Надо ли России торговаться с Таджикистаном из-за военной базы: мнения

21 марта 2013  04:36 Отправить по email
Печать

Таджикистан идёт на конфликт с Россией из-за 201-й военной базы. Душанбе демонстративно затягивает ратификацию соглашения по базе и выставляет новые условия. Соглашение по условиям и срокам пребывания на территории Таджикистана 201-й российской военной базы до сих пор не ратифицировано местным парламентом, более того, Душанбе выставил новые условия, сообщает 19 марта газета «КоммерсантЪ». По словам собеседника газеты, таджикская сторона потребовала закрепить на бумаге устные договорённости о том, что Россия выделит средства на развитие гидроэнергетики и на перевооружение таджикской армии. Ранее сообщалось, что Москва намерена предоставить 1 млрд долларов на эти цели Киргизии и лишь 200 млн долларов Таджикистану. В Душанбе сочли эту сумму недостаточной. Источник издания заявил, что Россия не согласилась на новые условия и не позволит увязывать подобные требования с ратификацией соглашения по базе. Напомним, в начале февраля текущего года Россия облегчила миграционный режим для граждан Таджикистана, а также обязалась поставлять в республику 1 млн тонн беспошлинного горючего. Ратификация соглашения по 201-й базе напрямую увязывалась с получением этих преференций, тем не менее, даже после того, как Москва выполнила свои обязательства, таджикская сторона не спешит выполнять свои. Правда, подписанные в феврале документы ещё не вступили в силу, т.к. не прошли в России все необходимые внутригосударственные процедуры. Отметим, что Таджикистан как никакая другая республика Средней Азии нуждается в хороших отношениях с Россией. По данным ФМС, в Российской Федерации находятся около 1 млн таджиков (1/8 населения страны). В 2012 году таджикские гастарбайтеры отправили семьям более 3 млрд долларов. Уровень зависимости ВВП страны от денежных переводов составляет 47%, что является абсолютным мировым рекордом.

ИА REX: Уместен ли торг? Так ли уж необходима России эта база?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Позиция Таджикистана понятна, он хочет заработать, денег в стране нет совсем. Российская военная база – как, например, и Байконур – это то, с чего всегда можно брать деньги. Чтобы раз и навсегда прекратить этот странный торг, Россия могла бы дать понять Душанбе, что база, скорее, нужна ему, а не далёкой Москве. Если здесь не будет российской базы, с действующей таджикской властью будет то же самое, как с Наджибуллой в Афганистане. В принципе, это сам Душанбе должен платить России за то, чтобы она держала здесь свою базу. России в этой ситуации стесняться нечего, иначе конца и края процессу выбивания с неё денег за аренду не будет.

Не только один Таджикистан должен платить России за размещение здесь 201-й базы. Та же самая угроза – если базы не будет – нависает над Киргизией, над Казахстаном, над Туркменией – они все попадают под «дружественный» удар своих собратьев с юга, они ещё не узнали своих братьев вблизи, в реальной обстановке. Узбекистан нашёл на свою голову проблему уже давно, так как сам впустил к себе тех, с кем, как с Москвой, на повышенных тонах поговорить уже не удастся. Только Москва говорила с ними тихим голосом, покорно строила там мосты и рыла арыки. Поэтому Москва должна изменить тональность своего общения на тему базы с Таджикистаном – нет, и не надо. И о дальнейшем строительстве Рогунской ГЭС в этом случае Таджикистану также можно будет забыть навсегда. Это только «русские дураки» строили здесь объекты гражданской инфраструктуры. Среди американцев или талибов таких дураков нет. Если Москва именно так поставит вопрос, тогда всё переменится чудесным образом на пустом месте.

Ростислав Ищенко, политолог, президент «Центра системного анализа и прогнозирования»:

База нужна России. Это её форпост в Центральной Азии, позволяющий контролировать всё пространство от Урала, до китайской границы. Но ещё нужнее она Таджикистану. С выводом базы, возобновление гражданской войны, разорвавшей эту страну в начале 90-х становится неизбежным. Также как неизбежным становится и вторжение талибов с юга. Выходящие из Афганистана и стремящиеся договориться с талибами США, имеющие к тому же базу в Манасе (Киргизия) и виды на открытие базы в Узбекистане, не захотят посылать войска для спасения таджиков от братоубийственной бойни. Да и не смогут этого сделать.

Проблема, однако в том, что Россия не может позволить себе свернуть базу и бросить таджиков на произвол судьбы, ожидая когда Эмомали Рахмонов повторит судьбу Наджибуллы. Дестабилизация региона наносит слишком большой ущерб российским интересам, чтобы соглашаться на неё, даже в качестве наказания за таджикскую глупость. Поэтому, думаю, что торги будут продолжаться. Либо же надо помочь Таджикистану поменять президента на более адекватного. В рамках, так сказать "продвижения демократии" в Центральной Азии. Но, опять же, современная Россия пока принципиально не применяет "передовые" технологии, гарантирующие быструю и безболезненную смену обнаглевших режимов. Иначе бы Рахмонов ни о чём не торговался, а только выполнял бы предначертанное.

Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:

Это напоминает ситуацию с другими республиками Центральной Азии и Азербайджаном, который строил иллюзии насчет Габалинской РЛС, а в итоге получил кукиш. Я думаю, что без поддержки cо стороны России Таджикистан сильно пострадает от афганского наркотрафика и исламского экстремизма. Конечно, политическая элита имеет определенные дивиденды с контроля за наркопотоком, но ведь и у России есть различные меры со стороны силовых структур, которые не понравятся тамошним "смотрящим", и рычаги в довольно деликатном вопросе управления водными ресурсами региона, следовательно, Таджикистану лучше решать подобные вопросы мирно, без суеты и шантажа.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Таджикистан блефует. При развитии экспансии радикальных исламистов - они попросту вырежут цивилизованных таджиков и займут их место. А по этому вот месту - можно будет утилизовать боеприпасы, если сами исламисты друг друга хлоркой не утилизуют. С современным оружием России не слишком нужны горы и их защитники, стены камня легко заменяются морем огня. И цивилизованные европеизированные таджики вполне могут понимать свои перспективы, глядя на Афганистан, и то, как США и НАТО не будут заботиться о собственно Таджикистане. Впрочем, если в Таджикистане много ценного, например литий или ещё что-то, то возможно, что там правы, торгуясь с Россией и представляя себе истинную ценность ситуации и её капиталооборота, о которых обыватели могут попросту не знать.

Владимир Букарский, политолог:

Это всё равно, что спросить, нужны ли человеку глаза или барабанные перепонки. Любая военная база России нужна, как сейчас нужны закрытые в начале "нулевых" Лурдес и Камрань. Тем более необходима 201-я база - важнейший объект российского военного присутствия в Центральной Азии. Кроме того, на территории Таджикистана находится оптико-электронный комплекс контроля космического пространства "Окно" ("Нурек") в подчинении военно-космических войск РФ, находящийся в собственности России. 201-я военная база необходима России. Пространство не терпит пустоты. Если Россия уйдёт из Таджикистана, туда войдут США, Китай или какой-либо другой потенциальный противник России. Поэтому торг уместен.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть