Ефим Андурский: Стратегия жилищного хозяйства: перебор хуже недобора

Уклоняясь от своей прямой обязанности по жизнеобеспечению населения, государство форсирует частную медицину, платное образование и приватизацию жилья. Последняя насущно необходима государству, методично избавляющемуся от своей обязанности по обеспечению права граждан России на жилище (ст. 40 Конституции РФ).
13 февраля 2012  23:40 Отправить по email
Печать

В одной из своих программных статей Владимир Путин высказался об Общественных советах при исполнительных органах власти, о чём я уже упоминал, пообещав вернуться к этой теме.

А теперь прямая речь Путина: «Важная задача — изменение работы общественных советов при органах исполнительной власти. В настоящее время она, скажу прямо, носит формальный или показной характер. Необходимо отказаться от ведомственного подхода к формированию таких советов: их состав должна утверждать, например, Общественная палата России, а для региональных органов — соответствующие общественные палаты (что поставило бы под сомнение право муниципалитетов самостоятельно решать вопросы местного значения — прим. Ефим Андурский). Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций (стало быть, участвующие в таких Советах эксперты, например, автор этих строк, не являются по-настоящему независимыми? — Ефим Андурский). Надо установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете (что, однако, потребует не только доброй воли автора анализируемой статьи, но и соответствующих изменений уставов муниципальных образований — Ефим Андурский)».

Однако совет совету рознь. Наш, например, — по вопросам развития городского хозяйства — не слишком зависит от исполкома Казани, при котором он и был создан в качестве совещательного и рекомендательного органа. Правда, пока исполком ещё не реализовал поручения мэра Казани по обеспечению нормальной деятельности Совета, но это, надеюсь, дело ближайшего будущего.

Разрабатывая проблемы местного значения, наш Общественный совет кое-что мог бы порекомендовать и федеральным властям. Например, привести в соответствие с Конституцией страны Основной закон её жилищного хозяйства — Жилищный Кодекс РФ. А уж общественную экспертизу ЖК РФ на предмет его соответствия (несоответствия) российской Конституции мы как-нибудь запустим.

О так называемом «жилищно-коммунальном хозяйстве». Проблем в этом «хозяйстве» очень много. Но уходящий от нас по собственному желанию (ст. 80 Трудового Кодекса РФ) действующий президент Дмитрий Медведев внимание МВД обратил только на одну — это коррупция, с которой он и призвав бороться названное ведомство. Потому что в ЖКХ «злоупотребления и хищения в ряде случаев вышли на уровень эпидемии».

Надеюсь, что читатель по достоинству оценил глубину проникновения президентской мысли в суть проблемы. Жаль только, что причины тех безобразий, которые творятся в этой отрасли, он так и не раскрыл. Впрочем, особых проблем здесь, наверное, и не существует. Ведь ещё в конце ноября 2011 года Дмитрий Медведев на пару с Владимиром Путиным отметили, что «за последние несколько лет» они «сделали очень многое в сфере коммунального хозяйства». На мой же взгляд, сколько-нибудь существенных изменений в отечественном ЖКХ не произошло, да и не могло произойти. Потому что в принципе невозможно решить проблему, предварительно в ней не разобравшись. А федеральные власти в проблематике ЖКХ не разобрались, что я и попытаюсь доказать. Здесь и теперь.

В 2004 году Татарстан принял Программу реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики на 2004-2010 годы, ценой, превышающей 33 млрд рублей. Не сомневаюсь в том, что деньги, выделенные на Программу, были освоены. Но не уверен в том, что цели программы были достигнуты. Да и осознавали ли республиканские коммунальщики «программисты» задачу, поставленную перед ними правительством республики?

Так вот, реформировать и модернизировать жилищно-коммунальный комплекс невозможно. Невозможно уже потому, что жилищное хозяйство, представляющее совокупность жилых домов с сопутствующей им инфраструктурой, нуждающееся в реформировании, не стоит смешивать с комплексом так называемых естественных и локальных монополий, нуждающимся в модернизации.

Принципиальное отличие жилищного хозяйства заключается в том, что оно существует или, по крайней мере, должно существовать в условиях рыночной конъюнктуры. А в коммунальном комплексе никакой конкуренции нет или, по крайней мере, не должно быть. Однако такая точка зрения противоречит позиции ныне здравствующего Анатолия Чубайса и уже ушедшего от нас Егора Гайдара. Ведь это их стараниями российское государство в 90-е годы избавилось от естественных монополий. А нынешних собственников соответствующих технико-технологических комплексов устойчивость отечественной экономики ничуть не волнует. Для них, как и для всех коммерческих структур, главным критерием служит прибыль. Не отсюда ли бесконечный рост тарифов на коммунальные ресурсы?

Уклоняясь от своей прямой обязанности по жизнеобеспечению населения, государство форсирует частную медицину, платное образование и приватизацию жилья. Последняя насущно необходима государству, методично избавляющемуся от своей обязанности по обеспечению права граждан России на жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Массированную атаку на население России государство развернуло сразу на двух фронтах. На одном оно перекладывает содержание многоквартирных домов на граждан, чудесным образом ставших собственниками не только своих квартир, но и домов.

Правда, граждане почему-то не задумываются о том, что когда-нибудь перешедшие в их собственность дома, обветшав, станут непригодными для дальнейшего проживания.

А на другом — по дешёвке распродаёт олигархам технико-технологические комплексы, которые по идее должны обеспечивать устойчивость экономики в целом.

Линию государства на развал экономики поддерживает правительство Татарстана. Первому вице-премьеру Равилю Муратову, например, не дают покоя крупные управляющие организации. Их, дескать, нужно дробить, чтобы обеспечить конкуренцию на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. Но ведь жилищное хозяйство нуждается и в устойчивости. А какая может быть устойчивость в условиях, когда муниципальные образования не располагают подразделениями, которые могли бы нести ответственность за состояние жилищных фондов?!

Государство стимулирует создание в многоквартирных домах товариществ собственников жилья, например, выделением бюджетных средств на капитальный ремонт регионам, создающим ТСЖ. И оставляя за муниципалитетами обязанность по капитальному ремонту многоквартирных домов (ст. 16 закона о приватизации).

Государство стремится к тому, чтобы в каждом многоквартирном доме появилось коллективное хозяйство. Но если колхозы не пошли на селе, то почему они должны оказаться успешными в городе? Правда, кое-где, благодаря председателям — крепким хозяйственникам, ТСЖ неплохо управляются со своими домами. Но если уж у руля ТСЖ оказываются проходимцы, ни до государственной жилищной инспекция, ни до муниципальных органов не достучаться. Системным анализом деятельности ЖСК и ТСЖ они себя не обременяют. Потому что баба с возу, кобыле легче?

В процессе приватизации жилья владельцами инженерного оборудования и коммуникаций, чердаков, подвалов и прочих конструктивных элементов многоквартирных домов, местами изрядно уже подержанных, становятся собственники помещений в таких домах. Думаю, что эти собственники должны обихаживать свои квартиры, но они не должны, да и не могут нести ответственность за состояние так называемого «общего имущества», распоряжение которым должны оставаться за муниципалитетами.

Несколько слов о коммуникациях, по которым в наши квартиры подается (и отводится) вода, электрическая и тепловая энергии. Согласно действующему ЖК РФ все эти коммуникации вместе со встроенными в них приборами учета принадлежат собственникам помещений. А за состояние имущества, как это следует из Гражданского Кодекса РФ, отвечают собственники. Но не лучше ли общее имущество принять на себя муниципалитетам, чтобы затем передать его в доверительное управление поставщикам соответствующих коммунальных ресурсов? Избавив потребителей от лишней головной боли, так, чтобы у них осталась одна только обязанность: оплачивать фактически потребляемые коммунальные ресурсы согласно счётам ресурсоснабжающих организаций.

Можно ли реформировать жилищное хозяйство России? Теоретически? Да, вполне! Но на практике такое станет возможным лишь тогда, когда многонациональный российский источник власти перестанет, наконец, терпеть произвол, творимый государством. Которое ведёт дело так, что «источник» от этого только нищает.

В жилищном хозяйстве страны давно пора навести порядок, на что чиновники пойти не могут, поскольку это лишит их коррупционных доходов. А ведь для того, чтобы обслуживанием жилья занимались конкурирующие между собой фирмы, обладающие соответствующими лицензиями, чтобы естественные и локальные монополии, возвратившись в лоно общенародной собственности, стали обеспечивать экономику и население газом, водой, тепловой и электрической энергией, не оглядываясь на прибыль, никаких миллиардов не нужно. Нужна добрая воля властей и, прежде всего, федеральных.

И, наконец, корыстолюбивым чиновникам и олигархам не следует забывать о кровавых российских бунтах. Теперь благодаря интернету, они могут разгореться одновременно на всей территории всё ещё бескрайней Российской Федерации. Понятно, что чиновники и крышуемый ими бизнес удавиться готовы из-за денег. Но не пора ли им вспомнить о том, перебор хуже недобора...

председатель Общественного совета по вопросам развития городского хозяйства при исполкоме Казани Ефим Андурский

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть