Давид Эйдельман: Глобально уязвимый мир нуждается в общих правовых стандартах

Каковы причины роста транснациональной преступности? Несет ли она угрозы государствам и обществу? В чем может заключаться дополнительное сотрудничество между правоохранительными органами разных стран, кроме обмена информацией и других уже имеющихся практик? На эти и другие вопросы в интервью ИА REX ответил израильский политтехнолог Давид Эйдельман.
13 октября 2010  16:05 Отправить по email
Печать

Эксперт по вопросам политических технологий, социальной психологии, «политики памяти», взаимодействию государства и гражданского общества Давид Эйдельман в интервью корреспонденту ИА REX рассказал о составляющих проблемы транснациональной преступности.

ИА REX: Каковы причины роста транснациональной преступности?

Легче всего сказать, что рост транснациональной преступности вызван глобализацией, которая приближает страны друг к другу, а значит и преступность разных стран. Мир глобален. А значит, и глобально уязвим и торпедируем отовсюду.

Однако напрашивающийся ответ – всегда требует дополнительной рефлексии. В росте транснациональной преступности можно обвинить и недостаточность глобализации. Ибо глобализация – это, прежде всего стандартизация, облегчающая разные уровни взаимодействия. В этом отношении процесс глобализации и установления общих стандартов в правовой сфере – сильно отстает от других областей: информации, транспортных перевозок, культуры, спорта… Правовое взаимодействие разных стран близко не стоит с взаимодействием экономическим или научным. Налицо двойные и тройные стандарты, даже когда речь идет о правовом сотрудничестве между развитыми западными странами.

Преступные группировки перемещаются не только в целях получения криминальной сверхприбыли, но и для того, чтобы выбрать для себя страны с подходящей юрисдикцией, где системы уголовного правосудия действуют недостаточно эффективно, где достаточно легко осуществляются операции по легализации преступных доходов (например, «налоговые убежища»), где нет соглашений об экстрадиции и т.д.

Глобализация экономическая заключается в слиянии национальных экономик в единую общемировую систему – процесс, который создает мировую взаимозависимость, определяется рыночными, а не государственными силами. Но государства, не всегда успевая за рынком, вводят единые правила игры, взаимодействуя друг с другом.

Еще большего взаимодействия требует борьба с организованной преступностью. Проблемы транснациональной преступности и международного терроризма заставляет правительства пересматривать национальные законодательства, уделять больше внимания безопасности границ и активно сотрудничать с иными странами. Здесь не обойтись без правовой стандартизации. Отсутствие, например, общепринятого определения понятия "терроризм", поскольку один и тот же человек может считаться террористом и борцом за свободу, в зависимости от политических подходов, практикуемых в отдельных странах – оно вредит международной борьбе с террором.

ИА REX: Несет ли она угрозы государствам и обществу?

Любая преступность на любой территории угрожает государству и обществу. Особенность транснациональной преступности, которая особенно заметно проявляется в таких ее формах, как нелегальная миграция и торговля людьми; терроризм, торговля оружием, наркобизнес, коррупция, отмывание грязных денег – она несет с собой дополнительные угрозы и вызовы.

Кавказские бандиты через египетских посредников и бедуинских контрабандистов продают в израильские бордели украинских проституток. Австрийский магнат, переводит деньги на счет израильского политика в кипрский банк, чтобы вести дела в Палестинской Автономии. Итальянская мафия толкает в Европе колумбийские наркотики. Российские ОПГ покупают у японских краденые автомобили. Албанские банды перевозят афганский героин для турецких картелей, обеспечивая деятельность боевиков на Кавказе экстремистов в Центральной Азии.

Любая правоохранительная система – строится на стандартизации реакций, на стандартные вызовы. А в проблематике транснациональной преступности самое трудное – это неожиданное и непривычное. Здесь требуется дополнительная информация, аналитика, интуиция. Нужны новые методы. Главное: здесь необходима дополнительная креативность. А в органах всего мира, как правило, работают не самые креативные люди.

Особенно тяжелая ситуация в нестабильных и развивающихся странах, где транснациональные ОПГ, располагая большими финансовыми возможностями, подкупают политиков, военных и полицию, ослабляют властные структуры, плодя нестабильность и коррупцию угрожая самому суверенитету иных государств.

ИА REX: В чем может заключаться дополнительное сотрудничество между правоохранительными органами разных стран, кроме обмена информацией и других уже имеющихся практик?

Способов борьбы с транснациональной преступностью достаточно много. Прежде всего, преступность опирается нелегальные на финансовые потоки, а потому сейчас главный фронт борьбы с транснациональной преступностью – это требование следовать международным стандартам финансовой прозрачности, давление на оффшоры, на страны-прачечные, составление «черных списков» и экономические санкции против стран, которые предоставляют себя отмывателям капиталов. Мафия может отмахнуться от ареста своих членов, сочтя это издержками производства, но она долго не протянет, если целенаправленно бить по источникам получения прибыли, лишить преступников доступа к международной финансовой системе.

Глава управления ООН по наркотикам и организованной преступности Антонио Мария Коста заявил летом 2010 года, что для большей эффективности борьбы с транснациональными ОПГ надо меньше заниматься подрывом мафии и больше - подрывом её рынков: «Мы также должны вплотную заняться их сообщниками, такими как полчище беловоротничковых преступников – адвокаты, бухгалтеры, риэлторы и банкиры, которые их покрывают и отмывают их барыши».

Соглашение об экстрадиции – ударяет по безнаказанности и возможности уйти от правосудия. Практика показывает, что сотрудничество в процессе экстрадиции благотворно влияет на правовую ситуацию в обеих странах. Эффективное правовое сотрудничество между государствами повышает доверия к их правовым системам и ведет к укреплению международного правопорядка. Ныне экстрадиция переросла в самостоятельный институт права. Любое благоприятное решение об экстрадиции влечет за собой еще два.

Страны мира должны унифицировать свою политику по отношению к мигрантам и иммигрантам. В противном случае преступники и террористы будут постоянно пользоваться существующими лазейками. Образцом может стать Шенгенская система, существующая в Европейском Союзе - в частности, система Шенгена предусматривает, что определен общий перечень стран, гражданам которых требуется виза для посещения Европы, имена иностранцев проверяются с помощью единой базы данных. Нужно более активно использовать биометрию, создавая международную базу данных.

Возьмем всего лишь одну из тем. Объем рынка незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, военного снаряжения и взрывчатых веществ в мире оценивается примерно в 2,5 млрд долларов. Известно, что большая часть этого оружия используется в уголовных и террористических целях. Но ведь большинство главных производителей оружия – считают себя главными борцами с терроризмом и организованной преступностью. Так может им договориться между собой о правилах и условиях продажи, предоставления, распространения оружия.

Далее транспортировка и системы контроля. Несколько лет назад США инвестировали 50 миллионов долларов в грузинские системы контроля, расположенные на границе Грузии с Азербайджаном и Арменией, которая была очень популярна у контрабандистов, планирующие транспортировать, например, обогащенный уран. Есть знаменитая история, как Гарик Дадаян был арестован при попытке пронести через эту границу в банке из-под чая 173 грамма обогащенного урана, уже готового для изготовления атомной бомбы, чтобы затем продать их исламским радикалам. На границе было установлено самое современное электронное оборудование, способное обнаруживать радиоактивные вещества (даже радиоактивную пыль). 50 миллионов долларов было инвестировано в Грузию, оборудованы 20 пограничных переходов, в том числе порты, аэропорты, таможни. В другие страны мира было поставлено подобного оборудования еще на полмиллиарда долларов. Это дорого. Но не делать подобные подарки – это со стороны США себе дороже. 500 грамм цезия-137, который может быть использован в "грязной" бомбе, достаточно, чтобы заразить два жилых квартала в Америке или Европе.

Кроме того, страны, у которых намного больше стрелкового оружия, чем военнослужащих, могут рассматриваться как потенциально уязвимые с точки зрения его контрабанды. Управление ООН по наркотикам и преступности считает Украину страной, в которой запасы "избыточного оружия больше всего превышают численность личного состава". У нее третий в мире по размеру запас стрелкового оружия после России и Китая. С начала 1990-х годов, говорится в докладе вышеназванного управления, было немало сообщений о поставках этого оружия в страны, подвергнутые санкциям или участвующие в региональных конфликтах. Например, "насколько можно понять, с 2004 по 2008 год Украина была самым важным источником оружия для Чада, откуда это оружие, видимо, уходило на сторону и подпитывало конфликт в Дарфуре". В докладе приводится еще ряд примеров того, как украинское оружие якобы утекало в горячие точки планеты. Так почему бы не помочь Украине от этого оружия избавиться, оплатив и проконтролировав его уничтожение?!

ИА REX: По мнению американских экспертов более всего преступные синдикаты срослись с обычным бизнесом на постсоветском пространстве. Отмечается также во многих странах на территории бывшего СССР срастание преступности и правоохранительных органов. Как с этим бороться?

Бывший глава ЦРУ Роберт Джеймс Вулси, выступая перед конгрессом в 1999 году, определил проблему, попросив конгрессменов взвесить такую возможность: Если вам случиться как-нибудь вести беседу с солидным русским, свободно говорящем на английском языке, может быть это случиться в ресторане одного из шикарных отелей на берегу Женевского озера.

Представьте себе, что на нем костюм за три тысячи долларов, он одет в обувь от Гуччи, и представляется вам руководителем российской бизнес фирмы, предлагая вам обсудить возможность совместных деловых проектов.

В данном случае, могут быть четыре варианта:

а) Он может быть, тем, за кого себя выдает.

б) Он может быть офицером российской разведки, использующим бизнес прикрытие.

в) Он может представителем российской организованной преступности.

г) Но самый интересный вариант, что может быть все вышеперечисленное в отношение к нему верно.

И ни у одной из трех вышеупомянутых российских институций с этим совмещением нет никаких проблем. В других (более правовых) странах проблемы с таким совмещением есть.

ИА: Что мешает международному сотрудничеству в борьбе стран с транснациональной преступностью?

Прежде всего, недоверие. Израильский генерал Моше Мизрахи, например, говорит, что сотрудничество с российскими и украинскими правоохранительными органами – это вещь не для слабонервных. Недоверие к ним связано с тем, что действия определяются очень часто неюридическими мотивами. Достаточно типична ситуация, когда они обращались к израильской полиции по поводу определенного объекта с весомыми уликами и материалами, но истинной побудительной причиной был "заказ". То есть, они получали "зеленый свет" и работали в полную силу, но не будь "заказа" - не делалась бы ничего. В таких случаях всегда существует подозрение, что израильская полиция может оказаться в положении содействующих выполнению "заказа", возникшего на основе посторонних интересов.

При том, что сама доказательная база могла быть вполне удовлетворительной и добросовестно подобранной. Мизрахи расказывает, что однажды возникла у русских необходимость собрать компромат на одного из ведущих деятелей страны без проведения следствия и взятия под стражу.

Они получили много информации, а взамен дали протоколы допросов бандита, подозреваемого в убийствах, связанного с пирамидами Лернера. Через неделю этот арестованный был убит тюремной охраной. А еще через три дня Мизрахи получил переданный израильской полицией российской стороне секретный материал с его собственными пометками на полях от одного главаря преступной группировки.

А случаи, когда правая рука в российских органах добивалась экстрадиции, а левая договаривалась с беглым олигархом - ещё более усилили это недоверие.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть