Украинский закон о регулировании градостроительной деятельности сравнивают с «письмом из Простоквашино»

18 января 2011  18:23 Отправить по email
Печать

Верховная Рада Украины приняла Закон N 7418 «О регулировании градостроительной деятельности». «За» проголосовали 296 народных депутатов. Документ предусматривает усовершенствование разрешительной системы в сфере строительства. В частности, сокращается количество разрешительных процедур, время их прохождения и перечень необходимых документов. В разрешительной системе вводится принцип «единого окна».

Эксперт ИА REX по вопросам новых стратегий управления в сфере архитектуры и градостроительства, член президентского совета Национального союза архитекторов Украины Виктор Глеба, прокомментировал новый закон.

Была ли необходимость регулирования градостроительной деятельности и что именно урегулирует новый закон в этой сфере деятельности?

Закон о регулировании чего бы то ни было в нашей стране нужен всегда. Правда строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения. Ещё до принятия этого закона спорткомплекс «Олимпийский» в Киеве и парочка аэропортов к ЕВРО-2012 строилась без утверждённой проектно-сметной документации на основании «декларации» о том, что это нужно для страны. Принятый ВР 13.01.2011г., ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности» такую декларативность намерений заказчика узаконил — и, правильно сделал, ведь нельзя же постоянно жить с нарушением законодательства. Можно дать много комментариев по каждой статье этого документа, некоторые замечания и предложения мы вносили письменно рабочей группе при Кабинете Министров Украины, но я хочу сказать о главном:

1. Закон необходим, как правовой механизм взаимодействий заказчика, инвестора, строителя, архитектора и чиновника.

2. В законе появились новые термины (зонинг, мониторинг, кадастр) без которых дальнейшая деятельность государственных органов градостроительства и архитектуры была бы сомнительна.

3. Упрощение процедуры оформления документов на строительство ещё не означает вседозволенности, землеотводы и застройка невозможны без утверждённой градостроительной документации.

4. Появился инструмент планирования территории за пределами населённых пунктов — Детальный план территорий в районах.

5. Запрет на самовольное строительство выражен конкретными формами штрафов в 10 раз увеличенных по сравнению с предыдущими положениями.

6. Впервые вопрос о малых архитектурных формах нашел отражение в Законе Украины. Дано определение, что временные сооружения для коммерческой деятельности это отдельные сооружения и для них нужны специальные условия и возможности.

7. Этим Законом вносится большое количество изменений в существующие Законы Украины в части упрощения процедур оформления документов.

Конечно, документ не идеален (мягко сказано). Множество недостатков этого закона должны будут «шлифоваться» в процессе применения на практике.

Отмечу также, что критика со стороны общественных историко-культурных и экологических организаций весьма обоснованна. Но если задекларировано государством, что необходимо повернуться лицом к бизнесу (в данном случае строительному), то к чему-то надо повернуться другой частью тела. Вспомните народную сказку, в которой избушка повернулась к Иванушке передом, а к лесу...

Да, лес будут рубить нещадно (декларируя, что стройка уже началась), а потом доказывать в суде и в соответствующих органах о правомерности и архитектурно-градостроительной обоснованности такого строительства. Но ведь так было и до сегодня в 6 случаях из 10. Ярчайший пример градостроительного развития — посёлок Коцюбинское, который собираются присоединить к городу Киеву. Генеральным планом этого посёлка-города (который находится на согласовании ведомств и управлений) предусмотрено присоединение более 100!!! гектаров леса в состав населенного пункта.

Половина этих территорий уже розданы под застройку коттеджей. По новому закону даже проектов на эти коттеджи разрабатывать не обязательно. Последствия такого регулирования не трудно себе представить. Хочется привести сравнение подготовки этого закона с написанием «письма из Простоквашино» — начинали писать одни люди, как Градостроительный кодекс, отменяющий все другие правовые акты, продолжали писать другие как закон о внесении изменений в существующее законодательство, а заканчивали писать третьи — как регулировочный закон. Но, к сожалению, этот закон не имеет механизмов привлечения денег на разработку градостроительной (планировочной) документации, без которой любой землеотвод или строительство будут незаконны.

На перекрестках инвестиционно-строительного бизнеса по прежнему будут стоять ручные «регулировщики» и указывать направление движения, а «светофоры» планировочной документации, «дорожная разметка» регламентирующих Правил застройки и «запрещающие знаки» законодательства — по-прежнему будут вторичны по сравнению с жезлом государственного управления в руках людей, не имеющих архитектурного образования.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть