Информационная война православных активистов: советы экспертов «Отдельному дивизиону»

Эксперты ИА REX прокомментировали инициативу «Отдельного дивизиона» и рассказали, стоит ли сторонникам РПЦ активно воевать в блогосфере.
5 сентября 2012  12:32 Отправить по email
Печать

Сторонники РПЦ запустили интернет-проект под названием «Отдельный дивизион». Цели и задачи проекта изложены в «мультиблоге» главы Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова. «Около двух недель назад в шести социальных сетях (Livejournal, „Вконтакте“, Facebook, „Одноклассники“, „Мой мир“ и Twitter) появились специальные группы. В группе „вконтакте“ размещена Памятка бойцу „Отдельного дивизиона“: »1. Вступил сам — пригласи 5 друзей. 2. Каждое сообщение в группе размести у себя, в тематических сообществах, у друзей. 3. Утром встал, привел в порядок себя, свою планету — пригласи 5 друзей в группу! 4. Далее см. п.п. 2 и 3.«Согласно инструкции, на участниках группы лежит две основных задачи: максимальное распространение материалов „Отдельного дивизиона“ и приглашение как можно большего числа участников в группу. Делиться своими новостями и материалами участников не призывают. Создатели дивизиона предостерегают своих сторонников от участия в группах-двойниках, которые, по их словам, уже появляются в сети. Ссылки на все официальные группы движения даны на сайте о. Димитрия», — сообщает «Независимая газета».

Эксперты ИА REX прокомментировали инициативу и рассказали, стоит ли сторонникам РПЦ активно воевать в блогосфере. В Ветхом Завете доминирует принцип — око за око, зуб за зуб, а в Новом Завете слова Иисуса «если тебя ударят по левой щеке — подставь правую». Вроде бы православные активисты должны руководствоваться не ветхозаветными законами Моисея, а наставлениями Иисуса.

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

РПЦ должна контролировать своих сторонников. Если они собрались «активно воевать в блогосфере», то последствия такой активности отразятся не на них, а на самой церкви. Ответ на действия либералов, судя по всему, предполагается аналогичный, шаблонный, без затей: они в соцсетях, и мы туда же. Сторонники РПЦ, структуры по определению психологической, должны понимать, что шаблонный ответ — ответ ожидаемый, а значит, практически бесполезный.

Как на самом деле должна действовать РПЦ, в режиме объявленной на неё охоты, — отдельный вопрос, который в принципе не может быть решён через бодрящие «тимуровские» методики, типа: «Утром встал, умылся, почистил зубы — пригласи пять друзей в группу». Группу ещё надо чем-то привлечь, причём в данном случае, судя по всему, без всяких денег. Что предполагает не демонстрацию одного только голого добра, а добра креативного, привлекающего к себе без бюджета.

Врагам православия такой подход только на руку: Pussy Riot по естественным причинам затихло, но тут активизировался «Отдельный дивизион», который уже на старте даёт богатую пищу для комментариев, позволяя надолго осадить все его посты. Было бы полезно, прежде чем анонсировать такие добрые и светлые проекты — причём в момент относительного затишья — хотя бы обсудить их с Владиславом Сурковым, недавно назначенным на решение религиозных вопросов, иначе, зачем его тогда назначали.

Оппонентам «дивизиона» — как бы такому альтернативному Joy Division — даже не надо ничего изобретать в противовес, материал сам идёт в руки. К примеру, регулярно напоминая толпе, что возрождение российской семьи идёт не через «уборку планеты», а через бесплатные ясли и детские сады, через стабильные цены на продукты питания, через уровень зарплаты для пап и мам, через реально доступное жильё. Если всё это вывалят на «дивизионных комиссаров», им будет сложно уйти от прямых ответов. И так буквально по всем пунктам.

С помощью соцсетей церкви было бы логично дробить коммунистов в конце 80-х, если бы тогда существовали такие сети. Но сегодня она находится совсем на другой стороне, на стороне власти, и её главным инструментом должна быть непредсказуемость, а также наличие рычагов, которых нет у противника.

Марк Сандомирский, социальный психолог:

Этого можно было ожидать. Появление виртуальных православных дружин в онлайне после их дебюта в офлайне — дело неизбежное. Даже если бы оно не было санкционировано свыше, официализировано участием протоиерея Д. Смирнова, то возникло бы целиком «самостийно», на основе самоорганизации — надо же разгорячённым блогерам направить свой холиварный пыл в культурное русло.

Однако религиозный краудсорсинг, по всей видимости, отнюдь не исчерпывается этим православным проектом — наверняка в будущем нас ожидает появление аналогичных сетевых сообществ представителей других конфессий. И на этом поприще они быстро разрастутся и станут заметными, ведь, по сути, любая церковь — это не стены, а люди, то есть офлайновая моноконфессиональная социальная сеть.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Положение на информационном фронте сейчас неблагоприятное — откровенно враждебные, либеральные, русофобские антиправославные силы обладают явным преимуществом. Следовательно, ситуацию надо менять, то есть делать то, что и делают православные активисты с Д. Смирновым во главе — образовывать интернет-ополчения, отдельные дивизионы и понемногу преобразовывать наше медийное пространство.

Мне хочется пожелать «Отдельному дивизиону» успехов. Я бы также посоветовала им:

— не ждать быстрых успехов, но приготовится к длительной, кропотливой упорной работе;

— помнить, что иногда интернет-проекты, успешно стартовав, со временем вырождаются, затухают. Это надо учесть, и учтя, сделать всё возможное, чтобы проект не угас, а динамично и поступательно развивался, эволюционировал;

— не опускать руки после неудач, а неудачи возможны;

— не забывать, что воюют не числом, а умением: отталкивать никого не надо, но и гнаться за числом не стоит — лучше попытаться привлечь к проекту опытных интернетных бойцов;

— ну и, конечно же, «будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби».

Алексей Дубинский, политконсультант:

Доброе дело. Социальные сети — место развития новых практик маркетинга. Общение с живыми людьми в конкурентной информационной среде даст быструю и измеримую обратную связь. Это хороший шанс для церкви приблизиться к реалиям современного общества. Это возможность в будущем найти новые формы работы с людьми, сохраняя дух и идеологию. Что позволит православию в перспективе оставаться основной религией нашего общества.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть