Российская система образования «стоит в лесах», что за ними - не известно: Тина Канделаки

26 августа 2011  14:55 Отправить по email
Печать

В 90-е годы, на волне развивающейся рыночной экономики и новых приоритетов, российская система образования перестала быть социальным лифтом, обеспечивающим статус обучающихся в будущем, превратившись в «перевалочный пункт» и место времяпрепровождения детей, заявила телеведущая, член общественной комиссии Общественной палаты РФ по образованию Тина Канделаки в ходе национального образовательного форума «Умная школа» 25 августа. Так, сформировавшаяся установка - «успех на стороне сильных» - определила падение значимости школьного образования в глазах учеников и общества на долгие годы, передаёт корреспондент ИА REX.

Однако с увеличением интереса со стороны государства к качеству образования и умножением бюджетных субсидий на развитие школы, кардинальных перемен не произошло. Учитывая ускоряющиеся темпы прогресса, образование испытывает потребности в новых подходах к обучению, ориентированных на развитие творческих навыков, но чётких концепций реализации данной идеи не существует. «Сейчас на первый план выходит развитие творческого мышления. Но как его развивать, что для этого делать — не понятно», — заявила Канделаки.

По мнению телеведущей, участникам образовательного процесса следует обратить внимание на международные рейтинги качества образования. В частности, известную программу по оценке достижений учащихся PISA, позиции России в которой постепенно ухудшаются (исследования проводят раз в 3 года): в 2000 году в категории «грамотность» 15-летние российские школьники заняли 27 место, в 2003 — 32 из 40, в 2006 — 37 из 50, а в 2009 — 43 среди 65 стран-участниц.

Отметим, что рейтинг PISA ориентирован на проверку практических навыков применения знаний в незнакомых ситуациях и весьма популярен среди авторов реформ российского образования последнего десятилетия. Так, позиции России в рейтинге служат частым обоснованием предлагаемых проектов, направленных на постепенный уход от «глобального академизма» в обучении, отмечают эксперты.

«Мы можем усомниться в качестве рейтинга, как и в качестве всех рейтингов, где мы не являемся лидерами, но если подробнее ознакомится с критериями, по которым оценивают детей в данном случае, становится очевидным, что этим навыкам в большинстве школ просто не учат. Потому что современная российская школа нацелена на запоминание, хранение и воспроизведение информации. Сегодня этих навыков, безусловно, не достаточно для превращения в конкурентоспособных специалистов», — считает Канделаки.

По другому не менее известной системе оценки качества обучения служит рейтинг PIRLS, изучающий способности детей младшего школьного возраста понимать и анализировать прочитанный текст. Последние исследования среди учащихся 4-х классов школы вывели страну на первое место, что, по мнению телеведущей, говорит о «прекрасных стартовых позициях» российских школьников, однако всё равно не включает Россию в 20-ку самых образованных стран мира.

Так, согласно исследованиям, к 5-му классу средней школы дети теряют интерес к обучению, не считая получение образования фактором, способствующим достижению успеха. «Дети считают, что даже если будут учится плохо, то всё равно добьются своей цели, потому что главное — стать лидером. Успешный человек — этот тот кто „разбирается в жизни“, а „синусы и косинусы“ забудутся. Именно это мнение школьников надо менять в первую очередь», — заявила телеведущая.

Согласно опросу, проведённому фондом «Общественное мнение» в конце мая 2011 года среди жителей 45 регионов страны, 53% россиян оценивают ситуацию, сложившуюся с системе российского образования, как плохую и лишь 28% считают, что всё порядке. Виной всему не только отсутствие новых подходов к образованию, но и пренебрежительное отношение к учителям со стороны учеников и родителей: «Образ нового российского учителя не сформирован в российских СМИ, как следствие и в российском обществе. Это надо менять. В частности, старшеклассники не воспринимает учителей как социально успешных людей, которыми, по их мнению, являются лишь политики, экономики, звезды масс-медиа. В обществе нет понимания социальной миссии педагога».

Отметим, что присутствующие на форуме учителя высказались против ориентира на международные рейтинги в оценке реального состояния дел в сфере отечественного образовании. Так, против учёта результатов PISI высказались 79% из 200 проголосовавших педагогов. Однако большинство согласились с, за последние 10 лет уровень образования в России существенно снизился (61%) и ситуация требует корректировки. «Сегодня вся наша образовательная стоит в лесах, мы не знаем и не видим, что за ней стоит», — резюмировала Канделаки.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть