«Почему юродивые? Феномен юродства Христа ради интересен по нескольким причинам. Во-первых, юродивые – это наша забытая философия.
В.В.Зеньковский в своей работе «История русской философии» попытался напомнить о том, что до появления понятийно оформленной философии юродивые наряду с иконой были нашим «умозрением в поступке». Однако попытка Зеньковского была встречена философами без энтузиазма, и до сих пор они обходили вниманием этот феномен», - отмечает старший корреспондент Slon.ru Наталия Ростова.
Обращение к феномену юродства позволяет говорить об антропологических проблемах вообще, а не об узком кружке христианских подвижников.
ИА REX: Действительно ли юродивые - это наша забытая философия?
Александр Тимофеев, политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты "Служу Отечеству":
Юродивых на Руси никогда не притесняли, это был своеобразный "рупор свободного слова" - они говорили все, что хотели, и их никто не трогал, поскольку их всегда считали "детьми Божьими". Более того, российские государи привечали юродивых и не позволяли никому их обижать. Даже Иван Грозный принимал у себя юродивых - к ним в российской традиции всегда прислушивались, поскольку слова юродивых расходились в народе как "истинная правда" и это надо было учитывать. Можно заметить, что при российском императорском дворе во все времена были юродивые (последним таким был Григорий Распутин), некоторые из которых считались официальными шутами - им позволялось говорить все, что угодно, даже на официальных приемах. Иногда, впрочем. это было дипломатическим способом, позволяющим добиться наилучшего результата - шут мог говорить, не считаясь с политесом, и это помогало решать серьезные проблемы.
Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:
Российскую жизнь и историю всегда творили люди веры, которых называли мечтателями, утопистами, юродивыми. Но в дальнейшем их признавали пророками, гениями человечества. Но в наше время тоже есть свои юродивые и в международной политике. К примеру, американский сенатор Джон Маккейн, который формулирует внешнеполитическую повестку дня США гораздо более радикально и откровенно, чем это может себе позволить президент США. Таким политикам, как «юродивым», позволено говорить почти всё, что вздумается, хотя зачастую их высказывания звучат провокационно и могут вредить имиджу их собственной страны. Но тем самым они как бы прощупывают мировое общественное мнение и дают понять, что курс их руководства мог бы быть гораздо более жёстким. Такие провокационные высказывания — элемент «мягкой силы» в мировой политике. В РФ такую роль юродивого долгие годы выполнял Владимир Жириновский, но в последнее время его на этом поприще потеснил разоблачитель козней США и мирового правительства депутат Фёдоров.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Стоит почитать историю Московского царства в 15-16 веках, когда выкрики юродивого или соглядатая возбуждали толпу и кончались возбужденными толпами вокруг царского дворца, требующих крови бояр, думских дьяков и даже царей.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
В русской мифологии удача, как мы знаем из сказок, всегда на стороне Ивана-дурака, который, в какой-то мере, является юродивым и это глубоко сидит в народном подсознании на уровне культурного архетипа. Российская власть не понимает таких тонкостей, а сепаратисты уже есть и тихо готовят развал страны, только до сигнала притворяются юродивыми, но придёт время им снять маску и при полном безмолвии толпы они всё скажут, как юродивый в драме Пушкина «Борис Годунов». Напомню ключевой диалог: Царь Борис подаёт милостыню Юродивому и просит помолиться за него. А тот смотрит на него детским взглядом и отвечает: «Нельзя молиться за царя-Ирода». Если Путин в ближайшее не проведёт кардинальных мероприятий по чистке кремлёвской элиты, не посадит того же Сердюкова и его команду, он станет в глазах населения «Царём-Иродом», и с этим ничего нельзя будет сделать. Каждое его слово и каждое решение будет отравлено изначальным обманом, даже при благих намерениях.
Комментарии читателей (1):
3-
Имхо.