«Кина не будет»: Минкультуры РФ «импортозаместит» кинопрокат на 65%

Российские чиновники могут наступить на белорусские грабли
11 сентября 2018  14:00 Отправить по email
Печать

Министерство культуры России лоббирует внесение изменений в законодательство, позволяющее ограничить прокат зарубежных фильмов квотой в 35% от общего числа сеансов в кинотеатре в течение дня. Об этом сообщает издание lenta.ru со ссылкой на свои источники, пожелавшие остаться анонимными.

Информацию изданию предоставил «источник, близкий к Минкульту, и подтвердил представитель одного из кинопрокатчиков». Сообщается, что единичное нарушение квоты выльется в штраф от 100 до 200 тысяч рублей, а повторное обойдётся до 500 тысяч. Контролировать 65% отечественного продукта, как предполагается, будет Роспотребнадзор.

Некие лица в Минкультуры РФ, по информации издания, позитивно оценивают такое решение и считают, что оно создаст благоприятные условия для развития российского кинематографа. Также сообщается, что аналогичная инициатива была опубликована на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов в прошлом 2017 году: «Законопроект разработан в целях создания благоприятных условий для доступа граждан к наибольшему числу фильмов как отечественного, так и зарубежного производства и позволит обеспечить многообразие демонстрируемых в кинотеатрах фильмов».

Помимо квоты, сообщает издание, «Минкульт также выступил с инициативой о введении дополнительных сборов с иностранных фильмов». Такие информаторы и такая информация.

Ситуация выглядит как деградация до дикости «застойного» периода СССР или уверенный дрейф в сторону КНДР. Братки-белорусы скажут: да ерунда это всё, на нас дети колхозных бригадиров и скотниц из Минкульта и прочих ведомств откатали подобное ещё несколько лет назад – квоты, разрешения, «гастрольки», прочие формы цензуры, прикрывающиеся дерюжкой всяких дурацких цензурирующих на предмет «нравственности» комиссий, комиссий невменяемых по поиску экстремизма и прочих подотделов идеологической очистки.

Действительно, в Белоруссии чиновники наломали дров немеряно и по степени дуболомства могут не то что соревноваться с коллегами из Украины и Молдавии, но быть членами жюри. Опыт цензуры, всяческих ограничений и административных рогаток привёл к ужасному результату – прямо противоположному заявленным целям.

«Беларусьфильм» стал наглядным примером того, как местечковость гробит таланты на протяжении десятилетий. За постсоветский период в Белоруссии не снято ни одного фильма, способного сравниться с классикой советской эпохи. Если принять во внимание обстоятельства «лихих девяностых» и присмотреться к вроде бы благополучным 2000-м, то и в них трудно рассмотреть какие-либо значимые достижения.

Несмотря на приличные по меркам республики финансовые вливания в «Беларусьфильм» и другие киностудии, приоритет в прокате, госзаказ, местечковые призы и премии и прочие формы поддержки белорусский кинематограф влачит жалкое существование. Белорусы не смотрят белорусские фильмы – наверное, потому, что это фильмы не белорусские, а чиновничьи.

Самое значимое достижение Минкультуры Белоруссии и «Национальной киностудии «Беларусьфильм» - это «белорусская палатка» на Канском кинофестивале, которую в министерстве ещё называют «национальным павильоном». Пресс-служба государственного медиахолдинга – Белтелерадиокомпании сообщала в 2011 году, как на открытии этого странного места («павильона») его начальник Олег Лукашевич заявил: "Беларусь впервые получила возможность заявить о себе как о кинопроизводящей стране в рамках самого престижного кинофестиваля в мире". Что является полной глупостью, так как Белоруссия заявила о себе в кинематографе почти век назад и фильмография «Беларусьфильма» тому наглядное подтверждение. Желает ли Владимир Мединский попасть в такое недоразумение?

За постсоветский период Белоруссия не произвела ни одной коммерчески успешной киноленты, сопоставимой с кассовыми сборами не самых выдающихся образцов России или Польши. На киносеансы поделок «Беларусьфильма» приходилось загонять с помощью административного ресурса - и то не помогло: школьники не сделали кассу ни «Анастасии Слуцкой», ни аналогичным поделкам. В итоге всё это унылое было сброшено на Белтелерадиокомпанию, которая за бюджетные деньги может себе позволить прокручивать духоутверждающие местечковые нетленки хоть круглый год (что и происходит).

Зачем напрягаться и конкурировать, переплачивать за качество и бороться за зрителя, если есть госзаказ и госпротекционизм, диктующий через прокатчиков зрителям что и когда смотреть? В таких условиях можно осваивать бюджетные финпотоки левым пальцем правой ноги. Выделяют деньги под отбеливание веками пивших кровь белорусов польско-литовских князей Радзивиллов? Да нет проблем: вот вам каличный боевичок с колхозным мистицизмом и квасным патриотизмом «Следы апостолов». Для детишек на ту же тему за бюджетные деньги? Не вопрос - «Правила геймера». И такое можно клепать бесконечно, плюя на зрителя и руководствуясь оплачиваемым из госбюджета пропагандистским заказом. Актёрское мастерство, качество сценария, талант оператора и многие другие вопросы при таком положении дел совсем не первостепенны, а иногда и вовсе не важны.

Не удивительно, что с конца XX века в Белоруссии не состоялось ни одного актёра первого плана европейской величины. Студенты минской Академии искусств в подавляющем своём большинстве видят себя техническими работниками в российских киностудиях, где хотя бы платят прилично. Когда российскую киноиндустрию опустят до уровня Белоруссии, то наступит коллапс и уже российские студенты будут вострить лыжи в дальнее зарубежье. Так что последствия «импортозамещения» в этой тонкой сфере вполне предсказуемы.

Никто не оспаривает тот факт, что у Голливуда огромные бюджеты, позволяющие использовать самые передовые технологии, нанимать лучших актёров мира, реализовывать недоступные российскому кинематографу возможности. Наверное, мало кто оспорит и тот факт, что в России есть талантливые режиссёры, прекрасные актёры и имеются деньги на приобретение хороших сценариев. Зачем ограничивать конкуренцию на рынке, если не с коррупционным умыслом?

В Белоруссии чиновники не ограничились кино и довели ситуацию до абсурдистского коллапса в радиовещании. Может быть, Минкультуры России заинтересует и этот опыт. Стоит напомнить, как коллеги из другой части Союзного государства предписали выпускать в эфир белорусских радиостанций – всех, включая FM, квоту в «75% белоруской музыки». Реализация такого решения привела к тому, что аудитория резко сократилась из-за массового перехода слушателей на формат МР3. Рекламодатели, соответственно, урезали рекламные бюджеты на радиостанции. Пострадали все.

Попытки крутить низкопробную белорусскую «попсу» глубокой ночью и под утро пресекались по рапорту специально созданной группой прослушивающих. Кое-как ситуация выправлялась прокруткой в эфире зарубежных исполнителей с «белорусскими корнями» типа Би-2 и Юрия Антонова, но таковых оказалось не так уж много. Унылые завывания на «мове» о сельских мотивах и тому подобных сюжетах по-прежнему терзали как слушателей, так и ди-джеев. Качественный рок, качественная английская, американская, российская популярная музыка были принесены в жертву местечковому шовнизму. Привыкшие к свободе выбора граждане России на попытки импортировать такой опыт отреагируют предсказуемо.

Так что российские чиновники теоретически могут наступить на старые добрые белорусские грабли. Белорусы ещё не дошли до такой похабщины, как давеча было явлено в РГБ. Но на то оно и Союзное государство – чтобы обогащение опытом было. Хотелось, правда, другого опыта. Что поделать: нет для нас других чиновников.

Практически же lenta.ru не перепроверила публикуемую информацию и не посчитала необходимым получить официальные разъяснения. Глава департамента кинематографии Минкультуры Ольга Любимова в комментарии 10 сентября для ТАСС сообщила: «Но речь не идет о 35% всех западных фильмов. Инициатива заключается в том, что количество сеансов, демонстрируемых в течение одного фильма, не может превышать 35% от общего числа показов всех фильмов, показ которых осуществляется в кинотеатрах в течение дня».

Так что в едва разразившемся скандале с лучшей стороны выглядят как раз чиновники Минкультуры РФ, а не редакция топикстартера. Будет кино для всех, «импортозамещение» отменяется. Ложная тревога, пока что.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Voldemar
Карма: 2
12.09.2018 08:50, #32626
Ну и кончится тем что кинотеатры закроются за отсутствием рентабельности. Итак в них никто не ходит. В фойе тряпки разные продают. А 3D можно и дома посмотреть - в сети полно горизонтальной и вертикальной стереопары и без всякого хруста мусора от семечек под ногами.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть