Открытие памятника легионерам СС в Латвии должно вызвать самое резкое осуждение со стороны и российской, и международной общественности: МПБЧ

ИА REX заявление Московского бюро по правам человека в связи с открытием памятника нацистам в Латвии.
25 сентября 2012  20:53 Отправить по email
Печать

ИА REX заявление Московского бюро по правам человека в связи с открытием памятника нацистам в Латвии.

Российские правозащитники неоднократно выступали с заявлениями о кощунственной практике осквернения мемориалов советским воинам, могил солдат, отдавших свою жизнь за освобождение Советского Союза и стран Европы от нацизма. Подобные преступления происходят очень часто — в самой России, в бывших республиках СССР (а ныне независимых государствах), в европейских странах.

С не меньшей регулярностью происходят и сходные по духу акции — прославление бывших нацистов и их пособников. Их имена запечатлеваются в календарях, учебниках. Им посвящаются дни памяти и торжественные съезды. Но ни протесты правозащитников, ни акции антифашистов не мешают продолжать и дальше отвратительную практику воспевания человеконенавистнической идеологии и её носителей.

А предела цинизму наследников нацистских преступников, кажется, нет, о чём свидетельствуют последние новости из Латвии.

14-го сентября в центре латвийского города Бауска состоялось торжественное открытие памятника карателям трёх созданных нацистами полицейских батальонов — 23-го, 319-го и 322-го, которые находились в составе латвийского легиона Waffen SS. На мемориале выбиты слова: «Защитникам Бауски против второй советской оккупации» и «Латвия должна быть латышским государством».

На торжественном мероприятии присутствовали депутаты городской думы, а также члены входящего в правящую парламентскую коалицию националистического объединения "Отечеству и свободе«/ДННЛ — «Все для Латвии!». Это объединение, к слову, ежегодно принимает участие в шествии 16 марта, который здесь неофициально отмечают как день памяти легионеров СС.

Таким образом, в Бауска воздвигнут первый в Европе монумент полицейским-карателям, на чьей совести сотни погибших мирных жителей: по сведениям фонда «Историческая память», два из трех увековеченных в Бауска латышских полицейских батальона были карательными подразделениями, соучаствовавшими в 1942-1944 гг. в нацистском геноциде на территории России, Белоруссии и Украины. Примечательно, что в августе 2007 г. по решению местных властей из центра на окраину был перенесён памятник советским воинам-освободителям города.

Событие вызвало решительные протесты со стороны антифашистской общественности Латвии. Как заявил сопредседатель антифашистского фронта Латвии Альфред Крумин, «подобное чествование карателей является прямым следствием потакания правящим латышским истеблишментом членам радикальной националистической партии „Всё Латвии“. Эти крайние националисты, которые вошли в прошлом году в правящую коалицию, не только устраивают шествия 16 марта в честь легиона Ваффен СС, но и уже проводят „уроки патриотизма“ в детских садах с использованием нацистской символики и немецкого оружия. А вот теперь поставили памятник полицаям-карателям». По прогнозу А.Крумина, Латвию из-за установки памятника пособникам нацистов ждёт правительственный скандал, поскольку событие затрагивает статус Латвии, как члена НАТО: в этой организации полицейские-каратели считаются военными преступниками: «Несмотря на толерантность властей Латвии к прославлению нацизма, в этом случае были нарушены все границы — в государстве-члене НАТО был установлен памятник военным преступникам».

Однако, к сожалению, мемориал в городе Бауска — лишь один из многих примеров возведения памятников фашистам. Вот лишь несколько сообщений прессы за разные годы и из разных стран:

— власти итальянского города Аффиле разрешили установить мемориал фашистскому фельдмаршалу Родольфо Грациани, признанному виновным в преступлениях против человечества за применение газа во время войн в Ливии и Эфиопии в 1920-1930-х годах. Мэр Аффиле надеется, что это место будет «таким же знаменитым и популярным, как Предаппио», где захоронен Муссолини;

— в 2005 г. в эстонском г. Лихула открыт монумент тем, кто воевал на стороне гитлеровских сил против советской армии во время Второй мировой войны. Создатели монумента изобразили эстонского солдата в нацистской униформе со знаком 20-й дивизии СС и автоматом Шмайсера в руках. Надпись на памятнике гласит: «Эстонским мужчинам, которые в 1940-1945 годах сражались с большевизмом и за восстановление независимости Эстонии». Лишь после грандиозного скандала премьер-министр Эстонии Юхан Партс распорядился демонтировать монумент, однако потом речь снова зашла о его установке в другом месте;

— в Северной Эстонии по инициативе богатого фермера был поставлен памятник Альфонсу Ребане, эстонцу, служившему в СС. Монумент сооружен на частной земле без привлечения государственных средств, однако на церемонии его открытия присутствовал депутат эстонского парламента Тривими Веллисте. Ребане был нацистским палачом и несет ответственность за убийство тысяч евреев и русских в 1941-1945 гг. Он также обвиняется в участии в карательных операциях на территории России, в ходе которых погибли тысячи мирных жителей;

— власти Западной Украины сознательно разрушают памятники советским воинам, пытаясь в то же время увековечивать память пособников нацистов: во Львове рядом с Мемориалом советским воинам, погибшим в годы ВОВ, завершается «кощунственное по своей сути создание „пантеона“ нацистским приспешникам — боевикам ОУН-УПА, виновным в массовых убийствах советских солдат, гражданских лиц, мирных польских граждан на Волыни»;

— Симферопольский горсовет выступил против празднования на Украине юбилея нациста Шухевича и за установку памятника жертвам УПА: «Строительство „пантеона“ ведётся в нарушение действующего закона Украины „Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов“. Более того, сознательно наносятся повреждения имеющимся могилам советских солдат»;

— на западе Украины увековечена память Степана Ленкавского, одного из создателей организации украинских националистов (ОУН), возглавившего ее после уничтожения Степана Бандеры. Бронзовый ростовой памятник автору так называемого «декалога украинского националиста», десяти заповедей профашистских активистов (к примеру, заповедь номер восемь предписывает ненавидеть и уничтожать врагов нации) был установлен на его родине, в центре с. Угорники (Ивано-Франковская область). На мероприятии присутствовали жители села, чиновники обладминистрации, представители ультранационалистических и просто националистических партий.

Российские дипломаты обычно выступают с резкими заявлениями в подобных случаях. Однако ситуация не так проста, как кажется. Дело в том, что и на территории самой России порой встречаются памятники немецким солдатам и офицерам, установленные, например, в конце войны. Международными соглашениями эти памятники запрещено сносить. Так, в пос. Русское (Калининградская область) установлен памятник офицеру Люфтваффе Петеру Гайну, погибшему согласно надгробной надписи, «в воздушном сражении за Германию 2 января 1944 года».

Возникают сложности и с предложениями об увековечивании памяти лиц, неоднозначно воспринимаемых в сознании нынешнего поколения. Так, в 2007 г. в Санкт-Петербурге в присутствии почётных гостей (в т.ч., официальных представителей генконсульства Финляндии и членов администрации Петербурга) был открыт памятник Карлу Маннергейму, в день его 140-летия. Маннергейм известен как учёный и как видный военачальник, служивший российскому императору, когда Финляндия была частью России. С другой стороны, Маннергейм командовал финской армией в кровопролитных финско-советских войнах. Поэтому часть общественности крайне негативно восприняла установку памятника.

Не менее жаркие споры разгорелись относительно установки памятной плиты белым генералам Краснову и Шкуро, другим белым офицерам. Уже много лет, в попытках преодолеть прошлое и снова объединить народ, предлагается символически завершить братоубийственную гражданскую войну, почтив память и красных, и белых. Но это не так просто сделать по отношению к вышеупомянутым генералам, поскольку казачьи части под их началом служили Гитлеру, выполняли в основном полицейские и карательные функции. Они оставили кровавый след в Белоруссии, Польше, Югославии, и после капитуляции Германии их считали наёмными убийцами и военными преступниками. Точно также большинство перечисленных имен на памятной плите принадлежит не просто белым офицерам, а тем из них, кто воевал на стороне Гитлера.

Наконец, совсем недавно, 15 июня, в Екатеринбурге был открыт памятник известному русскому философу Ивану Ильину, чей прах был перевезен в Россию и перезахоронен несколько лет назад. Его творчество очень популярно ныне среди государственников-патриотов. Однако при этом забывается, что Иван Ильин был идеологом не только белого движения, но и поклонником Гитлера, написавшим о фашизме немало одобрительных слов: «фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру».

Историческая реальность всегда очень сложна, она не описывается в черно-белых тонах. И решение об увековечивании памяти крупных деятелей истории культуры могут вызвать вопросы. Гитлера приветствовал крупнейший французский писатель Андре Селин, великий норвежский писатель Кнут Гамсун. Отдавал должное Гитлеру и непримиримый борец с советской властью, русский писатель Дмитрий Мережковский. Следует ли увековечивать их память как деятелей культуры, помня об их политических взглядах? Надо ли различать деятелей культуры, восхищавшихся Гитлером, от генералов, реально воевавших на его стороне? Когда Россия и Германия договариваются о взаимном уходе за могилами погибших солдат, россияне, фактически, ухаживают за могилами оккупантов, проливавших кровь их соотечественников. Надо ли отличать этих оккупантов от карателей-коллаборационистов, которые также могли быть похоронены в российской земле? Следует ли ухаживать за их могилами и реставрировать памятники им?

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод:

«Все эти вопросы очень непросты и деликатны: со времен войны по историческим масштабам прошло не так много времени. Однако важно различать культурно-гуманистические мотивации, положенные в основу ухода за памятниками и могилами прежних врагов, от использования старых и новых памятников с целью воспевания идеологии нацизма и прославления нацистов. А именно эта идея, кажется, лежит в основе открытия памятника в Бауска, что должно, безусловно, вызвать самое резкое осуждение со стороны и российской, и международной общественности».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть