Левада-центр: большинство россиян согласилось отделить Чечню от России: мнения

Почти четверть участников опроса «были бы рады» отделению северокавказской республики. Еще 27 процентов признались, что не одобряют это событие, но готовы смириться, если оно произойдет, а 12 процентов уверены, что де-факто Чечня и так уже не является российской территорией.
3 июля 2013  00:01 Отправить по email
Печать

Как показал опрос «Левада-центра», только каждый десятый россиянин считает, что выходу Чечни из состава России надо препятствовать любыми средствами, пишет «Коммерсант». При этом почти четверть участников опроса «были бы рады» отделению северокавказской республики. Еще 27 процентов признались, что не одобряют это событие, но готовы смириться, если оно произойдет, а 12 процентов уверены, что де-факто Чечня и так уже не является российской территорией. Кроме того, 28 процентов сограждан считают, что средства, направляемые в республики Северного Кавказа, «по большей части разворовываются», и еще 21 процент - что тратятся не так эффективно, как в других регионах. По словам замдиректора «Левада-центра» Алексея Гражданкина, всему виной поведение выходцев из Чечни в крупных городах. Более того, у россиян возникает желание «отгородиться» от всего Северного Кавказа, который воспринимается как мина замедленного действия, отметил он. И такие настроения только растут. «Люди видят, что это территория с особым типом управления, там поддерживается особый порядок, и у граждан складывается впечатление, что федеральные структуры не управляют тем, что там происходит», - сказал социолог.

ИА REX: Большинство россиян согласились отделить Чечню от России. Стоит ли власти в данном случае прислушаться и принять меры?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Данный прецедент с Чеченской Республикой автоматически показал всем остальным этническим образованиям внутри федерации, как можно оформить выход из неё без всякой войны. Если очень этого захотеть и если запастись терпением.

ЧР не собирается выходить из РФ, однако чисто визуально она уже принадлежит к другой цивилизации. Любой россиянин может убедиться в этом сам, ему достаточно будет приехать в Грозный и задать себе вопрос, стоя посередине этого необычного города – а собственно, в какой стране я нахожусь?

ЧР пришла к такому формату благодаря сложной связке информационных, законодательных и социальных процессов, которые внедрялись в сознание россиян с начала 90-х гг. Сначала в обществе шла, казалось бы, невинная дискуссия (В. Жириновский и др.) о том, что нерусский мужчина, исходя из местных традиций, может иметь несколько жён; потом все жители национальных республик как по команде надели свои особенные шапочки и платки; потом мощно пошли в рост религиозные объекты. Стоит вспомнить и такие яркие иллюстрации, когда федеральных руководителей вовлекали в трогательные местные обряды (когда президент Путин окунался в Татарстане в молоко), как бы приучая всех остальных, что – мы другие, у нас свои традиции и обычаи.

В итоге сложилась ситуация, когда Россия медленно, по факту расслоилась на несколько разномастных кусков, которые объединяет пока только страх перед Путиным и русский язык. То есть мы получили незаметное переформатирование культурного развития той или иной территории в сугубо политический формат, ждущий своего часа. Мы явно становимся разными. После этого мы можем стать только чужими, особенно если усилить изучение местных языков, в ущерб русскому.

И главным индикатором переползания через эту страшную грань, способную привести к распаду страны, является мнение самих россиян, которые фактически – как показал опрос – смирились с мыслью, что Чечня не Россия, и с ней можно прощаться. При этом россияне наивно полагают, что им станет жить легче, что они разбогатеют, если Грозный не будет получать федеральных денег. Однако придётся вспомнить распад сначала глобальной зоны советского влияния, потом распад самого СССР, когда отделение от нашей экономики всей массы стран Африки, стран Восточной Европы, дружественных стран Азии и всех 14 советских республик привело к печальному и необъяснимому итогу: мы стали жить намного хуже, вопреки всем радостным ожиданиям.

То же самое будет и после «отделения Чечни», но только на порядок страшнее, трагичнее. Россияне не только не отделятся от Кавказа стеной – они получат «Кавказ» у себя в Рязани, Костроме, Омске и Владивостоке. Распад СССР никого и ничему не научил. А это значит, что распад продолжается.

Андрей Давыдов, журналист:

В данном случае вообще затруднительно говорить о ясно выраженном общественном мнении. Особенно, когда подобный клубок из эмоций, усиленных целенаправленной пропагандой деструктивных сил (а конструктивной протестную оппозицию точно не назовешь!), берется разматывать именно «Левада-центр». Здесь как минимум нужно вносить в уме поправку на то, что эта социологическая служба наиболее близка т.н. «креативному классу» и над ней до сих пор висит дамоклов меч признания ее «иностранным агентом».

Тем не менее, такие настроения в обществе есть – и они плохо поддаются голосу разума. Как вы думаете, куда денутся те кавказцы, которые раздражают своим поведением в русских областях, в случае отделения Чечни? 99% из них останутся здесь на правах граждан России! И кого же мы отделим?

Да и отделим ли? Чечня – не Алжир, чтобы отгородиться от нее морем. Потеряв власть над регионом, мы не только не избавимся от дурного влияния оттуда, но и многократно его усугубим. Как это уже было с независимостью Ичкерии, сюда побегут нашкодившие сверх всякой меры соплеменники, да и другие преступники всех мастей, а отсюда будет идти им нелегальная смена. Лишившись основ для нормальной экономики, горцы вспомнят о ремесле предков и вновь займутся набегами – на русские районы и транспортные линии. Одновременно здесь снова усилятся радикальные исламисты и подрывная агентура со всего враждебного нам мира. И России снова придется идти войной на Кавказ, как десять, двадцать, двести лет назад. Зачем же отказываться от уже завоеванных позиций, чтобы начинать все сначала?!

Ничего этого и слышать не хотят те, кто жаждет отделить Чечню и не ее одну. Но разве можно считать это здравым мнением, к которому необходимо прислушиваться? Чечня угомонилась во времена СССР только к 50-м годам. И ничего другого, кроме терпеливого встраивания ее в Российскую Федерацию, на самом деле просто не остается. Можно делать это лучше или хуже, решительнее или пустить на самотек, но это данность, от которой нужно отталкиваться. Альтернатива, извините, смешна – назло врагу отморозим уши!

Александр Хуршудов, эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:

Большинство участников опроса не представляют себе последствий такого "отделения". А они будут таковы: резкий рост подстрекаемого извне сепаратизма в других регионах, нарушение дорожного движения, сбои в электрических и трубопроводных сетях. Ни одна маленькая республика из состава РФ к самостоятельному существованию не способна. А следовательно, там начнется рост преступности, миграции, которые не пройдут даром и для России. Нужно объяснять людям правду.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Похоже, что у граждан складывается правильное впечатление и федеральное правительство не способно контролировать Северный Кавказ. Однако оно не способно контролировать и другие существенные вещи в российской жизни - экономическое развитие, например. На саммите в Санкт-Петербурге президент опять повторил принципы старого курса опоры на экономику энергоресурсов и образцов - показательные проекты в инфраструктуре. От Чечни никак не отгородится. Когда метрополия уходит из колоний, то колонии неизменно приходят в метрополию. Отделение от Кавказа никак не решит проблемы огромных диаспор, обладающих российскими паспортами, а лишь обострит и так непростые межэтнические и межрегиональные отношения в Российской Федерации. Простых решений по типу "все свободны, всем спасибо" не работают.

Ефим Андурский, правозащитник:

Отделение Чечни от РФ позволило бы сохранить немало человеческих жизней, а также массу бюджетных средств. Думаю, что политическому руководству России имеет смысл провести соответствующие переговоры с Рамзаном Кадыровым. Ведь он, несмотря на сравнительно молодой возраст, достаточно неплохо контролирует ситуацию в руководимом им регионе. И если уж платить деньги Чечне, то за то, чтобы она стала форпостом РФ на Северном Кавказе.

Евгений Дьяконов:

Удивительное дело, но то, чего не удалось Джохару Дудаеву, удалось Рамзану Кадырову. Причина - созданный в Чечне жуткий, по своему проявлению феодальный режим, в некоторых его проявлениях даже можно сказать "гротескный", шокировал россиян. Результат - россияне не желают иметь в своем жизненном пространстве подобные общественные отношения. И надо сказать, что это радует.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Владимир
Карма: 15
03.07.2013 00:49, #6876
Прав Трофимчук: все в мире имеет свои пределы и только глупость людская безгранична...

А "Левада" - еще тот фруктик. Думаю, они если очень надо результатики свои еще и генерировать будут.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть