Кому выгоден российско-белорусский развод: взгляд из Минска

27 августа 2010  10:59 Отправить по email
Печать

Тема российско-белорусских отношений вышла на первый план. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что скрытое противостояние и «подковерная борьба» стали очевидными и понятными рядовым гражданам и одного, и другого государств. Президент Белоруссии Александр Лукашенко пытается проявить самостоятельность и независимость, что некоторыми экспертами рассматривается как недальновидность. В интервью обозревателю ИА REX Сергею Сибирякову о том, что происходит в российско-белорусских отношениях рассказал политолог, директор Центра проблем европейской интеграции (Минск) Юрий Шевцов.

ИА REX: Одной из наиболее обсуждаемых тем в средствах массовой информации, блогах, на политических форумах и чатах в последнее время была тема изменения политики российских властей в отношении Белоруссии. Возможно ли остановить разрушение союза России с Белоруссией?

Возможно, но это сейчас очень сложно. Слишком далеко зашел конфликт и пока не видно причин, которые могли бы остановить углубление конфликта. С белорусской стороны произошла адаптация к конфликту: угрозы экономического коллапса вследствие действий России удалось избежать. Более того, эти шаги создали гораздо более устойчивую позицию для Белоруссии, чем прежний курс опоры в основном на Россию и конфронтацию с Западом. Белоруссия за время конфликта с Россией получила: приостановку дипломатических и иных санкций со стороны ЕС, это открыло возможность к быстрым крупным инфраструктурным проектам с соседними с Белоруссией восточно-европейскими странами. Среди этих начатых или обсуждаемых проектов: строительство крупного нефтяного терминала в Риге, строительство терминалов СПГ в Клайпеде и Бутинге (Литва), транзит нефти из Венесуэлы через Одессу и порты прибалтийских стран, строительство крупных угольных электростанций с польскими партнерами, модернизация железной дороги Минск-Вильнюс, транзит нефти для Белоруссии через нефтепровод Одесса-Броды, возможность получения заметных объемов нефти из Азербайджана через Украину.

Сотрудничество с Западом сделало возможным и большее: в критический момент мирового кризиса в прошлом году белорусская экономика была спасена кредитом МВФ. Со стороны ЕС на высоком уровне прозвучало предложение Белоруссии стать ассоциированным членом ЕС и превратить новую программу ЕС–Восточное партнерство - в будущем в зону свободной торговли ВП и ЕС. Конечно, это только обещания и предложения, но раньше это было невозможно в принципе.

Главное же, что сейчас открыты возможности для крупных проектов с соседями, а это в свою очередь сделало возможным активизацию белорусской политики в Венесуэле, Иране, Китае. Белоруссия начала получать нефть из Венесуэлы в объемах, которые полностью обеспечивают потребности внутреннего рынка в случае полного прекращения поставок нефти из России.

Китай предоставил Белоруссии кредитные линии более чем на 15 млрд долларов. Началась реализация просто беспрецедентной программы – китайской промышленной зоны в Белоруссии. Возврат к прежним тесным отношениям с Россией и ориентации Белоруссии однозначно на Россию теперь потребует от России очень больших усилий.

С другой стороны, сама Россия также адаптировалась к понижению степени близости с Белоруссией и начала несколько программ, которые закрепляют это положение: строительство "обходного нефтепровода БТС-2 Унеча-Петербург, продолжает строительство газопровода Северный поток, вторая очередь которого создает действительно некоторые проблемы для Белоруссии, ввела пошлины на нефть и нефтепродукты для Белоруссии в момент пика мирового экономического кризиса, развернула компанию по вытеснению Лукашенко с внутреннего политического и информационного поля РФ. Фактически со стороны России уровень отношений понижен с Союзного Государства до военного союза и Таможенного союза трех с изъятиями из него наиболее важных для Белоруссии позиций.

С начала 2011 года, скорее всего, произойдет новый виток конфликта двух стран по двум основным вопросам: 1.01.2011 заканчивается действующий договор РФ и РБ по газу и цены на газ для Белоруссии могут быть резко увеличены, может быть также введена таможенная пошлина на газ. Также к 1.01.2011 теоретически должны быть завершены согласования между Белоруссией, Россией и Казахстаном по Единому Экономическому Пространству. Теоретически, после этого Белоруссия может быстро ратифицировать эти соглашения и тогда вопрос о пошлинах на нефть, нефтепродукты или на газ для Белоруссии снимается автоматически, согласно подписанному в Астане особому протоколу. Но нет ни малейшей гарантии, что эти согласования будут проведены и нет никакой гарантии, что в случае проведения таких согласований подписанный протокол будет исполняться Россией. Еще одна сложнейшая дата, примерно совпадающая с 1.01.2011 – президентские выборы в Белоруссии. Они должны пройти между ноябрем 2010 года и февралем 2011 года. Судя по нынешнему ходу событий, республика не может полагаться в ходе этой компании на поддержку России. Поэтому происходит поиск иной политической комбинации для легитимизации итогов выборов. Этот поиск объективно является формулой улучшения взаимоотношений с ЕС и ухудшения политического взаимодействия с РФ.

Наконец, есть проблема российских и казахстанских выборов 2012 года в ситуации, когда существует реальнейшая угроза большой войны в Центральной Азии, а ОДКБ, как показали недавние события, неэффективна.

Многим в России не нужен Александр Лукашенко на российском политическом поле во время этих выборов. То есть, скорее всего, отношения Белоруссии и России будут ухудшаться. Но, быть может, не очень резко, рывками.

ИА REX: На канале НТВ вышел фильм "Крестный батька", а государственный российский англоязычный канал Russia Today показал сюжет под названием "Последний диктатор Европы". Эксперты называют их появление признаком необратимых изменений в отношениях Москвы и Минска. В ответ в белорусской печати появился компромат на российского премьера Владимира Путина. Газета "Республика", которая является официальным органом совета министров Белоруссии, опубликовала части доклада Бориса Немцова "Путин. Итоги. 10 лет". Доклад сопровождался острыми комментариями журналистки Татьяны Владимировой. Поскольку белорусский информационный выпад направлен на Путина, то следует ли считать именно его и стоящий за ним «Газпром» инициатором информационной и экономической войны против Лукашенко?

Вряд ли. Выпад осуществлен по Лукашенко в момент, когда в Белоруссии идет предвыборная президентская компания. А также в дни, когда определялась судьба Таможенного союза трех, когда Россия поставила вопрос о понижении уровня союзных отношений с Белоруссией от Союзного Государства до Таможенного союза трех. Речь идет не о конфликте «Газпрома», частной коммерческой компании, с Белоруссией, а о разрушении политического союза РФ и РБ, а это не компетенция «Газпрома». Это - компетенция только российского руководства. Либо оно не контролирует внешнюю политику России, а делает это «Газпром», либо, что, скорее всего, именно оно и развернуло атаку Белоруссии. Отражая, естественно, интересы крупных сырьевых корпораций, включая «Газпром». Все-таки РФ не сводится к одному лишь «Газпрому» и его интересам.

ИА REX: В своей статье «Что не так с Союзным государством» вы отмечаете: «Для возврата к союзу с Белоруссией Россия нуждается в смене идеологии. Белоруссия может быть близким партнером России вновь только в случае перехода РФ к геополитическому мышлению в любой его форме: будь то ориентация на партнерство с ЕС и НАТО, новое имперское строительство, выстраивание вокруг себя реального тесного союза ряда стран по советскому "образцу". Идеология в данном случае вторична. Но без перехода к геополитическому мышлению Россия не сможет преодолеть разрушительное влияние эгоистичных корпоративных интересов сырьевых компаний и их лобби в государственных органах».

Значит ли это, что белорусскому народу все равно куда двигаться, лишь бы вместе с Россией? Но ведь был же долгий исторический опыт сосуществования с другими народами.

Союз с Россией - это ценностный и геополитический самостоятельный выбор Белоруссии и белорусского народа. Такой союз имеет очень глубокую традицию, под него до сих пор в значительной степени выстроена экономическая инфраструктура, культура Белоруссии в целом русскоязычна, белорусский национализм отторгается обществом. Все возможные реальные угрозы со стороны некоторых российских кругов в целом могут быть Белоруссией нейтрализованы. Во всяком случае, это удается много лет.

С другой стороны, возможный ценностной выбор вне ориентации на Россию требует пройти через очень глубокий внутренний конфликт, когда усилится белорусский национализм, возникнет сильная языковая конфронтация, межконфессиональный конфликт, межрегиональная напряженность, социальный коллапс из-за остановки крупных промышленных предприятий. Никакой необходимости проходить через такой чреватый развалом и кровопролитием внутренний конфликт у Белоруссии нет. Если бы белорусский национализм был менее радикальным, тогда можно было бы о чем-то рассуждать в этом направлении. Но что есть, то есть: белорусский национализм по своим идеологическим установкам очень резко полярен реально существующей белорусской культуре, враждебен ей и эта враждебность закреплена в традиции, которая сплачивает белорусских националистов в специфическую отторгаемую обществом культурную группу. Иной же путь в Европу, минуя стадию национализма (если перефразировать известный советский слоган про переход к социализму) до самого недавнего времени даже не обсуждался. Европа и Запад в целом поддерживали много лет только такой вариант развития Белоруссии в качестве альтернативы существующей ориентации на союз с Россией. Малейший отход от союза с Россией влек за собою нарастание в Белоруссии внутреннего конфликта, связанного с белорусским национализмом.

Сейчас, по мере сближения Белоруссии с Китаем, Венесуэлой, некоторыми иными странами, ослаблением позиций национализма в иных восточно-европейских странах, прежде всего, на Украине, ситуация меняется. Сейчас и ЕС после ратификации Лиссабонского договора и происшедшей концентрации экономической власти в ЕС в ходе мирового кризиса готов не так однозначно поддерживать белорусский национализм. Возникла возможность для Белоруссии и близких ей восточно-европейских стран выскочить из прежней однозначной дихотомии между конфликтом с Западом или конфликтом внутри себя с собственным мракобесным жестоким национализмом. Получится ли из этой возникшей возможности оригинальный третий путь в плане ценностей? Вопрос открытый. Мне кажется - вряд ли. Скорее, Белоруссия и близкие ей силы в восточной Европе просто могут получить более сильную позицию относительно существующих в РФ реалий, но только для того, чтобы попробовать далее изменить сами российские реалии: уменьшить значение олигархата в РФ, добиться от России более активной реальной роли по обеспечению стабильности в Центральной Азии и Кавказе и т.д. Слишком глубока внутренняя культурная связь Белоруссии и белорусской культуры с русским народом и русской культурой, с Большой Россией в самом широком ее смысле.

Европе, точнее ЕС, такой подход также вполне удобен. ЕС с трудом переваривает восточно-европейские страны. Членство Белоруссии в ЕС маловероятно и будет самому ЕС очень тяжело реализовать. Европейскому Союзу необходима стабильность на востоке. И наведение порядка в самой России, дабы оттуда не исходила криминальная или какая бы то ни было иная угроза социальным нормам европейских стран. Быть может, белорусский вариант неаморализованного общества и сильного государства, нацеленного не на сырьевую экономику, а на инновационную, открытую всему миру окажется для ЕС более комфортным нынешним конфликтам на своей восточной границе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть