Украинская политическая блогосфера и социальные медиа в президентской избирательной кампании. Часть 1

Украинский политтехнолог Сергей Сибиряков рассказывает, что такое блогосфера и какую роль она играет в современном политическом обществе
7 июля 2010  12:33 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует статью Сергея Сибирякова «Украинская политическая блогосфера и социальные медиа в президентской избирательной кампании. Часть 1», ранее представленную на портале Русской Общины Украины.

Интернет создал качественно новые реалии в информационном пространстве. Эти реалии коснулись журналистов, политиков, ученых, аналитиков – всех тех, кто нуждается в оперативной и разносторонней информации. Один из классиков теории социальной самоорганизации Илья Пригожин в раздумьях о будущем предсказал, что нас ожидает общество с сетевой структурой и весь мир превратится в глобальную деревню. Реальным воплощением прогнозов нобелевского лауреата сегодня становятся oнлайновые сетевые средства массовой информации. А одной из самых современных тенденций в развитии этих СМИ стало появление и бурное развитие в последние несколько лет социальных медиа, пришедших на смену массовым СМИ. Необходимо отметить, что параллельно с распространением интернет-технологий в современном мире наблюдается тенденция сужения и формализации традиционных каналов политической коммуникации в традиционных СМИ, связанная с фильтрацией контента (владельцы СМИ, государственные структуры). В таких условиях блоги (интернет-дневники) становятся все более популярным и удобным средством коммуникации.

Дефиниции

Кратко о терминах в авторском определении. Поскольку терминология в этой области знаний еще не устоялась, то автор позволил себе изложить собственное понимание терминов, которое отражает сегодняшнее состояние дел.

Блогосфера – динамическая система блогов в сети Интернет, включающая в себя сложную подсистему их связей через комментарии, гиперссылки и создающая за счет этих коммуникаций синергетический эффект;

Социальные медиа – онлайновые платформы и инструменты, используемые для обмена контентом и медиа данными в блогосфере и социальных сетях с целью облегчения социального взаимодействия и налаживания социальных связей.

Роль блогосферы и социальных медиа в современной политике

Как реальная общественно-политическая сила блогосфера и социальные медиа проявились с сентября 2001 года. Авторы интернет-дневников (далее блогеры) с места событий вели репортаж о теракте 11 сентября 2001 года и публиковали фотографии, описывали события, свидетелями которых стали, рассказы очевидцев, слухи.

История деятельности представителей политико-управленческой элиты в социальных медиа началась с января 2003 года, когда интернет-дневник позволил губернатору американского штата Вермонт Говарду Дину аккумулировать $7,4 млн., то есть почти половину от всего бюджета кампании. Губернатор в своем блоге «Dean Call To Action» давал развернутые комментарии общественно-политических событий, критиковал оппонентов-республиканцев, призывал своих сторонников к консолидации.

Большое влияние оказали социальные медиа и блогосфера на результат провального референдума по принятию конституции ЕС во Франции, ставший следствием политической активности главного оппонента этого закона - профессора экономики и управления марсельского университета Этьена Шуара, ставшего звездой дебатов на страницах своего блога. Всего 67% из 295 веб-сайтов, посвященных подготовке референдума, проголосовали «против» и, как писали французские аналитики в первом исследовании по этому поводу, «можно сказать, что голосование частично происходило в сети». С тех пор, сеть социальных медиа стала политической трибуной для всех, для кого по каким-либо причинам возможности выступлений на телевидении или на страницах газет являются ограниченными.

Сегодня практически все французские политики открыли свои «виртуальные приемные», где они могут делать свои заявления без ограничений во времени и тем, излучая при этом иллюзию близости с народом.

Среди причин высокой популярности блогосферы можно отметить: материальные стимулы, заключающиеся в получении дешевого и качественного контента; построение связей в социальных медиа для любых личных целей (одними из первых политблогеров были журналисты со значительным количеством связей с коллегами ведущих традиционных СМИ. Обмен информацией в социальных медиа прежде предоставлял им возможность качественно выполнять профессиональные обязанности за счет уменьшения времени на получения актуальной информации); значительное уменьшение времени на проведение анализа в отношении любой информации, ведь блогеры чрезвычайно быстро реагируют на все общественные события, следят за президентскими дебатами, террористическими нападениями и т.п.; возможность активного обмена мнениями относительно любого события до появления информации о событии в традиционных СМИ.

Итак, быстрая реакция и полнота палитры коллективного «мозгового штурма» предоставляют гарантированные возможности найти взвешенное решение. Например, в июле - августе 2006 года активно обсуждался вопрос о правомерности действий Израиля в Ливане. Израильские блогеры активно поддержали дискуссию по этому поводу. Сначала они защищали руководство страны от критики, а после окончания войны начали критиковать правительство и генштаб Израиля. Высказанное в такой форме общественное мнение стало одной из причин последующей отставки наиболее одиозных чиновников.

Примером активного влияния блогов на общественное мнение и СМИ можно считать также войну России и Грузии за Южную Осетию. В русскоязычной блогосфере информационное освещение событий назвали первой блогерской войной.

В своей предвыборной кампании в 2008-м года Барак Обама активно использовал Интернет-технологии, продемонстрировав их важность в современной политике. По ходу кампании кандидаты в президенты США Барак Обама, Хиллари Клинтон, Джон Эдвардс завели себе личные страницы на MySpace – самой популярной социальной сети и, по совместительству, блог-платформе Америки. Более того, на видеохостинге YouTube был создан специальный канал, посвященный предвыборной кампании.

Помимо страницы на MySpace, командой Обамы была создана собственная независимая платформа где располагается не только личный блог кандидата, но и существовала возможность регистрации и ведения собственного дневника, можно было узнавать о событиях и новостях кампании, получать приглашения на митинги и встречи в твоем городе, общаться с единомышленниками. Данный портал активно использовался для привлечения сторонников и организации их для участия в кампании, под девизом «Organizing for America». Участники данного сайта могли соревноваться в активности своего участия, получая своеобразные очки за каждое действие, например за посещение мероприятий, за агитацию своих соседей и друзей (door knocking), за написание поста в блоге, за пожертвование денег и т. д.

По мнению журналиста New York Times Дэвида Карра: «По сути, предвыборная кампания Обамы не принесла ничего нового. Он просто соединил вместе под одним «флагом» все новые медиа инструменты, что привело к появлению невиданного ранее движения, которое принесло деньги в фонды, новых участников в организации, силы для борьбы с клеветой и, главное, голоса избирателей».

Но на взгляд автора именно искусство соединения различных элементов и событий (интеграция социальных медиа и блогов), в единое целое с появлением новых качеств системы, с целью получения системного эффекта (синергизма) и стало залогом победы Обамы. Существуют два больших класса систем – суммативные и целостные. Целостная система представляет собой совокупность элементов, взаимодействие которых вызывает возникновение новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее компонентам. Суммативные системы либо не имеют интегративных свойств, либо эти свойства проявляются слабо.Творческое использование основных принципов системного подхода (структурный, коммуникационный, исторический, интеграционный, информационный) , предполагающее их комплексный гармоничный учет, позволяет предвидеть будущее и принимать решения исходя из настоящего с учетом будущего, что является залогом успеха реализации любых сложных системных проектов. К сложным системным проектам безусловно относится и планирование, организация и проведение избирательной кампании.

Сразу же после прихода к власти президент Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон создали специальный отдел, ответственный за внедрение инновационных интернет-технологий в проведении международных программ правительства США. Таким образом они планируют продвижение внешнеполитических интересов США в том числе и с помощью социальных медиа и блогосферы.

Вслед за Обамой 22 апреля в "Живом журнале" свой блог завел и президент России Дмитрий Медведев. В ЖЖ-коммьюнити blog_medvedev публикуются отрывки из интервью президента РФ и его видеообращения. Пример Медведева также показал эффективность такого инструмента как блог в политических делах, так обращение к президенту Украины Виктору Ющенко собрало 1020 комментариев. В последние месяцы аккаунты в ЖЖ и на других сервисах открыли первый вице-спикер Государственной Думы РФ Олег Морозов, глава российской Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов, глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс, губернаторы Астраханской области, Амурской, Самарской, Тульской, Костромской - всего порядка сотни чиновников и политиков. Страницу на сайте "Вконтакте" завел даже лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов.

К сожалению этот бурный процесс освоения новых площадок для эффективных коммуникаций с обществом мало коснулся украинских политиков. Некоторый всплеск активности наметился только с началом президентской избирательной кампании. По примеру Обамы и Медведева в блоги подались и украинские кандидаты в президенты. Так, активность в блоге на сайте Анатолия Гриценко началась в декабре 2008 г. – там Гриценко перемежает государственные думы рассказами о том, как смотрит мультики с дочерью. В ЖЖ появилось по нескольку аккаунтов Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко и Виктора Януковича, но, судя по отсутствию постов и "френдов", сами политики отношения к ним не имеют. С подобным же успехом политики осваивают и twitter. Специфика twitter в том, что пользователь может публиковать сообщения только в 140 символов, поэтому в основном они содержат короткие мысли или ссылки на развернутые посты или новости. Кроме того, вместо "френдов" здесь "фолловеры", которые могут читать сообщения избранных в своей ленте. Комментариев как таковых здесь не существует, но сообщения, так называемые "твитты" можно адресовать тем или иным пользователям. Популярность twitter в мире фантастически растет – за год количество пользователей выросло на 1145% и достигло 44,5 млн человек.

Намного интереснее следить за неофициальными микроблогами. Так, фальшивый блог президента ushenko (около 500 "фолловеров") советует подать "биогаз" в Кабмин, чтобы тот лучше работал, BYuT от имени Тимошенко рассказывает, как читает перед сном Лину Костенко, а janukovych обещает наладить отношения с Россией. Будь эти аккаунты настоящими, они помогли бы приблизить образы политиков к простому народу, сделать их такими же простыми людьми, с которыми есть о чем пошутить и что обсудить. К сожалению, очень сложно представить Януковича, создающего посты в ЖЖ, а о Тимошенко ее соратники сообщали, что она вообще не умеет пользоваться компьютером.

В чем же причины такой неэффективности в освоении интернет-пространства украинскими политиками?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть