Нужна ли стратегия защиты памятников воинам Великой Отечественной войны на территориях постоветских республик: мнения

На Украине хотят разрушить очередной памятник героям Великой Отечетсвенной Войны
25 апреля 2012  08:55 Отправить по email
Печать

На Украине снова воюют с памятниками Великой Отечественной войны. Как раз ко Дню Победы в городе Турка, во Львовской области, местный совет собрался снести монумент и братскую могилу, где похоронены трое советских офицеров, освобождавших этот край от фашистов. А на этом месте местные власти планируют воздвигнуть памятник Степану Бандере. Местные депутаты приняли это решение подавляющим большинством голосов. Против решения проголосовал всего один человек.

ИА REX: Должна ли Россия защищать памятники советским воинам от вандализма украинских властей?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Россию изводят по теме памятников советским бойцам целенаправленно, взвешенно, изощрённо. И этот снос имеет тенденции к нарастанию. Если в 2007 году, в Эстонии, «Бронзового солдата» просто взяли и перенесли в другое место, практически ничего не сломав, как бы в тестовом режиме, — то Мемориал Славы в Кутаиси был уже демонстративно взорван, в режиме телевизионного шоу: с вывороченной арматурой, с человеческими жертвами.

Происходит это из-за неточной реакции Москвы на происходящее. В понимании тех, кто уничтожает монументы, это такая своеобразная игра с бывшей империей: «собаку дёргают за хвост, и она обязательно должна лаять».

Снос памятников бойцам Красной Армии берёт свой отсчёт от, казалось бы, незаметного, формального договора Горбачёва с Колем, о котором почему-то никто не помнит. По этому документу, ограниченному советскому контингенту в ГДР, уже начавшему своё отступление с германской земли, местной властью было директивно определено время для посещения советских памятников и могил: когда это можно делать, в каком составе, с какими необходимыми разрешениями. «Бронзовый солдат», Мемориал Славы и Турка берут своё начало именно оттуда.

Таким образом, если Горбачёв спокойно живёт в Москве — даже более того: строит свою партию, — и при этом никто не задаёт ему ненужных, беспокоящих вопросов, всё будет идти, как идёт, так как в подходах российской власти не изменилось ничего. Но вот если бы Горбачёва побеспокоили, задав ему вопросы и по договору с Колем, и по всему остальному тоннажу документов, то постсоветская история начала новый отсчёт. И на той стороне, где стоят недоснесённые монументы советским бойцам, всё сразу же пошло бы по-другому. По крайней мере, все местные ветераны почувствовали бы такой прилив сил, на который уже и не надеялись на своём веку.

Трезво оценивая динамику в отношении памятников, которые стоят не на российской земле, можно предположить, что скоро их будут просто разбивать кувалдой на куски, свозить на грузовиках к российской границе и сваливать прямо через контрольно-следовую полосу: нате, берите.

Помимо вопросов к Горбачёву, надо также понять, что ещё сделано не так. К примеру, Россия говорит, что её соседи нагло переписывают историю. Но параллельно возникают неприятные вопросы: а где «переписанный» Владимир Ленин, которого в новейшей российской истории и духа нет? Ведь именно с ним, а не с крестами, шли в бой солдаты Красной Армии. Где серп и молот, которые были на всех боевых красных флагах — в том числе и на тех, которые сегодня выносят на парады? Ну и так далее. Не говоря уже об истинном отношении ветеранов Великой Отечественной войны к представителям российской части списка Forbes, за благополучие которых они, как оказалось, и воевали.

Поэтому перепись истории идёт по полной программе. Но «бандеровцы», к сожалению, начали этот процесс не первыми. В противном случае, россиянам было бы намного легче.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Россия не может юридически защитить памятники советским воинам, хотя морально обязана это делать. Морально обязана и потому, что использует и приватизирует созданное советскими людьми, а также является официальным правопреемником СССР. Но парадокс между «правопреемником СССР» и невозможностью юридически защитить памятники СССР нужно как-то решать, и здесь возможны фактические меры.

Во-первых — жёсткое фактическое преследование вандалов и их покровителей, политиков и чиновников публикациями по линии МИД и внесение таковых персон как потенциально деструктивных по линии ФМС и иных органов. Затем настаивать в отношениях с Евросоюзом о том, что списки опасных персон должны сопоставляться, т.к. сегодня вандал будет уничтожать памятник павшим воинам, а завтра Эйфелеву башню подпилит из каких-то подобных соображений. А вообще — желательно принять закон о защите памяти павших, и тщательно расписать там механизмы преследования вандалов, может это вандалов убережёт от безнаказанного эпатажа и провокаций, и вразумит держаться подальше от пиар-поводов, чреватых возможностью провести часть жизни в тюрьме.

Во-вторых, я пару лет назад разработал проект защиты памятников несложным устройством «солнечная батарея+датчик движения+включение камеры», позволяющий мониторить возможный вандализм в реальном времени, но сложность в том, что видеозапись события памятник защитить не поможет и нужна опергруппа. В принципе это реализуемо через договор с охранной фирмой по типу квартиры или дома, было бы желание обладателей средств в нужных масштабах всей Украины.

Александр Белковский, журналист:

Снявши голову, по волосам не плачут. России нужно было высадить первый десант в Западную Украину ещё в 1992 году, когда потомки бандеровцев, оккупировавшие Львовский областной совет, приняли решение демонтировать советские военные мемориалы во Львове — Холм Славы и Монумент Победы. И хотя это решение позже было отменено, могилы советских воинов постоянно оскверняются вандалами.

Тогда же, в 1992 году, во Львове и Ровно были демонтированы памятники Николаю Кузнецову. Вандалы неоднократно пытались осквернить его могилу, и к 2007 году активисты инициативной группы в Екатеринбурге провели всю подготовительную работу, необходимую для перемещения останков Кузнецова на Урал. Думаю, при нынешней политике украинских политиканов в отношении к бандеровщине останки Кузнецова придётся вывезти в Россию.

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

У каждой страны своя история, своя территория и свои законы. Памятник в городе Турке является памятником советским воинам, а не российским! С каких это пор Россия экспроприировала советскую историю в единоличное пользование? Или в СССР украинцы не воевали, защищая страну, не было в армейских рядах узбеков и латышей?

То, что Украина делает со своей историей — это дело самой Украины, пусть даже она совершает откровенные глупости. Если кто-то в России считает, что украинцы совершают неверные действия — пожалуйста, никто им рот не закрывает, да это и невозможно при современном развитии средств массовой информации. Можете выразить своё мнение, свою отрицательную оценку. Но защищать советские памятники на украинской территории — это как? Неужто крестовый поход организовать? Шовинизмом попахивает, господа. А что касается сноса исторических памятников — это просто национальное преступление. Достойное порицания.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

С точки зрения морали — без вопросов, как правопреемник СССР, конечно должна. А вот с точки зрения практической политики есть ловушка, аналогичная той, в которую попадает первоклашка, остро реагирующий на подначки других малышей. Чем больше он реагирует, тем больше подначивают. В условиях невозможности физической расправы над всякими шиянами, что пресекло бы подобные практики раз и навсегда, над этим стоит подумать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть