«Нас спасло отсутствие длинных кредитов»: интервью президента Адыгеи Аслана Тхакушинова

В интервью ИА REGNUM Новости президент Республики Адыгея Аслан Тхакушинов рассказл о развитии экономики республики в кризисный период и дал свои комментарии по ключевым вопросам внутрирегиональной политики.
21 декабря 2009  13:08 Отправить по email
Печать

В интервью ИА REGNUM президент Республики Адыгея Аслан Тхакушинов рассказл о развитии экономики республики в кризисный период и дал свои комментарии по ключевым вопросам внутрирегиональной политики.

На фоне ряда других субъектов РФ, Адыгее удалось пройти острый период экономического кризиса достаточно безболезненно. Чем это было обусловлено?

Во-первых, у нас был определенный рост финансовой устойчивости в докризисное время. Мы начинали в 2007 году — у нас бюджет был пять миллиардов пятьсот миллионов, а за это время сумели увеличить его до 11 с лишним миллиардов. Улучшилась собираемость налогов — с пятисот миллионов до полутора миллиардов. Однако не все возможности были использованы, и кризис нам несколько помешал закрепиться на этом векторе нашего развития, который бы сделал республику самодостаточной в финансовом отношении. В будущем году мы ожидаем, что объем дотаций, который республика получает из федерального центра, уменьшится на 1 миллиард 100 миллионов рублей. Поэтому мы сейчас ищем пути, как не ухудшить экономическое состояние республики, оставаться хотя бы на том же уровне, на котором мы уже были. Думаю, мы найдем такие пути. Никакого заметного падения по итогам кризисного периода у нас не предвидится. Так, валовый региональный продукт в 2009 году, как ожидается, будет на 2% ниже уровня 2008 года. Индекс промышленного производства за первые десять месяцев 2009 года составил 97,6% к уровню 2008 года.

Наши эксперты, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что в период кризиса нас спасло отсутствие длинных заимствований. Мы не зарились на заемные средства, ели то, что имели. Вместе с тем, кризис нанес самый прямой удар по некоторым нашим предприятиям. Например, Майкопский машиностроительный завод, Редукторный завод столкнулись с тем, что заказчики не могли расплатиться с ними за полностью выполненные заказы. Там не серийное производство, поэтому сбыть эту продукцию куда-то еще не было возможно.

Кроме того, кризис у нас привел к некоторому всплеску безработицы. Ее уровень в кризисный период поднялся с 3% до 4,4%. Мы пошли на определенные меры, которые не были очень полезны для нашего бюджета, зато позволили вернуть уровень занятости на прежний уровень. Было сокращено налоговое бремя на малый и средний бизнес, в той части, в которой это регулирует республика и наши муниципальные образования. Это стимулировало создание рабочих мест в данной сфере. Также в республике весь 2009 год действует программа «Снижение напряженности на рынке труда», которую финансируют совместно республиканский и федеральный бюджет. В рамках программы с более ста работодателями заключены договора о привлечении сотрудников, находящихся под угрозой увольнения, к общественным работам на своих же предприятиях. В результате всего этого сейчас уровень безработицы у нас 2,7%. Он сократился почти в два раза за полгода.

Можно ли говорить, что сейчас в республике восстанавливается нормальная работа банковской системы, и удовлетворены ли вы кредитными ставками, которые банки республики предоставляют сейчас потребителям и предприятиям?

У нас нет разветвленной системы банков, в основном в республике представлены Сбербанк и Россельхозбанк, наиболее активно работаем с последним. Кредитные ставки нас устраивают. Никакого крушения или даже стагнации банковской системы я не вижу, наоборот, у нас скоро откроет свое отделение еще одна кредитная организация — Московский Индустриальный банк.

Еще до того, как стало известно, что Зимние олимпийские игры 2012 года пройдут в Сочи, много говорилось о проектах автодорог, которые бы напрямую соединили Адыгею с черноморским побережьем, позволили бы ей объединиться с сочинской курортной инфраструктурой. Насколько реально это сейчас, и сможет ли Адыгея получит какие-то выгоды от своего нахождения вблизи от места проведения Олимпиады?

Этот вопрос нас очень беспокоил до тех пор, пока мы не поняли, как нам надо действовать. Вся территория Юга России уже обустроена, инвесторы везде есть, кроме как в Адыгее. Так что сейчас мы никого просить не должны, люди сами к нам приходят и просят дать им возможность складывать в проекты на нашей территории.

До черноморского побережья, а именно Дагомыса, нам надо построить еще 63 километра дороги. В решении, принятом недавно на заседании правительственной комиссии по региональному развитию под председательством Владимира Путина, содержится поручения Министерству регионального развития совместно с Оргкомитетом сочинской олимпиады и корпорацией «Олимпстрой» проработать возможность размещения части спортивных объектов на территории Республики Адыгея с целью их использования для подготовки к олимпийским играм. В ближайшее время у меня состоится встреча с министром регионального развития по этому вопросу.

Уже почти 20 лет существуют проекты привлечения на Северный Кавказ инвестиционных средств представителей адыгской (черкесской) диаспоры, проживающих в дальнем зарубежье. Какова сейчас перспектива подобных проектов?

Я никогда не был свидетелем того, чтобы в Республике Адыгея существовала какая-то специальная программа по привлечению инвесторов из адыгской диаспоры, которая размещается сейчас в 55 странах мира. Мы выбираем инвесторов исходя из их надежности, экономической состоятельности, а не по этническим признакам. И инвесторы у нас есть солидные — IKEA, Ашан, Леруа Мерлен. Если выбирать инвесторов из нескольких равных по экономическим характеристикам, то, возможно, соотечественникам можно было бы отдать преимущество, но пока ситуации такого выбора не возникало.

Сейчас деятельность общественных организаций национального толка в Адыгее не столь активна, как была еще пару лет назад. Связано ли это с отказом от идеи объединения Адыгеи с Краснодарским краем или с какими-то другими причинами?

Мне неизвестны никакие планы по присоединению Адыгеи к Краснодарскому краю или Краснодарского края к Адыгее, их не было ни у региональных, ни у федеральных властей.

Но ведь идея периодически звучит...

Звучит — но это просто кому-то дома не сидится, люди думают, что бы еще придумать. Важно другое: мы при формировании правительства отказались от этнических, партийных и других подобных критериев, заменили их одним критерием — профессионализмом. Есть у нас, к примеру, сильный хозяйственный руководитель из коммунистов — сделали его министром экономики. Есть такие в ЛДПР — пожалуйста.

Во время формирования вашего первого правительства вы говорили, что руководствуетесь принципом национального паритета. Получается, что сейчас он утратил актуальность?

Когда только формировалась республика, между разными народами могло иметься недоверие, и начинались разговоры: вот якобы адыгейцев куда-то не пускают, или русских, или армян. Тогда и были заложены эти принципы: среди членов правительства и председателей парламентских комитетов разные национальности должны быть представлены поровну. До смешного доходило: возникали проблемы, что где-то на одного адыгейца больше, где-то — на одного русского. Сейчас это уходит. По мере концентрации на экономике возникает взаимное доверие.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть