О синдроме профессионального эмоционального выгорания: мнения

Эксперт ИА REX, социальный психолог Марк Сандомирский предложил коллегам обсудить проблему эмоционального выгорания.
7 декабря 2012  18:07 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX социальный психолог Марк Сандомирский предложил коллегам обсудить проблему эмоционального выгорания.

«Недавно в радиоэфире комментировал я тему эмоционального выгорания. Надо сказать, что проблема эта действительно острая — и до недавнего времени значимость ее недооценивалась. От иронического „еще один сгорел на работе“ мы начинаем приходить к реальному пониманию механизмов выгорания как варианта хронического эмоционального стресса. Обычно принято говорить о синдроме профессионального эмоционального выгорания (burnout), как триаде симптомов:

1. Чувство безразличия, эмоционального истощения по отношению к работе. Естественно, что человек не может заниматься ей с прежним энтузиазмом.

2. Дегуманизация — развитие негативного отношения к клиентам и сотрудникам.

3. Негативная профессиональная самооценка.

Но в последние годы мы говорим шире, о социальном выгорании, например материнском выгорании (у молодых матерей). Это — один из вариантов „минимальных душевных болезней“, которые начинают рассматриваться (на Западе) как одна из „угроз обществу“. А вы с проблемой эмоционального выгорания сталкивались?», — интересуется эксперт.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Проблема эта куда глубже, поскольку выгорание в системе неолиберального корпоративного капитализма считается нормой, поощряется и внедряются специальные техники, чтобы его поощрять. Люди стали там «человеческим ресурсом» и обучение на MBA включает в себя технологии дегуманизации этих ресурсов, подмене истинного горения дешевым корпоративным энтузиазмом. Тогда людей легче использовать и выбросить. Борьба с выгоранием, это, прежде всего, борьба с корпоративной моделью общества.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Проблема «социального выгорания» постоянна в истории человечества. К примеру, в СССР существовал перенапряг, когда людей приходилось принуждать к труду, а у них не было явных стимулов к работе. А у принуждаемых тоже был перенапряг, ведь пока они трудились — результаты их труда проходили через управление горлопанов и не факт, что доставались труженикам. В интеллектуальных сферах было почти то же самое, проще было «не высовываться». И вот это: «Не высовываться» — и было в итоге социальным выгоранием, просто кто-то обретал его в итоге усилий, а кто-то изначально экономил силы и не высовывался, всё равно не оценят. Чем это всё закончилось для СССР — все помнят.

При капитализме не лучше. Умереть от голода можно и за месяц, а вот оседлать актуальную профессию — нужно не меньше полугода. И либо кто-то содержит эту разницу во времени, или же — человек может реально умереть от голода и болезней. Хорошо, если есть крепкая семья или община, а если её нет — даже успешных людей могут преследовать фобии и стрессы, ведь деньги можно сегодня заработать, а завтра — не получить от работодателя или из банка, как было у многих неоднократно. Столь же «почётна и гарантирована» и деятельность матери, которую мало того, что не поощряют, так ещё и шантажируют «ювенальной юстицией», как бизнесом на чужих детях, а возможно и их органах.

В последнее время наблюдается парадокс — роль собственности предлагается почитать всем миром, но состояние здоровья человека почему-то не относят к его собственности. Хотя каждому понятно, что здоровье это главное, без него всё иное вторично. Но законы постсоветских стран, как, ни странно, не научились чётко формулировать понятие вреда здоровью, хотя этот вред легко исчислить. И если, например, псевдоработодатель обещает труженикам несбыточное, а после — присваивает их труд, не оплачивая, то фактически он их поедает живьём на то здоровье, что они теряют. Это не просто «мошенничество», это медленный каннибализм. Неудивительно, что люди в эпоху интернета всё чаще способны задумываться о подобном всему вышеописанному, и это не способствует их оптимизму.

Рассмотрим ситуацию практически. Если работники будут знать, что их работодатели и банкиры будут вынуждены отдавать причитающееся под санкциями государства с процентами — им будет гораздо веселее трудиться. Если матери будут знать, что они не потеряют ни время, ни деньги, ни детей в итоге, то они будут больше рожать и гордиться. Ранее считалось «бог дал — бог взял», но ныне демократия и работу по довольствию и удовольствию нужно делать государству.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть