Способна ли Россия быть серьёзным врагом или другом для США: мнения

Эксперты считают, что у РФ и США, есть как общие, так и противоположные интересы
6 ноября 2012  12:14 Отправить по email
Печать

Так кто же Россия для США: друг или враг? Над этим вопросом задумалась Аня Шмеманн - руководитель программы в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations).

Если рассматривать данный вопрос более фундаментально, заслуживает ли Россия того, чтобы выделять её отдельно в сегодняшнем мире, полном серьёзных проблем и вызовов?

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Давно говорится, что у государств нет друзей, а есть интересы. В некоторых вопросах, как противостояние радикальному исламизму, достижение спокойствия в Афганистане, обеспечение баланса в Тихоокеанском бассейне, в вопросах экономики - у России и США интересы общие. На некоторые вопросы, как безопасность мирового энергоснабжения, у России и США очень разные взгляды. Реальной конфронтации между Россией и США нет даже в вопросе Сирии или Косово, где ни Россия, ни США не играют той важной роли, в которой хотели бы казаться. Россия заинтересована в американских инвестициях для освоения Арктики.

Вопрос, заслуживает ли Россия быть выделенной в отдельную тему, провокационный, но не имеет смысла. Всё можно выделить или не выделять в отдельную тему. Каждое политическое руководство определяет свои собственные приоритеты. Для США отношения с Россией не являются главным приоритетом. Израиль, Тайвань или Куба занимают в американской внутренней и внешней политике куда больше места, чем, Россия. Да и для России американским делам уделяют куда меньше внимания, чем отношениям по оси Берлин-Москва-Пекин или отношениям со странами бывшего СССР. И хорошо, что это так. В Вашингтоне волей-неволей пришлось отказаться от активной политики однополярного мира и распространения демократии. В Москве тоже трудно отметить какую-то концептуализированную политику по отношению с США, а всё больше ограничиваются реакциями на события, а то и обыкновенным обструкционизмом. И это жаль, потому, что США и Россия могли бы сотрудничать в решении важных вопросов, которые ставит перед человечеством 21-й век.

Илья Трейгер, издатель и публицист (США):

Чтобы быть реальным врагом для США, Россия должна, как минимум, представлять угрозу рынкам сбыта американского продукта – или на внешнем рынке, или на внутреннем рынке, или на обоих. А чтобы представлять такую угрозу американским рынкам сбыта, Россия должна сама производить продукт, способный конкурировать с американским на упомянутых территориях. Россия такой продукт производит? – Никоим образом, даже намёка на это не нет. Следовательно, реальным врагом Америки Россия быть не может даже чисто теоретически.

Чтобы Америка была врагом России, она должна испытывать трудности со сбытом своего продукта на внешнем рынке, на внутреннем российском рынке или на обоих. И трудности эти США должны испытывать именно по причине конкуренции с российским продуктом.

Америка действительно испытывает трудности со сбытом своего продукта на внутреннем российском рынке, поскольку США хотя и сбывают свой продукт на территории России, но не в преимущественных объёмах. Однако происходит ли это ввиду помех, связанных с присутствием национального российского продукта на российской же территории? – Опять-таки, нет. Ограничения объёмов американского экспорта в РФ связаны, главным образом, не с наличием конкуренции с российским национальным продуктом или волевой политикой властей, ограничивающей продвижение американского экспорта, а с присутствием конкурентоспособного азиатско-европейского импорта, успешно конкурирующего с американским.

Во времена Советского Союза было такое понятие, как Восточный Блок, на территории которого посредством силовой политики властей СССР продвигался пусть и не качественный, но советский продукт, а американский отсекался чисто волевыми действиями властей СССР и стран соцлагеря. Поэтому тогда СССР действительно являлся реальным врагом США, поскольку реально ограничивал рынки сбыта для стран Запада и, прежде всего, США.

После же распада соцлагеря Россия потеряла территории, на которые имела влияние, достаточное для ограничения распространения на них американского продукта. А после распада СССР Россия потеряла даже тот некачественный, но всё же национальный продукт, который производила. И все трудности, связанные с доминированием на тех или иных рынках сбыта, обе страны испытывают исключительно в результате собственных внутренних проблем, но не в результате какого-либо противодействия друг другу.

Конечно же, не всё описывается чисто экономическими факторами, но есть ещё и чисто внешнеполитические, например, противостояние США и РФ на Ближнем Востоке. Однако и здесь…

Почему Америке приходится договариваться с Россией о транспортном коридоре в Афганистан, потому что нет других географических возможностей? – Нет, только потому, что США так и не научились строить отношения со странами исламского мира, даже из числа собственных союзников, в данном случае с Пакистаном. Почему Россия противостоит американским инициативам в Сирии? А если бы было принято решение поддержать Америку, то есть сегодня у России достаточное влияние в этом регионе, чтобы вынудить президента Асада уйти от власти? – Правильно, ничего, кроме улыбки этот вопрос вызвать не может. То есть, скорее всего, мы здесь имеем дело не столько с противостоянием России Америке, сколько с недееспособностью, завуалированной под, якобы, сознательное противостояние.

Следовательно, по состоянию на сегодня, ни Россия не может быть реальным врагом Америке, ни США не являются реальным врагом России. Единственным реальным врагом России в сегодняшней ситуации, как представляется, является сама Россия. Примерно то же можно сказать и о США, хотя и в существенно меньшей степени…

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Странно, что Америка до сих пор не поняла главное. Россия не просто заслуживает того, чтобы Вашингтон выделял её в глобальном контексте, чтобы кандидаты в президенты вставляли её в свои тексты, – Россия единственное спасение для самих США. Достаточно представить себе простую мировую дугу Россия-США: у России сырьё, у США технологии. Эта дуга вполне спокойно и безо всякого надрыва смогла бы контролировать весь мир, причём без войн и насилия. В таком формате США давно имели бы под собой и Марс, и Арктику, по более простой, экономичной и быстрой схеме.

Подруга-Европа для такой роли Америке не подходит: мало того, что Европа голая, она ещё постоянно просит есть, и этой еды ей всё мало. Греция просит еды не у Брюсселя, который для неё ноль, а у Вашингтона.

Более того, со стороны России Америка никогда не ощущала угрозы в свою сторону, даже в самые тяжёлые моменты истории, просто иногда Россия была вынуждена защищаться. И сама Америка это прекрасно понимает, если отвлечься от шаблонной публичной пропаганды. С этой стороны у Америки – один из самых надёжных тылов; Россия – по сути, единственная большая страна, которая не угрожает Америке. Поэтому сделав шаг в сторону глобальной изоляции Москвы, Вашингтон в тот же день подпишет приговор самому себе.

Россия и США были наиболее близки друг другу не в рамках союзной коалиции в ходе Второй мировой войны, как принято думать. Максимальное приближение к идеалу было зафиксировано в середине 70-х годов прошлого века, когда закончилась война во Вьетнаме, когда реализовался прорывной проект «Союз-Аполлон», когда Никсон дарил Брежневу машины, а тот с удовольствием на них катался. Два мировых балансира были способны на многое, но этого не случилось: не оказав партнёрской помощи распадающемуся СССР, США автоматически и необдуманно поставили на грань выживания и себя, навесив на себя, в том числе, оставшуюся бесхозной Восточную Европу.

В настоящий момент, когда Вашингтон активно продвигает «перегрузку», а Москва надеется на «перезагрузку», в этой паре наблюдаются традиционные, устойчивые, давно описанные отношения. Считается, что в таком формате один любит, а другой позволяет себя любить. Поэтому сегодня Россия с США всеми силами дружит, а США лишь позволяют с собой дружить.

Андрей Давыдов, журналист:

Попытки уничижения России, особенно бурные в 90-е годы, при Путине плавно сошли на нет. Запад и не заметил, когда именно с Россией вновь пришлось считаться, просто голоса, призывающие не обращать на неё внимания, постепенно смолкли. Однако время от времени случаются рецидивы, хотя уже и в гораздо более умеренном формате. Россия, дескать, далеко не на первом месте во внешнеполитических приоритетах США. Но даже если на первом месте сегодня Китай, то недооценивать взаимодействие Москвы и Пекина, как минимум, недальновидно. Есть и ещё одна причина, заставляющая американских обозревателей принижать роль России, - она больше не противодействует США по всему миру. Однако в тех вопросах, которые задевают её интересы, она представляет для Америки весьма серьёзное препятствие. Что мы, например, видим в Сирии. А ведь многие наши политологи не сомневались в том, что сопротивления Москвы хватит лишь на короткое время, пока Вашингтону не прискучат дипломатические игры. Всё оказалось намного серьёзнее.

Америка – не враг России, хотя и, безусловно, опасный и довольно безжалостный конкурент, который не спустит нам слабости. Но главная беда в том, что часть её элиты, а также международные финансовые круги используют США в своей борьбе за мировое господство, жертвой которого станет, кстати, и сама Америка в конечном итоге, если ресурсы планеты будут истощаться быстрее, чем их компенсирует научно-технический прогресс. И тогда мир, если он не дай бог будет объединён под властью мировой олигархии, обрушится в новый феодализм…

Юрий Юрьев, политконструктор:

В политике такого масштаба нужно тщательно "следить за руками", поскольку убытки капиталиста Ромни на акциях "Газпрома" трансформировались в его примитивное личностное мщение. У многих так по жизни. Но ныне интернет переполнен сообщениями, что в Россию прибыл сын Ромни, собирающий средства в свой инвестиционный фонд, и если туда хорошенько взнести, то настроение его отца может резко измениться. И отец скажет, что его слова о России - это просто комплимент, и из противника нужно делать союзника, тем более что русские это белые и культурные люди, и "перезагрузку" Обамы можно вообще сделать братством и военным союзом по Бжезинскому. В общем - США из Евразии видится по Шекспиру, где с первых же строк "Юлия Цезаря" видна суть политики англосаксов: "Зачем, башмачник, ты собрал толпу? А чтоб быстрей сносили башмаки!". Ленин и Сталин были правы, политика есть продолжение экономики, а война есть продолжение политики.

Если считать Ромни идейным агрессором, то Путину предстоит серьёзная коррида. По денежной массе Россия уступает Западу, как тореадор быку. Но у России способности не меньшие, чем у Запада. Теперь Путину предстоит выбрать, какого из быков, "чёрного" или "белого" сделать своим противником. Так видится ситуация в СМИ в связи с визитом сына Ромни. Но я подозреваю, что Путин прикормит обоих, и будет на них ездить столько, сколько пожелает.

Сандра Новикова, журналист:

Ах, как же всё знакомо – я читала похожие статьи в журнале «Огонёк» лет этак двадцать пять назад, в разгар так называемой перестройки… И вот мы снова слышим те же самые песни: Россия вовсе не великая страна; половина её территории – тундра и тайга; народа в России мало и он вымирает, ресурсы скоро закончатся, промышленность неэффективна, армия развалена, и вообще, никому вы не враги, ибо вы никому не нужны.

Почему же так похожи статьи Ани Шмеманн и авторов «Огонька» и прочей перестроечной макулатуры? Потому что и Аня, и авторы являются бойцами, и не рядовыми, информационного фронта. Они выполняют одну и ту же задачу – сеют в душах русских людей неуверенность, отчаяние, неверие, комплексы вины и неполноценности и прочие негативные чувства – ведь тех, в ком умерла воля к жизни и вера в победу, можно будет взять голыми руками.

Каким должен быть ответный удар? Ну, вот я, к примеру, поступаю так. Услышав, что у России нет врагов, ибо она никому не нужна, я улыбаюсь оппоненту и мечтательно говорю: «Ах, если бы Россия действительно была бы никому не нужна – какое бы это было счастье! Мы бы, наконец, смогли спокойно жить! Я лично обрадовалась, если бы Россия стала вдруг никому не нужна – так ведь хочется иногда пожить в уютном, мирном бюргерском городке, слаб человек.

Однако факты говорят о другом: кандидат в президенты в США Ромни открыто называет Россию «врагом номер один». А если мы обратимся к историческим фактам, то увидим, что вот эта холодная, неэффективная, малолюдная Россия в среднем раз в столетие вынуждена была отражать большое нашествие Запада, который почему-то упорно шёл войной на эту никому не нужную Россию. И, представьте себе, эти нашествия она всегда отражала!».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть