О продлении на пять лет предельного возраста офицерской службы в рядах ВС РФ: мнения

Стоит ли таким путём экономить деньги на оборону?
28 июля 2013  00:49 Отправить по email
Печать

Министерство обороны России подготовило законопроект о продлении на пять лет предельного возраста офицерской службы в рядах ВС РФ.

Подполковников предлагается оставлять на службе до 50 лет, полковников — до 55, генерал-майоров — до 60, а генералов армии и маршалов — до 65 лет. Слухи о принятии подобного закона ходили давно, однако дошло до дела только теперь. Как сообщил заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков, цель нового закона — сохранение в армии элитных кадров. По его словам, Минобороны повсеместно собирало у подчиненных отзывы на законопроект, и не было получено ни одного негативного мнения. Однако мы решили самостоятельно опросить экспертов, ведь чего нельзя сказать начальнику, то можно сказать журналисту.

«Видимо, дефицит кадров настолько острый, что пора оставлять в рядах ВС потенциальных пенсионеров, — сказал «Труду» председатель правления Ассоциации офицеров запаса ВС, бывший начальник ГУ Сухопутных войск Юрий Букреев. — Подразвалили армию. Шесть министров поменялось — спросить теперь не с кого. Однако яма выкопана, и теперь надо как-то выкарабкиваться. В целом армии такой закон поможет, хотя не везде и не всегда. Я бы сделал дифференциацию. Для штабной работы, где нужны опыт, мудрость и знание людей, продлил бы срок службы. А в боевых подразделениях возрастные офицеры вряд ли нужны. Вы попробуйте в 50 лет на плацу два часа простоять, я уже не говорю про марш-броски». «Я положительно отношусь к инициативе, — согласился генерал армии, бывший главнокомандующий Сухопутными войсками Владимир Болдырев. — Сохранение кадров в сложившейся ситуации крайне необходимо. И потом, ну это же расточительство — офицер в 45 лет идет в запас? Он же здоровый мужик, у него есть и умение, и желание служить — значит, надо дать по меньшей мере такую возможность».

А вот что думает обычный отставной офицер, полковник запаса и бывший штабной работник Юрий Дроздов. «Я не одобряю этой инициативы, — сказал он. — Потому что по просьбе командира сам прослужил сверх лимита четыре года, и именно они дались мне крайне тяжело. Объясню почему. Во-первых, даже у штабного офицера, по сути, ненормированный рабочий день: встаешь спозаранок, часто возвращаешься домой, только чтобы поспать. Плюс нередко работа по выходным. Иногда вызовы ночью по тревоге. Во-вторых, взаимоотношения с начальством, как известно, в армии много жестче, чем в других общественных институтах. А стресс куда сложнее переживать в возрасте. Да и дисциплина в армии строже. Где гражданский человек может опоздать или заболеть, там офицер должен быть всегда готов к труду и обороне. Все эти прелести воинской службы с возрастом переносить достаточно тяжело». Впрочем, другого выхода у Минобороны просто нет. По экспертным данным, за последние пять лет, при бывшем министре, офицерский корпус ВС сократился с 365 тысяч до 142 тысяч человек — на 41%, в том числе из 15 365 полковников осталось 3114 человек — минус 80%. Институт прапорщиков и мичманов уничтожен полностью. Так что потенциальным пенсионерам из числа офицеров еще придется Родине послужить. Если хватит здоровья, - пишет газета Труд.

ИА REX: Стоит ли таким путём экономить деньги на оборону? Как в армиях других стран это решается?

Сергей Канчуков, генерал-майор, кандидат политических наук:

Нет и у меня однозначного ответа на данную инициативу, даже рассматривая ее с различных ракурсов, в том числе и с негативных.

Более реально к данной проблеме отношение у полковника Юрия Дроздова, чем у уважаемых военачальников, ведь каждый из них смотрит на данную проблему со своей служебной позиции и своих реальных ощущений, несмотря на то, что все они, как и автор данного комментария, искренне желают решения возникших перед армией сложных проблем.

Понятно, что сокращение офицеров с 365 тысяч до 142 тысяч было связано, как с политическими решениями, так и с экономическими. Политическое решение, и его ошибочность, нам еще аукнется. По сути дела из армии были уволены офицеры и генералы той, советской школы, прошедшие не только суровую школу мирной боевой подготовки в различных регионах СССР, но в большинстве своем, и имеющие боевой опыт, а это просто так заменить нельзя. А ведь из 223 тысяч уволенных офицеров большинство не дослужило до своего предельного возраста.

С экономической точки зрения вопрос повышения денежного довольствия офицерам за счет сокращения их численности, не выдерживает критики, так как было масса других способов решить данный вопрос, начиная с увеличения ответственности за вывод капиталов в оффшоры и заканчивая реальной экономикой. Несомненно, поднятие денежного довольствия офицерам, сыграло положительную роль, и позволило им ощущать себя более защищенными в этом мире.

Сегодня мы получили в армии «пирамиду Макарова», когда офицеру расти в должности и звании, практически невозможно, а то, что сегодня имеется много вакантных должностей, говорит в целом о неспособности командования и кадровых органов остановить отток увольнения офицеров. Нет здравых и адекватных предложений, с одной стороны жестких мер к командованию, с другой, преимуществ в службе, способных заинтересовать офицеров в дальнейшей службе. Реальность сегодня в квартире, которую получаешь от государства за свою долголетнюю службу и те лишения, которым подвергаешься сам и подвергаешь членов своей семьи, поэтому и служишь. И это объективная реальность, о которой сегодня не модно говорить.

Добавит проблем армии и государству в целом, решение заменить обязанность государства выдать воину натуральную квартиру по избранному месту жительства, ее денежной компенсацией. Но уже сегодня, еще только в ходе обсуждения данной инициативы, понятно, что проблем будет еще больше. Особенно это касается определения величины данной компенсации, срока ее получения, когда дети по существующим законам уже не будут считаться членами семьи военнослужащего. Наличие уже сегодня драконовских законов, позволяющих преступникам от министерства обороны, жонглировать ими и лишать военнослужащих положенных от государства квадратных метров, может негативно сказаться на моральном состоянии офицеров и их готовности жертвовать собой во имя призрачных идеалов, особенно в условиях отсутствия явной и четкой государственной идеологии. Так, ранее, буквально до 2004 года, жилье, полученное по наследству, не учитывалось для военнослужащих. Сегодня, чиновники от Министерства обороны могут офицера или генерала и членов его семь разместить и на 10 кв. метрах, и в квартире родителей, и в квартире родственников (тесть, теща, жена), а прокуратура и следственный комитет даже не реагируют на такие явные нарушения закона, даже, несмотря на то, что есть, скажем, решение самого Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Решения Президента РФ Владимира Путина могут сегодня и не выполняться чиновниками от Министерства обороны.

Простые расчеты показывают, что через 3-5 лет армия превратится в организацию пенсионеров, где старшие и высшие офицеры будут служить максимум, а молодым дорога на вершины армейской лестницы будет закрыта, за исключением продвижения по родственным или коррупционным связям. Но такое продвижение еще более усугубит проблемы в армии, начиная от вседозволенности под прикрытием служебной необходимости и заканчивая главной проблемой, укомплектованностью армии офицерами-профессионалами и боеготовностью армии в целом, а значит ее способностью защитить Россию. Ведь сегодня этой служебной необходимостью можно объяснить все, и сверхурочную работу, и бестолковые тренировки, и ежедневные совещания по 3-4 часа, после которых остается в записной книжке максимум одна – две строчки, и многое другое, о чем знают те, кто служил.

Следующая проблема вырисовывается в способности указанных категорий офицеров быть адекватным профессионалом, а не узким специалистом по нанесению фломастером обстановки на карту, или написании обобщенной телеграммы по результатам физподготовки. Созданная в ходе реформы армии база военных академий не в состоянии осуществлять должную профессиональную подготовку и переподготовку офицеров, начиная с подполковника и выше. Уже сегодня даже в Генеральном штабе ВС РФ выпускников академии Генерального штаба практически можно пересчитать по пальцам на одной руке, не говоря уже об офицерах штабов военных округов. Чтобы не говорили противники данного подхода, но высшее военное образование для офицеров Генерального штаба просто обязательно, а в округах желательно. Сегодняшний набор в академию придет в войска только в 2015 году, в количестве на порядок меньше, чем минимум положенного, но и для них должностей, соответствующих их званиям и знаниям может не быть, как это было и в прошлом году.

Отсутствие в государстве программы по реабилитации и обустройству военнослужащих, отслуживших установленные сроки службы в соответствии с новым законом, так же может вырасти в большую социальную проблему. Что здесь имеется в виду. В России практически все основные силовые структуры имеют такую негласную корпоративную программу, как говорится «своих не бросаем». Так сотрудники ФСБ, МВД после завершения службы трудоустраиваются в различные коммерческие или государственные структуры и это вполне справедливо. Военнослужащие в 99% лишены такой возможности и в большинстве своем получают «под з...д коленом» после увольнения. И здесь не помогут ни инициативы по запрету печатать в требованиях к работнику возрастных ограничений, ни другие инициативы. Работодатель имеет массу возможностей отказать работнику в приеме на работу. Таким образом, сегодня, при увольнении в 45 лет подполковник еще способен найти адекватную своему статусу работу, а в 50 лет ему в лучшем случае предложат должность вахтера (охранника турникета). А ведь сегодня подполковник это не только командир батальона, в подчинении которого огромная сила, хотя и он тоже, а и офицер Генерального штаба, отвечающий за огромный участок, после понижения должностных разрядов в ходе реформы Сердюкова-Макарова. Предусмотрено ли изменение этих, описанных позиций и разработка концепции восстановления престижа службы в армии. Пока этого не просматривается, а ведь это прямая обязанность статс-секретаря МО господина Н.А. Панкова.

Наверное, нужно обратиться и к опыту Советского Союза. Ведь не просто так были установлены именно такие сроки службы для офицеров и генералов. Здесь учитывались все особенности службы, быта, физического и морального состояния, образования и опыта офицера. Учитывалась организационно-штатная структура Вооруженных сил в целом и в частностях, способность офицера адекватно и грамотно реагировать на обстановку и выполнять в полном объеме возложенные обязанности по службе, как в мирное время, так и в военное время, да и мобилизационная потребность учитывалась. Сегодня нет в данном предложении такой глубокой проработки указанных, да и не указанных особенностей службы и боевой работы. Как пример можно рассмотреть реальность, скажем, командир батальона специального назначения, с воинским званием майор, на должности подполковника, идеально прослужив на всех должностях и получив ее в свои 35-36 лет, должен будет служить на этой должности еще 14 лет! В штабе бригады ему нет должностей, разве только на две ступени ниже, в штабе округа, так же нет должностей, отделы не резиновые и они сокращены до безобразия. Силы специальных операций у нас карликовые и там ему должностей не предусмотрено штатным расписанием, в военном училище мест преподавателя нет, там свои пенсионеры, военные кафедры разогнаны, военкоматы переведены на гражданский персонал. Создается такое впечатление, что нужно новое строительство армии, а не принятие довольно сомнительных законов, предназначенных не для укрепления обороноспособности армии, а решить сугубо личные проблемы некоторых инициаторов данной реформы.

Освоение хорошим офицером своей должности в полном объеме занимает 2-3 года, а полное его становление как командира, еще 2-3 года. Есть вундеркинды, но, как правило, это скороспелый плод под воздействием большого толчка по родственной линии, в дальнейшем приводящее к тому, что многие не знают элементарных вещей, как скажем, кому подчиняется вчера и сегодня спецназ ГРУ. Так вот, не подвергая сомнению порядочность и трудолюбие данного военнослужащего, его стремление всю оставшуюся жизнь прослужить комбатом и уволиться в 50 лет с этой должности, сможет ли он выдержать и моральную и физическую нагрузку на протяжении всей службы в данной должности. Ведь и медицинские учреждения у нас сокращены, и военных санаториев на всех не хватит, разве только в Турции поправлять свое здоровье по коммерческим путевкам, но с отменой проездных и остальных льгот и это становится проблематично, особенно, для многодетных офицеров!

А кто учитывал, выдвигая это предложение, мнение молодых офицеров, которым в таких условиях не светит даже должность и звание подполковника, и он будет вынужден служить до 45 лет в должности капитана или майора. Кто просчитывал, когда такой офицер напишет рапорт на увольнение, через год, два службы, когда окончательно слетит романтика и пелена с глаз. Кто его будет менять на этой должности. Не получится ли так, что наши училища будут вынуждены сократить сроки обучения курсантов для восполнения некомплекта офицеров на первичных должностях, или снова возвращаться к военным кафедрам и «двухгодичникам»? Спрашивается, а зачем было все ломать?

Есть еще одна проблема в данном подходе, это несоответствие существующей концепции денежного довольствия предлагаемой системе прохождения службы офицерами. Сегодня, длительное пребывание на определенной должности, а на должности подполковника можно оказаться в ходе прохождения службы и в 30 лет, не заканчивая военной академии, и существующие надбавки за выслугу лет, не будут позволять офицеру осуществлять рост своего благосостояния и благосостояния семьи на протяжении всех оставшихся 20 лет службы, что немаловажно в наш рыночно-капиталистический век. А куда будет назначен подполковник после окончания академии, когда его бывшая должность уже будет занята, на нижестоящую должность? Значит, в данном законе необходимо предусматривать изменение порядка начисления денежного довольствия, не только исходя из срока службы, а и срока нахождения на определенной должности, введя определенный коэффициент для каждого срока пребывания на должности. Скажем, два года на должности увеличивают должностной оклад на 0,5, а три года, в два раза и т.д. Но его применение не должно быть завязано на решение командира, так как это позволяет недобросовестным, с низкими моральными качествами должностным лицам играть на этом.

Не поможет данное предложение и при решении задачи по обратному формированию дивизий вместо бригад, как этого требует весь опыт применения бригад в современных условиях.

Таким образом, на вопрос, нужен данный закон для армии или нет, практически невозможно однозначно ответить. Это может показать только время, реальный расчет, учет всех нюансов службы и быта военнослужащих, их внутреннего мира и взаимоотношений в армии, порядка прохождения службы, коренного изменения внутреннего климата в воинских коллективах, изменения денежного довольствия и решения других важных вопросов прохождения офицером воинской службы.

Можно однозначно сказать только одно, что простое принятие данного закона и его внедрение в армию в таком однобоком виде, нанесет колоссальный вред службе и боеготовности армии, и здесь никакие заверения, о сохранении в армии профессионалов, не помогут.

Александр Тимофеев, политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты "Служу Отечеству", подполковник запаса:

Проблема действительно серьезная. 45 лет - не тот возраст, чтобы отправлять офицера на "гражданку", это как раз возраст, когда офицер набирает опыт и может передавать его молодым. Тем, кто хочет и может служить, надо дать такую возможность. Собственно, она и без этого была, но каждый год надо было подавать на продление контракта, и этот вопрос решался на уровне центрального аппарата. Есть и еще одна проблема, связанная с увольнением в запас или уходом в отставку - пенсионное обеспечение. Несмотря на то, что пенсии военным подняли, сравнивать их с денежным довольствием военнослужащих просто смешно, поэтому и стараются многие служить как можно дольше, ведь после 45 лет трудоустроиться в гражданских структурах отставному военному очень непросто.

Но при всем этом необходимо отметить, что наличие предельного возраста службы способствует омоложению командирского состава, ротации кадров. Не секрет, что нередки случаи, когда молодые офицеры увольняются из-за отсутствия перспектив роста - пока офицера не назначат на подполковничью должность, он не сможет получить звание подполковника, хотя и выходил положенный срок (иногда, правда, бывают случаи, когда за особые заслуги присваивают звание на ступень выше, чем предусмотрено занимаемой должностью). В этой связи, возможно, стоит подумать о том, чтобы офицеры, достигшие предельного возраста пребывания на службе, переводились на другие должности, чтобы они могли дать дорогу молодым и при этом помогать им.

Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):

В Германии уже два года как отменили всеобщий призыв. В Бундесвере всегда существовал закон, по которому призывники могли получить освобождение от срочной службы, если это противоречило их убеждениям. Тогда вместо службы с оружием в руках, они направлялись в разные гуманитарные проекты: работали в развивающихся странах в медицинских, учебных и некоммерческих гуманитарных организациях. Теперь это отменили и по статье о свободе совести призывников освобождают от призыва полностью. Возраст выхода на пенсию в Германии одинаков для всех. До недавнего времени это было 65 лет, сейчас - 67.

Кирилл Мямлин, публицист:

Если при этом в военные училища продолжат останавливать набор - то это откровенное предательство - ждут, пока вымрут лучшие кадры, не готовя при этом смену. Если же в военные училища будут набирать молодых офицеров, а "старики" смогут передать им опыт - то это "тихое признание ошибок прошлых лет".Вопрос лишь один - хоть одна либерально-компрадорская сволочь понесет наказание за разгром армии, который сейчас исправляют за счет издевательства над военными пенсионерами?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

ВАК
Карма: 47
28.07.2013 13:16, #7403
Воспоминания рядового: при служебной нагрузке 360 часов в месяц, а кроме того ежедневные стрельбы и хозработы, солдаты шалели и переставали что-либо соображать. Оставалось только одно желание: где-нибудь прилечь. И это в молодом возрасте. Что в таком случае говорить о пятидесятилетних офицерах?
Владимир
Карма: 15
28.07.2013 22:59, #7438
Пусть этот вопрос решают профессионалы.
Как сказано в к/ф "Национальных особенностях", "что вы, штатские, понимаете в особенностях военно-морского юмора". Вопросик-то очень-очень щепетильный:::
- с одной стороны, нехватка профессиональных кадров на транспорте - это неудобно и чревато, а в армии - просто опасно,
- с другой стороны, если сами генералы говорят, что им можно служить подольше, то это еще не значит, что это интерес страны, а не их (генералов) корпоративный интерес,
- с третьей стороны, если обхвата талии генерала хватает на двух лейтенантов, то возникают сомнения в адекватности этого генерала,
- с четвертой стороны, талант-то не пропьешь (не проешь).
И так можно жонглировать до бесконечности.

Пусть решают профессионалы. Не сами, конечно, под присмотром. Но лезть в эту сферу делетантом - нужно особое самолюбивое слабоумие.
Пусть решают профессионалы. Я Шойгу верю. Этот глупостей плодить не станет.

А вот, что обращает на себя внимание в нашем любительском междусобойчике на тему "продлевать ли сроки службы офицерскому корпусу", так это реплика

- "в Германии уже два года как отменили всеобщий призыв"

и реплика

- "закон, по которому призывники могли получить освобождение от срочной службы, если это противоречило их убеждениям" (кстати, к сведению "репликатора" такие положения были еще в советском военном законодательстве, это для Советской Армии не было "открытием Америки").

Подумайте, какая связь!
Владимир
Карма: 15
28.07.2013 23:03, #7439
Подумайте, какая связь!
Это вроде диалога:

- По нашим наблюдениям радиус орбиты Луны за последние десять лет увеличился на 2 метра.
- Да-да! И я заметила - на Луну еще и волки воют.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть