Телесериалу «Семнадцать мгновений весны» - 40 лет: мнения

Смотрели ли этот сериал ваши дети?
13 августа 2013  22:41 Отправить по email
Печать

11 августа 1973 года в СССР впервые был показан многосерийный художественный телефильм «Семнадцать мгновений весны», снятый по одноимённому роману Юлиана Семёнова.

Сериал получил Государственную премию РСФСР в 1976 г, в 2009 году на экраны вышла цветная версия фильма, а сам «самый знаменитый советский сериал» немедленно разобрали на цитаты. Фильм стал настолько популярен, что первый повтор состоялся уже через три месяца после премьеры, а режиссер, Татьяна Лиознова, получила от зрителей 12 мешков писем. Также большую популярность приобрели песни, написанные для сериала композитором Микаэлом Таревердиевым и поэтом Робертом Рождественским. Интересный факт: в «Семнадцати мгновениях весны» присутствует ряд исторических неточностей, которые не были видны простому зрителю.

Например: Все сотрудники Главного управления имперской безопасности ходят в черной форме. Однако она была упразднена еще в 1937 году. Никто из членов СС, включая рейхсфюрера Гиммлера, почему-то не носит кольца СС. Мюллер никак не мог встретиться в коридоре с Шелленбергом и Штирлицем. Гестапо и политическая разведка располагались в разных концах Берлина. По правилам, принятым в СС, Штирлиц должен был быть женат. Мюллер не имел права носить на форме шеврон «старого бойца». Он вступил в партию только в 1939 году. В фильме говорится, что у Геббельса было среднее образование. На самом деле он был доктором философии. Ведомство Шелленберга не имело права производить аресты и проводить следственные действия на территории Рейха. Поэтому Штирлиц не мог бы забрать пастора из тюрьмы.В эпизоде, когда Штирлиц на машине везет пастора Шлага к границе, по радио звучит знаменитая песня Эдит Пиаф «Я не жалею ни о чем» (Non Je Ne Regrette Rien). Однако она была написана в 1960 году. Радистка Кэт звонила в Бабельсберг по телефону 42–75–41. Но номера этого района начинались с цифры 8, - сообщает news2.ru.

ИА REX: Мешают ли вам эти неточности и смотрели ли этот сериал ваши дети?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Перечисленные исторические неточности из «Семнадцати мгновений весны» (как и масса других, не перечисленных) фильм смотреть не мешают, потому что сам фильм – сильный. Был бы слабый, помешали бы точно.

Основной массе современных детей этот фильм, к чьему-то огромному сожалению, не интересен – хоть в чёрно-белом варианте, хоть в цветном, хоть в 3D. Точно так же более раннему поколению не интересны «сталинские» фильмы, но интересны «хрущёвские» и «брежневские». Это данность, которую надо просто принять, ничего страшного в этом нет. Некоторую часть «юных историков», безусловно, привлекают чёрные эсэсовские мундиры, так как более сильной формы военного образца (которая бы автоматически перевесила этот зловещий мундир) не придумано до сих пор.

Несмотря на безразличное в целом отношение современных детей к этому фильму, он будет жить ещё достаточно долго только по той причине, что вошёл в неофициальную тройку самых любимых фильмов жителей России: «Место встречи изменить нельзя», «Ирония судьбы, или С лёгком паром!», «Семнадцать мгновений весны». Эти фильмы – в отличие от любых сегодняшних, одноразовых – люди пересматривают десятки, сотни раз.

Заметим, между прочим, что все они были сняты при Брежневе, как бы в «эпоху застоя» и жесточайшей «диктатуры КГБ». Кто бы мог подумать, что в концлагерях могут рождаться такие шедевры.

Современных детей, вполне возможно, и притянула бы к себе подобная тематика, если бы по ней был снят какой-то новый фильм. Но не родился ещё такой режиссёр, который бы смог снять новый фильм о войне, способный выбить эмоции из миллионов зрителей самых разных возрастных групп. Возможно, он уже никогда и не родится, так как такие фильмы, как «17…» могли рождаться только в соответствующей стране, думающей о своих гражданах. Отсюда – и такие мощные подспудные эмоции.

Всё просто: страна (власть) рождает режиссёров, режиссёры рождают нужные фильмы, а уже эти фильмы формируют нужных стране граждан. Не говоря уже о том, что страна должна родить и массу других специалистов того же уровня: сценаристов, актёров, композиторов, так как «17…» не был бы «17-ю…», если бы и не музыка Таривердиева. Особенно, в таких пробивающих навылет местах, как, например, долгий проход профессора Плейшнера (Евстигнеева) на проваленную явочную квартиру. «Семнадцать мгновений весны» – великий памятник великой отечественной эпохе, которой у жителей России уже не будет никогда.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Не мешают неточности. Неточностей полно и в книгах Юлиана Семенова. Это не документальный фильм, а художественное произведение, где всегда присутствует условность. Ведь самая главная неточность в том, что никакого Исаева-Штирлица не существовало в действительности, даже были какие-то прототипы. Да и бардака в Германии за нацистскими парадами гусиным шагом было достаточно, о чем свидетельствуют реальные истории. Так, что можно было забрать пастора из тюрьмы и по блату, и просто напугав персонал мандатом или высоким чином.

Александр Хохулин, журналист:

Дети фильм смотрели. Внуки пока нет, но рассчитываю, что посмотрят. Перечисленные неточности не мешали и не мешают, как и главная, неназванная - разведчиков масштаба Штирлица у СССР не было. Причем это было вполне известно всем и в середине 1970-х годов. Известно и другое - даже спустя 30 лет после выхода фильма российские женщины по результатам опросов считали Штирлица одним из самых волнующих их мужчин - один этот умилительный факт заставляет относиться к работе кинематографистов с уважением. Так что неточности в фильме особо не волнуют. Вот состояние здоровья Льва Константиновича Дурова, 40 лет назад исполнившего роль агента Клауса, а на днях получившего тяжелую травму - волнует. Желаем ему скорейшего выздоровления.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Владимир
Карма: 15
14.08.2013 01:22, #8111
Не знал я про эти неточности.
Да и теперь, когда news2.ru расстарался с "опровержениями", еще хотел бы перепроверить этот "список Шиндлера" - уж очень много Мюнхгаузенов развелось на родной земле.

А вот, что я хорошо помню, так это то, что "Голос Америки" (еще и первый показ не закончился) во всю истошно вещал в свой эфир (как во всю Ивановскую), что эНтот фильм - клевета на верных союзничков, тогда (в 70-ых) уже внесших вклад в общую победу, но по их же тогдашней версии еще не решающий (во всяком случае в передачах на СССР). Что не было между УСС США и конкретно у Даллеса никаких контактов ни с Вольфом, ни с Гиммлером, ни с СС. Ни вообще ни с кем нехорошим, кроме СССР - "жила я только с Вами, больше ни с кем!"
Но я вот сбегал туда - на news2.ru, http://news2.ru/story/388519/ , - так представьте там (на news2.ru), слава богу пока, контакты США с нацистским руководством не значатся в списке "ляпов", "неточностей" или фейков, как теперь принято говорить на каком-то тарабарском языке пиджин-хацапетовка-инглиш.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть