Эксперт: "Дело Геращенко" - прелюдия к летнему российско-белорусскому противостоянию

23 марта 2010  23:37 Отправить по email
Печать

Глава администрации президента Белоруссии Владимир Макей 19 марта заявил, что ряд белорусских государственных чиновников не разделяет официальную идеологию белорусского государства. "Разве позволительно некоему работнику городского отдела по делам молодежи разворачивать в интернете кампанию, из которой следует, что в Белоруссии чуть ли не угнетают русских и притесняют русский язык? Такой случай был недавно в Витебской области", - сказал Макей. Стоит отметить, что белорусский чиновник под "неким работником" имел в виду начальника отдела по работе с молодежью администрации Октябрьского района Витебска Андрея Геращенко, который также является членом Союза писателей Белоруссии и руководителем Витебского регионального общественного объединения "Русский дом". Напомним, что 28 января Геращенко дал интервью российскому порталу "Материк", в котором он сделал акцент на единстве русских и белорусов, обозначил Белоруссию как русское государство, а также отметил, что белорусский язык не имеет в Белоруссии широкого распространения, являясь средством общения националистически настроенной интеллигенции. Ситуацию прокомментировала 23 марта для ИА REGNUM Новости российский политолог Анна Куреннова.

Преследование белорусскими властями писателя Андрея Геращенко было предварительно скоординировано. Все высказывания Владимира Макея находятся чётко в русле государственного курса. Полагать, что ни с того, ни с сего, он вдруг первый раз решил выступить самостоятельно, не стоит. Это не похоже на экспромт, равно как и на то, что у Макея началась весна. Я думаю, что это является частью череды выпадов, которые предваряют то, что нас ждёт впереди. Как уже всем понятно, нас ждёт весёлое лето с противостоянием в рамках Таможенного союза и широким экономическим противоборством.

После последнего заседания Совмина Союзного государства России было практически прямым текстом заявлено: идём на вы, летом будем разбираться по нефти, а потом по квотам и всему остальному. Тем более, что на носу президентская компания, когда ни одного случайного высказывания сделано быть не может в принципе - мы же не во Франции и не в Италии. Совершенно ясно, что когда Минск стоит перед вполне реальной угрозой дестабилизации положения перед президентскими выборами, поверить в то, что Макей поёт от своего имени, невозможно. Это начало определённого курса, который будет направлен на дискредитацию российских чиновников и целенаправленную работу с российскими СМИ - именно с российскими, а не белорусскими.

Насколько жёсткой будет эта борьба, стало ясно после заявлений, сделанных Александром Лукашенко в Венесуэле. Всем понятно, что белорусский президент в Каракасе превратил молитву в фарс. Приемлемым образом транспортировать венесуэльскую нефть в Белоруссию невозможно. Перед этим Владимир Путин выбил у Белоруссии её козырь, связанный с возможностью признания Минском независимости Абхазии и Южной Осетии, фактически заявив, что Россию этот вопрос более не интересует. По факту этот козырь действовал не на нас, а на еврочиновников, ибо наличие этого вопроса на повестке дня действительно подталкивало Минск в сторону диалога с ЕС. Очевидно, что Брюссель спит и видит, чтобы Белоруссия как можно плотнее связалась с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза, начав тормозить все процессы внутри данной структуры. Европа рассчитывает на то, что Минск будет манкировать всеми инициативами и блокировать функционирование Таможенного союза, разменяв его на перспективу экономического сотрудничества с ЕС. В итоге, требуя от Минска признания Абхазии и Южной Осетии, мы давали ему козырь в диалоге по "Восточному партнёрству" и ряду других инициатив, замороженных с 1995 года.

При этом белорусский внешнеполитический курс претерпевает серьёзную ревизию. И вот в этом вопросе Владимир Макей как раз и играет значительную роль.

Некоторые аналитики вообще называют сформировавшийся в ряде высших должностных ведомств Белоруссии, в первую очередь, в администрации президента и министерстве иностранных дел конгломерат чиновников "командой Макея". Это вполне закономерно образовавшаяся команда, которая отвечает за переориентацию внешней политики Белоруссии с проекта Союзного государства и сближения с Россией на проект псевдоевропейского курса, который сейчас принято называть "многовекторностью". Это группа в свете внешнеполитического разворота Минска к диалогу с Западом и фактического краха российско-белорусских отношений в контексте Союзного государства, призвана обеспечивать интересы этого нового внешнеполитического курса. Данный курс, который позиционируется как "национально-ориентированный" и "многовекторный", требовал кадровых перестановок, которые и провёл Лукашенко. Для диалога с Евросоюзом на уровне, который требуют еврочиновники, не годятся фигуры вроде Сергея Сидорского, Андрея Кобякова и Владимира Семашко. Здесь нужны люди "новой формации", и такая команда была набрана. К ней можно условно отнести Наталью Петкевич, Сергея Мартынова, Павла Латушко. Политики, которые достаточно долгое время находились почти у верхушек белорусской власти, были выдвинуты вперёд.

Эти честолюбивые люди, которые ранее долго находились на вторых ролях, очень хотят влиться в мировую элиту. Лукашенко грамотно сыграл на их амбициях, и пока он вполне удачно их использует. Однако ясно, что это, по сути, законсервированная "пятая колонна", и именно они контролируют всю идеологию и внешнюю политику государства. Результаты их работы мы видим по идеологической направленности белорусских СМИ и чиновников различных уровней. Однако "команде Макея" не стоит льстить себя надеждой на то, что она является правопреемницей команды того же Виктора Шеймана. По большому счёту, они выглядят как ребята со вторых-третьих ролей, которым дали шанс наконец самовыразиться. Да, эта группа достаточно опасна и требует постоянного наблюдения. Но при этом не стоит забывать, что все они находятся под плотным контролем. Думаю, что белорусские силовые ведомства, которые пока составляют твёрдый монолит, прекрасно понимают, что это именно скрытая пятая колонна, и ничто другое. Да, потенциал и "огонь в глазах" команды Макея не стоит недооценивать, но повода для паники в их местечковом "прозападном" курсе пока ещё нет. Проблема состоит в другом: сама внешнеполитическая конъюнктура такова, что Россия может превратить для себя Белоруссию во вторую Украину буквально за полгода.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть