одной экономикой серию нынешних выпадов все же не пояснить.

Любая война (хотя я не хочу называть это информационной войной) в своей основе содержит экономическую составляющую и социальную. По моему убеждению, все нынешние события нанизываются, подобно детской игре с кольцами, на экономический стержень. Российскому бизнесу, который выходит из кризисного состояния, хотя пострадал в малой мере, сегодня нужны прагматичные решения и новые форматы бизнес-стратегий.

Российский капитал стремится в Белоруссию, прежде всего, с точки зрения стратегической безопасности самого себя. Ведь если «Газпром» получит в аренду не только землю под газопроводом «Ямал-Европа» и саму ГТС, а будет обладать им на правах собственности, это станет залогом экономической безопасности российских капиталов.

Если в свое время россияне хотели купить «трубу» у Лукашенко за 600 млн. долларов, а он оценивал ее минимум 5 млрд долларов, то сегодня все противостояния перемещаются во всю ту же экономическою плоскость.

Ведь Белоруссия за время кризиса имела один из самых низких показателей спада экономики среди стран СНГ - средневзвешенное значение снижения ВВП в странах СНГ за 10 месяцев 2009 г. составило, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, 9%.

Если производство промышленной продукции, в среднем по СНГ, сократилось в 2009г. на 13%, перевозка грузов упала на 18%, а товарооборот розничного сектора понизился на 7,0%, то ВВП Белоруссии снизился всего на 1%.

Я считаю, что это хороший показатель, который достигнут благодаря привязке экономики Белоруссии к российским энергоресурсам. Кроме того, в России Белоруссия также имела устойчивый рынок сбыта, который по-братски поглощал все произведенной белорусской экономикой, порой и в ущерб своим интересам.

Сейчас российский капитал понимает, что соседство соседством, а бизнес - прежде всего. Поэтому, в ближайшем будущем можно будет ожидать более активного проявления российских интересов к белорусским активам, на пути к которым стоит Лукашенко. Все, как видим, упирается в экономику.

Тот факт, что формат отношений инициирован к изменению со стороны России - это очевидно. Будет ли существовать единое союзное государство? Я не думаю, что да. Скорее уже нет. С приходом к власти Путина вопрос объединения постепенно стал размываться на разных уровнях. В конечном итоге, это уже не выгодно по обе стороны пусть и формальной, но границы двух государственных субъектов.

Бизнес-элиты двух стран, имеющие тесную интеграцию с политическими сферами, не захотят упускать из-под контроля свои вотчины, которые все стремятся прирастить. Поэтому ни белорусскому бизнесу, над которым стоит формально Лукашенко, ни российскому интеграция в более тесном формате не выгодна. Кто же захочет уступать свою часть активов в чью-то пользу? Имеем четкий конфликт интересов, преходящий из экономических сфер в политические ноты.

Украина с нынешним президентом Януковичем, поддерживаемым большинством граждан своей страны, которые позитивно относятся к возрождению российско-украинских связей, имеет также свое видение вопроса. Безусловно, и украинский бизнес не захочет переуступать свои активы на невыгодных условиях россиянам.

Все мы видим, что широко анонсировавшееся слияние НАК «Нефтегаз Украины», который является на сегодняшний день монополистом в поставках газа из России с «Газпромом», по настроениям команды Януковича, возможно лишь на паритетных условиях. Попросту говоря, 50/50.

Украина дает понять, что возобновление отношений, разваленных оранжевой командой, находившейся у власти в стране 5 лет, - это хорошо, однако есть местный бизнес, которому принадлежат ликвидные активы, и никто не собирается поступаться экономическими интересами.

Как заявляет украинская «разношерстная» оппозиция, она за «интересы Украины», но все мы понимаем, что «интересы Украины» закончились 1 декабря 1991 г., после проведения референдума о суверенитете и начались интересы тех, кому удалось оказаться в тот момент у народных активов. Поэтому, явного слияния экономик в формате Союза ССР уже ожидать не стоит. Времена не те, слишком много воды утекло с тех пор, выкристаллизовались новые элиты, которые уже четко будут цепко стоять на защите «национальных интересов народа».

Эксперт по финансовому и экономическому маркетингу, политолог Владимир Беляминов

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть