Транспортная Москва: наш паровоз вперед летит, в коллапсе остановка: Александр Евсин

Московские власти собираются пересадить на пригородные электрички еще 40% автомобилистов
22 октября 2013  00:19 Отправить по email
Печать

Московские власти собираются пересадить на пригородные электрички еще 40% автомобилистов, рассказал мэр Москвы Сергей Собянин в интервью "Независимой газете". Сегодня пригородные электрички перевозят около 600 миллионов человек в год. Хотя совсем недавно перевозили всего 400 (миллионов). Мы хотим добиться, чтобы они перевозили миллиард человек в год", - сообщает ng.ru.

Эксперт ИА REX, аналитик, кандидат технических наук Александр Евсин прокомментировал агентству эту информацию.

На первый взгляд, это логично. Вопрос поставлен вроде бы правильно, хоть и явно изолированно от других проблем. Но давайте посмотрим, к чему приведут инициативы Собянина? Поможет ли это решить транспортные проблемы Москвы? 

Как идут железные дороги в Московской области? Нельзя сказать, что они покрывают все жизненное пространство, скорее пронизывают на некоторых направлениях. Тут же появляется проблема. Многие живут от станции достаточно далеко, чтобы добираться до станции пешком или на ОТ. Дело в том, что в советское время (а именно ему соответствует нынешняя транспортная структура области), не было проблем добраться до станции, т.к. занятость населения была такова, что люди не ехали работать черт знает куда, а имели центры занятости вблизи своего жилья - сегодня в Москву ездят уже не просто с Московской области, уже даже с других областей едут!!! Раньше жизненный ареал пролегал преимущественно вдоль железных дорог и автомобильных трасс... Вернее, советская политика развития являлась хоть и несовершенной, но СИСТЕМНОЙ. Людей обеспечивали транспортом и работой! Теперь все находится в хаосе «рыночного саморегулирования». 

Но пока оставим за скобками главный вопрос - а это вопрос ЗАНЯТОСТИ людей в области. Это крайне важно, но абстрагируемся пока от него... Рассмотрим чисто логистические аспекты заявления Собянина.

Сегодня пошло серьезное заселение тех территорий области, которые раньше пустовали. Жилье строили, но транспортом и работой они не обеспечивались - все это и породило колоссальный трафик в Москву, причем транспортные воможности практически не наращивались. Что предлагает Собянин? Пересадить 40% автомобилистов на электрички. Это минимум 600 тысяч человек по самым скромным прикидкам… 

Каким образом это будет делаться?

Если Собянин считает, что успех только в каких-то более лучших (с) вагонах электрички, то он жестоко ошибается. Однако, учитывая всю историю решения им транспортных вопросов, по-видимому, он именно так и полагает... Потому считает, что можно сделать более красивые вагончики + прижать административно-дискриминационными мерами автовладельцев + намеренно затруднить въезд в Москву на автомобиле - и проблема будет решена. Это безусловно заблуждение, покоящаяся на недавно приобретенном урбанистическом идиотизме - мол, автомобилем пользуются для понтов. Нет! Автомобиль - это в первую очередь средство передвижения. Впрочем, так же как и метро, автобус и другие виды ОТ (вопрос комфортабельности должен быть решен ровно настолько, насколько это требуется для безопасной поездки и в целом он давно решен). Между тем, шайка урбанистов, оккупировавшая мэрию, видит проблему только в «красивости». Это очевидный бред.

У меня есть знакомые, которые живут в области и каждый день ездят в Москву на автомобиле. Тратят в среднем по 2 часа в одну сторону. На ОТ это время становится еще больше + теряется принципиально недостижимый уровень комфорта, Причем комфорта как в смысле, просто пребывания в автомобиле, так и в возможности передвижения. Ну, невозможно ВСЕХ обеспечить удобными маршрутами ОТ. Есть люди, которым повезло с маршрутом (живут и работают в шаговой доступности от магистральных линий ОТ) – так они и так в большинстве своем на ОТ и ездят. Причем в большинстве решающем - от 80% до 90%, фактически это предел! ….

При каких условиях люди, едущие из области бы пересели на ОТ? Если бы была скоростная магистраль добрасывающая их в Москву (к этой магистрали можно и подъехать на автомобиле и оставить там на перехватывающей парковке (причем не только в городе, где пробки уже начались, а за несколько десятков км до МКАД - фактически на любой станции электрички). Однако разрозненность действий области и Москвы приводит к тому, что перехватывающие парковки появляются только около станций метро в Москве (до которых еще надо добраться из области). А тут закон прост - сел в машину, слазить уже не просто неохота, а НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО, тем более выгода будет всего-то в районе максимум получаса в самом худшем случае. При этом возникает тут же привязка к тому, что надо обязательно вернуться за машиной и т.п. Несомненно, лучше уж еще полчаса послушать радио в пробке и не слезать с железного коня. Да и кол-во разрекламированных перехватывающих парковок СМЕХОТВОРНО - всего 4500 мест на всю Москву и этим почему-то гордятся, как невиданным достижением. Это капля в море!

Защитники Собянина начинают скулить, мол, это проблема области... Не соглашусь. По двум причинам. 

1. Не надо нам рассказывать про независимых губернаторов. Собянин - ставленник федеральной власти, Воробьев тоже. Люди до крайней степени лояльные высшему руководству. Никаких проблем быть не должно в совместных действиях. Все управляемо. Любые законы можно принять на раз, ибо болванчики из Едра подпишут все, что надо. Просто нет желания управлять. Есть желание осваивать бюджеты.

2. Предположим. Только предположим, что все-таки они все прям независимые... Ок. Ну головой-то думать надо! Что лучше? Вбухать 10 миллиардов в расширение вылетной магистрали в Москве (или новой суперветки метро) или построить за 1 миллиард бизнес-центр в области (пусть даже на московские деньги) и необходимость расширения дороги отпадет... А именно таково соотношение. 1 к 10. В сознании рационально и масштабно мыслящих ГОСУДАРСТВЕННЫХ дейтелей, безусловно, лучше помочь соседу и тем самым помочь себе. Но в логике коммерса, привыкшего отжимать бюджетное бабло - это просто нонсенс! Зачем куда-то отдавать 1 ярд, если можно получить 10 ярдов со всеми полагающимися бонусами? Хотя понятно, что толковый развитый бизнес-центр в Солнцево не только удержал бы жителей Солнцева от поездки в Москву, но и породил бы крайне желательный отток самих москвичей в сторону Солнцева, а не ЦАО. Жители Раменок, например с бОльшим удовольствием поехали бы с утра на работу в Солнцево, а не в ЦАО...

Итак, сама по себе концепция, что область должна ездить в Москву преимущественно не на автомобиле, а по скоростным магистралям типа ЖД или выделенных автобусных полос в принципе имеет право на жизнь... Но только в изолированном восприятии. Ведь что значит магистраль общественного транспорта? Как ей не виться, но упрется она опять в московское МЕТРО. Так что на транспортную структуру московского ОТ обрушится дополнительный и очень весомый шквал пассажиров. Обслуживание такого количества пассажиров, само по себе принуждает сначала формировать магистрали со сверхбольшим количеством пассажиров, а затем разделять на более мелкие ручейки. Вопрос? А выдержит ли такие нагрузки пересадочные узлы метро? Они и сейчас заполнены так, что тратится по 10 минут на форсирование буквально 50 м перехода со станции на станцию. Там пробки из ЛЮДЕЙ! Загруженность переходов на 97%. Т.е. даже теоретически особенно ничего не расширить... Разговоры о каких-то чудо транспортно-пересадочных узлах только ведутся и наиболее ожидаемое что получится - какие-то обычные рядом расположенные конечные узлы скоростных магистралей, которые в недопустимо большой мере становятся в итоге очагами досуга (мегамоллы, кино и т.п.), а не современными транспортными узлами. Это вытекает просто из отсутсвия должного регулирования – на большое скопление народа набрасываются коммерсанты, ибо ВЫГОДА!, и таким образом, транспортный узел быстро превращается в торговый центр... Финита ля комедия.

Что еще?… Самое неприятное, что вот эта вот сверхнагрузка является не регулярной, а строго разделенной на два часа пик (утренний и вечерний)... Почему это плохо? Потому, что делает экономически невыгодным дальнейшее наращивание инфраструктур - ОТ либо превращается в тяжелейшую экономическую гирю, которая рентабельна только часа 3-4 в день, либо принуждает к увеличению стоимости. Что в свете ярко выраженной установки на приватизацию отрасли, несомненно, рано или поздно и произойдет! Тут уместно вспомнить бахвальство Ликустова по поводу его Аэроэкспресса... Однако зададим один простой, но убийственный вопрос: "Сколько там билет стоит за полчаса поездки?". Ответ: От 300 до 1000 рублей. Сколько-сколько?... Доступна ли такая плата для РЕГУЛЯРНЫХ поездок КАЖДЫЙ ДЕНЬ? Ведь не надо путать поездку в аэропорт и поездку на работу!

 Также есть соображения общего логистического порядка. Магистраль сама по себе кучкует людей! Ведь не всем с Киевского направления надо до Киевского вокзала! Автомобили, попав на МКАД, тут же растекаются в нужных именно им направлениям! Пассажирам же ОТ попросту приходится доезжать до какого-то крупного пересадочного уза типа Киевского вокзала (а их по определению не может быть слишком много). Хотя возможно их цель находится вообще в Бутово. На все направления магистральные маршруты ОТ не настроишь… Даже при добросовестной реализации такой концепции понадобятся какие-то монстровидные вокзалы и узлы, обслуживающие невероятно большое количество ТРАНЗИТНЫХ пассажиров, которым вообще в это место не надо - они просто вынуждены тут проезжать! Тут уже концептуальная разница между рабством магистрального ОТ, и свободой автомобильного передвижения. И это действительно КОНЦЕПТУАЛЬНО! Даже апологет урбанистов Вучик говорит, что «автомобиль с его уникальной ЛИЧНОЙ мобильностью, является определяющим трендом развития цивилизации».

Таким образом, лично я уверен, что озвученные меры московского правительства выльются в очередной популизм и пропаганду - ПОКАЗУХУ, мол вот как мы хорошо работаем (это свойственно Ликсутову и его департаменту велосипедов) + создадут дополнительный предлог для дальнейшей ярко выраженной дискриминации автовладельцев. Реальный результат не будет достигнут. А учитывая, что г-н Ликсутов очень тесно связан с железнодорожным транспортом, очевидно, что он попросту лоббирует бизнес-интересы своих партнеров. Московские проблемы при этом лишь предлог для передела сфер собственности. Причем в перспективе, очевидно, что в итоге получится трест транспортных КОММЕРЧЕСКИХ монополий , который будут проводить антисоциальную политику просто в силу своей природы.

Ключ к радикальному решению проблем - только в создании центров занятости в области – сбалансированном развитии всей московской агломерации. Однако в этом направлении НИЧЕГО не делается, несмотря даже на решения высшего руководства. Во что превращается т.н. Новая Москва? Резкое удорожание стоимости недвижимости привело только к строительному буму жилья. Все. Что получает Москва? Только лишние проблемы… 

Более того, словно бы назло, центр Москвы продолжает стремительно прокачиваться только в одном направлении – фактическое принуждение к выселению жителей из ЦАО (за счет значительного удорожания стоимости жизни), еще более серьезное формирование бизнес-структур и центров занятости, сконцентрированных в ЦАО + создание единственного в городе по настоящему привлекательного центра досуга. Вместо того, чтобы развивать весь город и агломерацию - развивают ЦАО, вбухивая миллиарды на создание кафешек и прочих хоть и приятных, но до крайности НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ объектов, которые в сегодняшних обстоятельствах становятся попросту вредными с точки зрения развития города, т.к. еще сильнее разбалансируют хоть и плохо, но пока еще работающую транспортную систему + поглощают громадные инвестиции… и сами же борются с тем, что это порождает - приток трафика в центр уже не только с окраин Москвы, но и из области! 

Мы наблюдаем гибельную рефлекторную политику, характеризующуюся мегавложениями и нанорезультатами! Эта политика, несмотря даже на гипотетически благие намерения (предположим это:), только вызовет очередной виток роста гражданского недовольства и не решит ни одной из заявленных целей. Фундаментом этого является абсолютная несистемность, рефлекторность, лоскутность, сопряженная со стремлением передела сфер бизнес-влияния и дальнейшего освоение гигантских бюджетов Москвы, федерального бюджета и т.н. инвестиций крупных компаний, от которых высшая власть России в лице Путина, по сути, требует помогать деньгами (ибо владельцы этих компаний либо друзья, либо зависимые персонажи). Все это становится серьезной предпосылкой для масштабных проблем – от экономических и транспортных, до социальных и политических. Молодцы, хорошо работаете …

До тех пор, пока Собянин не будет системно смотреть на вопросы развития города, а также будет воспринимать автомобильное движение досадной помехой, которую надо упразднить (нонсенс!) и проводить политику фактической дискриминации автовладельцев, он обречен на неудачу при решении транспортных проблем, да и вообще сбалансированного развития Москвы. ОТ важен и безусловно нужен. Но и автомобильный транспорт является важнейшей составляющей всей транспортной структуры не только Москвы, но и всей московской агломерации. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Считаете ли Вы Лукашенко союзником России?
57.5% Нет.
Считаете ли вы Российское государство агрессором в отношении личности или её защитником?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть